ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРИРОДНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Л.А. Муравьева Педагогический колледж №18 «Митино», г. Москва В нашей стране физическое воспитание подрастающего поколения, забота о здоровье и физическом развитии являются делом особой важности.
Интенсификация умственного труда детей приводит к снижению их физической активности, дети двигаются все меньше и меньше. При низкой двигательной активности уменьшается подвижность суставов, снижается эластичность мышц, сухожилий, уменьшается гибкость. Все негативные факторы приводят к повышению числа заболеваний, связанных с нарушениями осанки, обмена веществ и ожирения. Происходят частые бытовые травмы, связанные с низкой способностью мышц и связок к нагрузками.
Канон врачебной науки Авиценны, опубликованный 1000 лет назад, на первое место в режиме развития ребенка и сохранения здоровья взрослых поставил физические упражнения, а затем уже режим питания, сна, и в последнюю очередь – труда. Его определение физического упражнения поражает - оно представляет собой произвольное или направленное движение, приводящее к непрерывному глубокому дыханию. Дополнительно движение в виде физических упражнений «предотвращает накопление излишков питания, способствует активному процессу их выделения, укрепляет суставы и сухожилия, в результате чего усиливается способность человека к действию и испытанию действия на себе».
Основную роль приводящего к здоровью проводника играет мышечная ткань, управляя которой мы неизбежно приходим к кинезитерапии и профилактике отклонений в состоянии здоровья и заболеваний человека. (Румянцев А.Г.)
Кинезитерапия на современном этапе развития приобрела вид технологии, т.е. системы, основанной на новых достижениях биологии клеток, мышц, связок, костей, суставов, условий их существования и развития; физиологии и биохимии сокращений мышц; поддержания структуры костей и суставов.
В младшем школьном возрасте отмечается не координированность, нарушение пространственных ощущений. В результате пониженной двигательной активности многие мышечные волокна не получают адекватной нервной регуляции, что приводит к мышечной недостаточности (Бубновский С.М.)
Активным методом максимальной стимуляции развития, как объема, так и нервной регуляции является методика кинезитерапии. Суть метода сводится к тому, чтобы максимально вовлечь все волокна мышц в работу, как медленные, так и быстрые (силовые), что по методу обратной связи будут формировать соответствующие пути в центральной нервной системе. Для максимального включения в работу всех мышечных волокон, подразумевается выполнение силовых упражнений до максимального возможного, что будет свидетельствовать о том, что все мышечные волокна работающей мышцы выработали свой ресурс и не задействованных волокон не осталось. В результате, в коре головного мозга расширяется зона проекции работающей мышцы, что способствует улучшению центральной регуляции координации и трофики мышц, предотвращающая развитие мышечной недостаточности. Метод кинезитерапии подразумевает адекватное воздействие на мышцу физической работой с отягощением, т.е. выполнение упражнений по типу атлетической гимнастики, а также применение партерной гимнастики, т.е. гимнастики без отягощений и прыжков.
Третий час преподавания учебного предмета «Физическая культура» в школе введен в 2010 году, с целью использования его на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
Проведение дополнительного урока физической культуры дает возможность применения партерной гимнастики. Слово партер произошло от французского - parterre (по земле): слово par – по, а слово terre – земля. Под "партерной" гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений, в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. При выполнении упражнений на полу в исходных положениях сидя и лежа уменьшается вертикальная опора на позвоночник и ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих упражнениях высока и позволяет мышцам работать в другом режиме, нежели в упражнениях, выполняемых стоя. Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи.
Партерная гимнастика – один из самых безопасных видов тренировок.
Партерная или, как ее еще называют, суставная гимнастика – это достаточно новая лечебно-оздоровительная методика.
Виды лечебно- оздоровительной гимнастики:
адаптивная (облегчённый вариант, темп медленный), для начинающих школьников;
базовая (расширенный комплекс, средний темп), для подготовленных школьников;
специальные тематические программы (с учётом конкретной патологии), для школьников отнесенных к специальной медицинской группе.
Во время прохождения практики в школе «Пробные уроки», студенты физкультурного отделения нашего колледжа успешно проводят занятия по партерной гимнастике с детьми начальной школы.
Выполнение упражнений партерной гимнастикой преследуют следующие цели:
формирование правильной осанки;
обучение школьников методам напряжения и расслабления отдельных мышц и общей релаксации с помощью специальных движений и дыхания;
тщательная проработка мышц брюшного пресса, чего невозможно достичь на обычных уроках физической культуры;
восстановление визуальной координации движений, которая заключается в умении синхронно повторять движения учителя и владеть своим телом без всяких приспособлений;
восстановление гибкости позвоночника (при отсутствии противопоказаний) и подвижности крупных суставов;
выработка навыков выполнения определенного количества движений в единицу времени.
Программа занятия состоит из следующих частей:
Разминка
Динамическая часть
Растяжка
Релаксация
Все упражнения выполняются в положении лёжа и сидя, без вертикальной нагрузки и прыжков.
Каждое упражнение комплекса выполняется не менее 20-30 секунд или 15-20 повторений, в зависимости от возраста и подготовки школьников.
Все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку. (Учитель добивается ритмичности двигательной деятельности детей)
Всякое движение необходимо компенсироваться контрдвижением. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным. В одном занятии должны быть упражнения на все группы мышц.
После темповой (аэробной) части дается набор упражнений с обучением различным растягивающим движениям с применением правильного дыхания. Упражнения (силовая растяжка) в сочетании с правильным дыханием выполняются плавно, без рывков и достаточно длительное время. Движения должны быть легкими и медленными, контролируемые телом.
Обучение релаксации после объемной физической программы. Эта задача обучения борьбы с отрицательными эмоциями, укрепления духа и веры в себя, собственные силы, что и требуется для гармоничного развития школьников. Библиографический список
Матвеев А.П., Физическая культура 1-4 классы – М: Просвещение, 2011
Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы –М: Просвещение, 2011
Бубновский С.М. Для тех, кто хочет быть здоров. М: ЭКСМО, 2011
Асмолова А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе – М: Просвещение, 2010
|