Инновационный проект «Здоровье дошкольников».
Название разработки: «Валео-педагогические условия индивидуализации работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников».
Проблемы, решению которых будет способствовать разработка:
2.1.Анализ педагогической ситуации в дошкольном образовательном учреждении позволил выделить наиболее актуальные проблемы, решению которых будет способствовать реализация инновационного проекта:
Учет индивидуальных особенностей здоровья, характера и степени имеющихся заболеваний и нарушений в психофизическом развитии детей в процессе реализации комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
Валео-педагогический мониторинг динамики здоровья и развития воспитанников (в ходе реализации комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья детей), обеспечивающий преемственность оздоровительной работы в соответствии с изменением состояния здоровья и развития детей на всем протяжении их пребывания в ДОУ;
Усиление профилактического направления комплексной программы по оздоровлению за счет разработки и реализации адаптационных программ для вновь поступающих детей в ДОУ;
Повышение компетенции в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, педагогов, как условие валеологизации образовательного процесса;
Повышение координации в деятельности детской поликлиники, ДОУ и семьи по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей.
Сфера использования:
Данный инновационный проект может быть использован в деятельности ДОУ общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего видов, Центров развития ребенка. Комплексный характер разработки предполагает ее реализацию в разных направлениях деятельности ДОУ: лечебно-профилактическом, физкультурно-оздоровительном, общеразвивающем, коррекционно-развивающем.
Круг пользования:
Реализация проекта предполагает совместную деятельность педагогов и специалистов ДОУ (воспитателей, педагога-психолога, медсестры), специалистов лечебно-профилактических учреждений (врачей – специалистов, медсестер).
Цель разработки:
Создание в ДОУ валео-педагогических условий индивидуализации работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Основные задачи, решаемые внедрением разработки:
Индивидуализация и дифференциация содержания работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
Оперативное изменение содержания работы по сохранению и укреплению здоровья детей в соответствии с динамикой здоровья и развития каждого ребенка;
Валеологизация всего образовательного процесса в ДОУ;
Создание в ДОУ валео-педагогических условий профилактики дезадаптационных нарушений у вновь поступивших детей в ДОУ;
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, освоение и реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
Расширение и укрепление взаимодействия ДОУ с учреждениями здравоохранения и родителями. детей с целью повышения эффективности работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Ожидаемые результаты от внедрения
Повышение общих и индивидуальных показателей здоровья в ДОУ и снижение заболеваемости детей;
Валеологизация образовательного процесса, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
Расширение здоровьесберегающей среды ДОУ за счет активного взаимодействия с семьями воспитанников и лечебно-профилактическими учреждениями.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
Обоснование актуальности
Анализ состояния здоровья воспитанников ДОУ ЦРР выявил проблемы, аналогичные общероссийским. Наряду с увеличением количества детей часто болеющих, растет число заболеваний, связанных с патологией нервно-психической и речевой сферы, больше становится детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, растет число детей с иммунной патологией, аллергическими заболеваниями.
Сопоставление основных показателей здоровья наших воспитанников за последние несколько лет позволяют говорить о стойкой тенденции постоянного снижения уровня здоровья дошкольников. Динамика изменения состояния здоровья воспитанников представлена в следующих таблицах:
Таблица №1
Изменение средних показателей здоровья в целом по ДОУ
Группы здоровья
| 2009-2010г.г.
| 2010-2011г.г.
| 2011-2012г.г.
| 1 группа
| 48%
| 61,5%
| 61,2
| 2 группа
| 44%
| 35,7%
| 38,8%
| 3 группа
| 8%
| 2,8%
| -
|
Таблица №2
Динамика состояния здоровья выпускников ДОУ
| 2010-2011г.г.
| 2011-2012г.г.
