Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 244.03 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.02.2014
Размер244.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Биологический факультет
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

___________________Е.Г.Елина

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины


Культура речи (устной и письменной)

Направление подготовки
050100 Педагогическое образование



Профиль подготовки
Биология



Квалификация выпускника
Бакалавр



Форма обучения

очная
Саратов

2011


  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Культура речи (устной и письменной)»

являются обучение студентов свободному пользованию языком в различных коммуникативно-речевых условиях, помощь в овладении теорией и практикой культуры речи как основным средством обучения, воспитания, развития учащихся, важнейшим инструментом профессиональной деятельности.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Цикл Б.1, вариативная часть, дисциплина осваивается в 3 семестре.

Курс «Культура речи (устной и письменной») существует в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП, в первую очередь с циклом общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в состав которого она входит. Курс связан с дисциплинами цикла ГСЭ «Философия», «История», «Иностранный язык» и с дисциплинами цикла ДН «Психология» и «Педагогика».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-16, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-6, ПК-6.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: фундаментальные понятия культуры речи; основы сведений о важнейших коммуникативных качествах речи и о правильности как основном критерии хорошей речи.

Уметь выбрать и реализовать стиль речевого общения в соответствии с коммуникативными условиями, с жанром, с характером материала, с уровнем восприятия речи слушателями; выбирать точные слова и обороты речи, использовать разнообразные конструкции, соблюдая требования литературной нормы, уместно вводить в текст изобразительные средства языка; анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих на основе полученных знаний о нормах, о качествах речи, о специфике стилей; пользоваться справочниками, словарями по русскому языку и культуре речи.

Владеть речевым аппаратом, техникой профессиональной речи, нормами литературного языка; методикой совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.

4.1. Структура дисциплины




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Формы промежуточной аттестации

лек-ции

практ.

Сам. Раб.

1

Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Язык как средство человеческого общения.

3

1

2

2

2




2

Нормы литературного языка и их особенности.

3

2-7

6

12

8

Тестирование

Самостоятельная письменная работа со словарями

3

Уместность речи как показатель речевой культуры.

3

8-11

4

8

10

Собеседование

4

Культура научного речевого общения.

3

12-15

4

8

10

Самостоятель-ная письменная работа

5

Эффективность речевого общения.

3

16

2

2

8

Подготовка выступления

6

Культура общения. Стиль и культура речевого поведения учителя.

3

17




2

2




7

Речевой этикет.

3

18




2

10

Контр.работа




Промежуточная аттестация













36

экзамен




Итого







18

36

54




4.2. Содержание дисциплины
Раздел 1. Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи».

Язык как средство человеческого общения. Язык и речь. Понятие о речевой деятельности и ее видах. Культура речи как важнейший фактор общей культуры человека. Русская речевая культура и ее типы в сфере действия литературного языка. Речь и языковая личность. Основные функции языка. Речевое общение и его составляющие. Речевые жанры. Русский литературный язык, его признаки, основные этапы развития, современное состояние. Место русского языка среди языков мира.
Раздел 2. Нормы литературного языка и их особенности.

Правильность речи как один из основных критериев речевой культуры. Варианты языковых норм. Структурные типы норм ударения, произношения, грамматики. Нормативные словари русского языка. Типология нарушений языковых норм. Ошибки, свойственные устной и письменной речи.

Раздел 3. Уместность речи как показатель речевой культуры.

Личностно-психологическая и ситуативная уместность речи. Коммуникативные роли адресата, адресанта, наблюдателя речи. Уместность речи в зависимости от характера общения. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка. Стилевая уместность речи.
Раздел 4. Культура научного речевого общения.

Научный стиль, его своеобразие, разновидности. Профессионально значимые жанры научной речи (тезисы, конспект, реферат, аннотация, рецензия, доклад). Культура использования профессиональной терминологии. Деловой стиль, его особенности. Профессионально значимые жанры официально-деловой письменной речи
Раздел 5. Эффективность речевого общения.

Психология речевой коммуникации. Речевые тактики (приведение примера, усиление, контраст). Массовое общение. Устное публичное выступление. Общее понятие о риторике как науке и способах речевого воздействия. Работа над содержанием выступления (изобретение речи). Работа над оформлением речи. Выразительность речи. Культура дискуссионного общения.
Раздел 6. Культура общения.

Стиль и культура речевого поведения учителя.
Раздел 7. Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета
5. Образовательные технологии
На занятиях используются различные виды тестирования, современные педагогические технологии (РКМЧП), ролевые игры «Переговоры», «Деловая беседа», «Телефонный разговор в деловом общении», психологические игры («Новичок»), анализ образцов ораторского стиля, видеозаписей выступлений. Для внеаудиторной и самостоятельной работы предлагаются задания, ориентированные на использование Интернет-ресурсов, самостоятельный сбор и обработку материала с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Используются следующие виды самостоятельной работы:

Чтение учебной и научной и литературы, рекомендованной преподавателем, с последующим проведением индивидуальных отчетов и опросов.

