ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Структура проектирования системы учебных занятий
Технологическая структура системы учебных занятий (конструирование)
1. Последовательная структура.
2. Блочная структура.
3. Разнородные концепты.
4. Однородная деятельность.
5. Групповая работа.
6. Ситуативная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Технологическая карта системы учебных занятий Технологическая карта – это педагогическое средство, инструментарий конструирования системы учебных занятий с целью обеспечения как индивидуального образовательного движения каждого ученика, так и всего образовательного процесса в целом
Название блока
| Основная задача
| Формы организации обучения
| Вводные занятия
| Актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему. Помочь в самоопределении и личном целеполагании учеников по отношению к теме. Разработать индивидуальные образовательные маршруты в рамках движения в общей теме
| Вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, и др.
| Основная часть
| Достичь главные цели по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных маршрутов учеников, освоить содержание темы,
| Урок, проблемный семинар, групповые и индивидуальные занятия, погружение, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др.
| Тренинг
| Достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы. Закрепить результаты основной части блока.
| Семинар, практикум по решению задач, лабораторная работа, «мозговой штурм», консультация
| Контроль
| Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей. Обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях, умениях, освоенных способах, в созданной образовательной продукции.
| Защита творческих проектов и работ, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование и др.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Типология уроков в современной дидактике
Типология уроков представляет собой классификацию уроков на типы и виды (составляющие соответстветствующего типа уроков) по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям:
Классификация уроков по дидактическим целям:
| - комбинированный урок;
-урок совершенствования знаний, умений, навыков;
-урок изучения нового материала;
- урок контроля;
- урок обобщающего повторения;
- урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью
| Классификация уроков по этапам формирования навыка:
| - вводный урок;
- тренировочный урок;
- итоговый урок.
| Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:
| - урок-практикум;
- урок-семинар;
- урок-лекция;
- урок-зачет;
- урок-игра;
- урок-конференция;
- урок-экскурсия
| Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:
| - урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;
- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;
- урок работы в малых группах;
- урок коллективного способа обучения.
| Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:
| - информирующий урок;
- проблемный урок;
- исследовательский урок;
- эвристический урок
| Классификация уроков по типу межпредметных связей:
| - интегрированный урок;
- библиотечный урок;
- клубный урок;
- медиаурок
| Классификация по структуре учебной деятельности
| - урок постановки учебной задачи.
- урок преобразования условий учебной задачи.
- урок моделирования.
- урок преобразования модели.
-урок построения системы конкретно-практических задач
- контроля
- урок оценки
-комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности).
| Классификация уроков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образовательного продукта и типы образовательной продукции
| Уроки когнитивного типа:
- урок-наблюдение;
- урок-эксперимент;
- урок исследования объекта;
- поисковый урок;
- лабораторно-практический урок;
- урок постановки проблем и их решение;
- урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез);
- урок конструирования теорий;
- урок-концепт, построение картины мира или ее части;
- урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами);
- интегративный урок;
- метапредметный урок;
- межпредметный урок;
- урок философского обобщения.
2. Уроки креативного типа:
- урок составления и решения задач;
- урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);
- урок-парадокс;
- урок-фантазия;
- урок изобретательства;
- урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного. педагогического) творчества;
- урок моделирования;
- урок символотворчества;
- урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий);
- урок — эвристическая ситуация;
- урок открытий;
- сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.);
- деловая игра;
- ролевая игра;
- урок-путешествие (реальное, виртуальное);
- урок-наоборот (ученик в роли учителя);
- урок в школе будущего;
- прогностический урок;
- урок защиты творческих работ;
- урок-олимпиада;
- урок творческого обобщения.
3. Уроки оргдеятвльностного типа:
- урок целеполагания;
- урок нормотворчества;
- урок разработки индивидуальных образовательных программ;
- урок защиты индивидуальных образовательных программ;
- уроки с группой работой;
- урок-проект (с использованием метода проектов);
- урок-консультация (взаимоконсультация);
- урок самооценок (взаимооценок);
- урок-зачет (самозачет);
- урок-рефлексия.