| Группы здоровья
| 1 группа
| 65,7%
| 49,5%
| 2 группа
| 32,9%
| 50,5%
| 3 группа
| 1,4%
| -
| Характерные нарушения здоровья
| Нарушение осанки
| 8,6%
| 15%
| Нарушение зрения
| 2,8%
| 2,5%
| Дети с хроническими заболеваниями
| 17%
| 12,5%
| Часто болеющие дети
| 2,8%
| 2,5%
|
Проводимый в ДОУ валео-педагогический мониторинг позволил выявить основные причины наблюдающейся тенденции снижения показателей здоровья, обуславливающие в целом актуальность работы по проекту:
Низкие показатели здоровья, тенденция снижения здоровья детей дошкольного возраста по группам здоровья, увеличение детей с комбинированными нарушениями, включающие 2-3 заболевания;
Повышенная занятость родителей, увеличение неблагоприятных семей, снижение внимания родителей к здоровью детей и степени участия в укреплении и сохранении здоровья детей, чрезмерная нагрузка детей из-за непонимания родителями физиологических возможностей детей дошкольного возраста (секции, кружки, школа и пр.)
Разобщенность деятельности субъектов, заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья детей, что также снижает эффективность, результативность этой работы.
Новизна разработки
В проекте представлена постепенная индивидуализация содержания работы по сохранению и укреплению здоровья в ДОУ, начиная от комплексной программы через вариативные оздоровительные программы для детей к индивидуальным оздоровительным программам каждого ребенка ДОУ;
Разработан пакет документации, обеспечивающий индивидуализацию работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
Разработана система мониторинга здоровья и развития воспитанников с участием специалистов и педагогов ДОУ (медсестра, старшая медсестра, инструктор по физической культуре, логопеды, педагог-психолог, воспитатели) и специалисты лечебно-профилактических учреждений (поликлиника КБ №1 ФГУ «ЮОМЦ Росздрава») и соответствующий пакет документации, в котором фиксируются результаты мониторинга.
Разработана комплексная программа по профилактике дезадаптации детей, поступающих в ДОУ, включающая систему наблюдений за ребенком в процессе адаптации, оценку адаптационных возможностей, дифференцированные программы психолого-педагогической поддержки в период адаптации, систему работы с родителями и др.
Содержание разработки.
Содержание проекта представлено следующими компонентами:
Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья, включающая следующие направления:
Оценка состояния здоровья (показатели здоровья, показатели физического развития, психологическая, логопедическая и педагогическая диагностика);
Комплексная стратегия улучшения здоровья детей (оптимизация режима, организация оптимального двигательного режима, охрана физического и психического здоровья, профилактика заболеваемости, оздоровление детей);
Организация здорового питания;
Создание безопасной среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ;
Взаимодействие с семьей;
Взаимодействие с поликлиникой;
Служба здоровья персонала.
Конкретизация деятельности по выделенным направлениям, представленная в конкретных планах мероприятий по обозначенным направлениям;
Комплексные вариативные программы оздоровления и лечебно-профилактической работы:
Оздоровительная программа № 1 - общеукрепляющая лечебно-оздоровительная программа (Приложение № 1);
Оздоровительная программа № 2 (для часто болеющих детей острыми респираторными заболеваниями без функциональных отклонений организма);
Оздоровительная программа № 3 - для детей с наиболее распространенными ЛОР-заболеваниями - гипертрофия миндалин, хронический тонзиллит, аденоидные вегетации, хронический аденоид, хронический ринит (Приложение № 2);
Оздоровительная программа № 4 (для детей с аллергической реакцией на пищевые, лекарственные и др. вещества, экссудативно-катаральным диатезом;
Для детей с нарушение осанки, плоскостопием.
Индивидуальные программы оздоровления и лечебно-профилактической работы для ребенка (Приложение № 3).
Программа адаптации детей к ДОУ включает:
Система модульного управления процессом адаптации (Приложение № 4). Основными ее компонентами являются:
информационный модуль:
информирование родителей по проблемам адаптации;
сбор информации о ребенке.
адаптационный модуль:
алгоритм прохождения адаптации (Приложение № 5);
гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации (Приложение № 6);
план оздоровительных мероприятий в период адаптации детей к ДОУ (Приложение № 7).