4. Уроки коммуникативного типа:
- бинарный урок (ведут два учителя);
- урок рецензирования;
- урок взаимоконтроля;
- урок-вернисаж;
- урок-выставка;
- урок-аукцион;
- урок-конференция;
- урок-соревнование;
- урок-КВН;
- урок-«суд над явлением»;
- урок-спектакль;
- урок - «круглый стол»;
- урок-панорама;
- творческий отчет.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Дидактическая модель урока – образовательной ситуации В соответствии с требованиями ФГОС общего образования в части формирования универсальных учебных действий современный урок как инструмент реализации учителем своей рабочей учебной программы должен проектироваться в виде образовательной ситуации. Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула учебной деятельности и условий достижения планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Продолжительность образовательной ситуации — от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Образовательная ситуация — это сочетание педагогической цели с условиями и обстоятельствами (содержание образования; методы, формы обучения; дидактические и технические средства и т.д.), создающее образовательную среду совместно-распределенной деятельности участников образовательного процесса с целью получения образовательного результата, имеющего форму образовательной продукции (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов)
Дидактическая модель урока как образовательной ситуации
Этап актуализации
Этап проблематизации
Этап целеполагания и планирования
Этап концептуализации
Этап моделирования
Этап конструирования
Этап рефлексии
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Анализ урока, ориентированного на формирование УУД Протокол экспертизы урока
Этапы урока
|
Критерии оценки эффективности урока
| Оценка
| 1.Этап актуализации
| обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока (ЗУНы по данному предмету, знания и умения из других предметных областей, обобщенные способы деятельности, личный жизненный опыт);
оригинальность используемых педагогом приемов актуализации;
активность ученической позиции (связана с формой организации деятельности: фронтальная + индивидуальный опрос, коллективная дискуссия, работа в малых группах и т.п.).
|
10бал.
| Этап проблематизации
| наличие конструктивного конфликта (представленность разных точек зрения, разных взглядов, позиций относительно темы урока);
четкость обозначения обучающимися границы своего «знания» - «незнания»;
активность ученической позиции.
|
10бал.
| Этап целеполагания и планирования
| инициативность обучающихся в формулировании цели предстоящей деятельности (постановка учебной задачи);
четкость построения ориентировочной основы деятельности участников учебно-воспитательного процесса (план урока);
наличие прогностической модели ожидаемого результата урока
партнерство как ведущий способ взаимодействия участников УВП.
| 10бал.
| 4. Этап концептуализации
| наличие анализа реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
организация коллективно-распределительной деятельности в малых группах
способность вести дискуссию на разных уровнях
умение аргументировать, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание
|
10 бал.
| 5. Этап моделирования
| обоснованность выбора модели для фиксации найденных существенных характеристик объекта урока;
понимание учащимися смысла созданной модели как ООД решения определенного класса учебных задач;
полнота преобразования модели и четкость формулирования объективных закономерностей, характеризующих способы решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, связанных с объектом урока.
|
10бал.
| 6. Этап конструирования
| полнота охвата построенной системы конкретно-практических задач границ применимости сформулированной объективной закономерности;
«интересность» заданий, наличие «ловушек» и приемов «провокаций» для объективации открытого на предыдущем этапе способа решения учебно-познавательных и учебно-практических задач по теме;
многоуровневость взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-группа»
|
10бал.
| 7. Этап рефлексии
| целесообразность выбранного способа контроля;
уровень самостоятельности обучающихся в контроле хода решения учебной задачи урока;
понимание обучающимися критериальной базы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока;
наличие потребности у учащихся в оценке своих действий;
наличие самооценки, степень самостоятельности учащихся в оценивании качества своей учебной работы;
учет позиций обучающихся и понимание субкультуры класса;
системность и цикличность организации действия оценки;
вариативность средств и форм оценивания
|
10 бал.
|
35- 45 баллов – урок ориентирован на предметный результат, личностные и метапредметные результаты появляются случайным образом.
46-60 баллов – урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования требуемых ФГОС.
61- 70 баллов - урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования требуемых ФГОС, и учитель использует интересные методические приемы формирования УУД.
|