модуль методического обеспечения:
план по предупреждению дезадаптации детей в ДОУ (Приложение № 8);
план-программа психолого-педагогической работы в период адаптации (Приложение № 9), состоящая из блоков:
групповые занятия;
индивидуальная работа;
работа с родителями;
работа с воспитателями.
модуль мониторинга:
Система наблюдений за ребенком в процессе адаптации ;
Оценка процесса адаптации.
Повышение квалификации педагогов:
Повышение профессиональной компетенции в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, организации образовательного процесса с позиции здоровьесберегающей педагогики;
Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс;
Обучение всех участников педагогического процесса средствам и методам оздоровления, формированию основ здорового образа жизни;
Создание системы валеологического просвещения родителей и педагогов;
Ведение мониторинга здоровья детей и педагогов.
Валеологическое образование, содержание которого строится в соответствии с программой «Детство» (Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина). В ходе реализации раздела программы «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» решаются следующие задачи:
валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни;
о важности гигиенической и двигательной культуры;
о здоровье и средствах его укрепления;
о функционировании организма и правилах заботы о нем;
о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях;
о способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
Данные задачи решаются интегрировано в рамках следующих тематических блоков:
"Уроки Мойдодыра" (ставят своей целью формирование и привитие стойких культурно-гигиенических навыков).
"Главное чудо света" (формирование представлений о теле человека его основных системах).
"Я - человек" развитие представлений о взаимосвязи человека и общества, человека и природы о зависимости состояния здоровья от окружающей среды.
"Если хочешь быть здоров"- Уроки Айболита (формирование привычки к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физическими упражнениями, соблюдение правил техники безопасности).
8. Физкультурно-оздоровительная работа:
Физкультурно-оздоровительная работа строится по следующим направлениям:
диагностика физического развития и физической подготовленности детей
создание условий для полноценной двигательной активности детей в режиме дня
организация физкультурно-оздоровительных мероприятий
работа с одаренными и физически ослабленными детьми
совместная деятельность детского сада и семьи по поддержанию уровня здоровья детей
физкультурно-оздоровительная работа с сотрудниками.
9. Комплекс психогигиенических мероприятий:
элементы аутотренинга и релаксации;
психогимнастика;
элементы арттерапии;
элементы музыкотерапии;
элементы сказкотерапии;
индивидуальные и подгрупповые занятия в коррекционно-развивающем кабинете, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
10. Система закаливающих процедур:
воздушное закаливание;
обширное умывание (старшие дошкольники);
солевая дорожка (мл. дошкольники);
облегченная одежда в группе;
прогулка в любую погоду.
Продолжительность реализации разработки
Данный проект реализуется в инновационном режиме в течение 2010-2015г.г.
Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения ее опыта
Перспективы дальнейшего развития разработки мы видим в дальнейшей валеологизации образовательного процесса, в разработке комплексной технологии здоровьесберегающей деятельности педагога, в совершенствовании организационных условий индивидуализации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников:
Разработка модели валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
Повышение валеологической грамотности педагога;
Формирование положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
Дифференциация валеологического образования детей, разработка и внедрение валеологической образовательной программы для всех возрастных групп детского сада;
Внедрение здоровьесберегающих технологий, обновление содержания образования с позиции здоровьесбережения;
Организация валеологически обоснованного режима работы ДОУ;
Расширение и укрепление взаимодействия всех структурных подразделений ДОУ, поликлиники, специалистов, занимающихся проблемами сохранения здоровья детей, с семьей и школой;
Совершенствование материально-технических и информационно-методических условий работы по внедрению валеологической направленности в учебно-воспитательный процесс.
Результаты инновационного проекта могут быть представлены на городских семинарах и конференциях, посвященных проблеме мониторинга здоровья и развития, содержания оздоровительной работы в ДОУ. Материалы инновационной деятельности могут быть представлены на МО педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, в ходе проведения педагогической практики студентов педагогических специальностей. |