Выполнение домашних заданий, направленных на формирование навыков хорошей устной и письменной речи, на выработку умения оценивать собственную речь и проводить работу по исправлению речевых ошибок.

Выполнение заданий аналитического и исследовательского характера: написание реферата по культуре речи и работы по научному стилю (аннотации, рецензии). Выполнение контрольных работ (студенты заочного отделения выполняют работы в качестве межсессионного задания). Составление публичного выступления, участие в конкурсе риторов. Отчет о выполненной работе представляется в виде кратких (5-10 минут) сообщений на практических занятиях, а также в виде развернутой письменной работы.

Для проведения стартового и текущего контроля и промежуточной аттестации используются задания различного типа.

Стартовый контроль: Дмитриева О.И., Орлова Н.М., Павлова Н.И. Русский язык и культура речи. Саратов, 2008 (далее: Русский язык и культура речи) . С. 15-21.

Дмитриева О.И. и. др. Речеведение. Саратов, 2009 (далее: Речеведение). С. 7-11.

Контрольно-тренировочные тесты по нормам грамматики: Русский язык и культура речи, с.68-73

Промежуточная аттестация по теме «Правильность речи»: Русский язык и культура речи, с. 116-124; Речеведение, с. 59-64.

Промежуточная аттестация по теме «Стилевая уместность речи»: Русский язык и культура речи, с. 188-198.

Тесты для текущего контроля


ВАРИАНТ 1.
1. Культура речи предполагает

1)нормативный компонент

2)коммуникативный компонент

3)этический компонент

  1. поэтический компонент


2. Основные функции языка:

1) коммуникативная

2) информативная

3) воздействующая

4) историческая
3. Социально-функциональные разновидности языка:

1) территориальные диалекты

2) социальные диалекты (жаргоны)

3) литературный язык

4) научная речь
4. Основные признаки литературного языка:

1) полифункциональность

2) нормированность

3) только письменная форма реализации

4) наличие системы стилей
5. Нормы литературного языка характеризуются:

1) относительной устойчивостью

2) общеупотребительностью

3) динамичностью

4) необязательностью
6. Ударение неверно поставлено в слове:

  1. упр`очение

  2. кат`алог

  3. ходат`айствовать

  4. `оптовый

5) нефтепров`од
7. Нормы произношения обозначены верно в слове:

  1. компью[тэ]р

  2. ши[нэ]ль

  3. афёра

  4. пустя[чн]ый

  5. констатировать


8. Грамматические нормы употребления форм мн.ч. верны:

  1. бухгалтера

  2. торты

  3. (все) модуля

  4. шофёры

  5. директора

9. Грамматические нормы употребления падежных форм верны:

  1. (быть) в отпуску

  2. (пара) туфлей

  3. (пять) килограммов

  4. (несколько) полотенцев


10. Слова женского рода

  1. салями

  2. автомобиль-мастерская

  3. авеню

  4. алиби

11. Нормы грамматической сочетаемости верны:

  1. рецензия о курсовой работе

  2. уверенность в успехе

  3. поражаться смелостью

  4. четыре новых проекта

  5. утвердить согласно предписания

12. Синтаксические нормы нарушены:

  1. Ряд исследований на эту тему опубликовано в печати.

  2. На факультете принят график занятий, удобный студентам и который позволяет учитывать особенности специализации.

  3. Познакомившись с новым учебником, студенты лучше подготовились к занятию.

13. Нормы употребления числительных в речи

  1. шестьсот сорока семи гектаров пахотных земель

  2. двумястами тридцатью пятью книгами

  3. сорок семь целых пять десятых центнеров

14. Дебют – это:

  1. начало шахматной партии

  2. первое выступление на каком-либо поприще

  3. первое выступление артиста на сцене

  4. удачное завершение мероприятия

15. Нормы словоупотребления нарушены:

  1. поселить командировочного в номер гостиницы

  2. нормативный вариант

  3. писатель-гуманитарий

16. Синонимы, имеющие разговорную окрашенность

  1. понять

  2. постичь

  3. додуматься

  4. смекнуть

17. Уместность речи определяется

  1. учетом особенностей ситуации речевого общения

  2. учетом особенностей адресата речи

  3. знанием стилистических норм

  4. настроением участников общения

18. Основные книжные стили литературного языка

  1. научный

  2. официально-деловой

  3. публицистический

  4. газетный

19. Своеобразие стилей литературного языка определяется

  1. реализуемыми в текстах основными функциями языка

  2. сферой реализации

  3. настроением коммуникантов

20. Доминанты научной речи

  1. логичность

  2. точность

  3. образность

21. Научной речи свойственны

  1. информативность

  2. письменный характер реализации

  3. монологичность

  4. неофициальность

22. Доминанты официально-деловой речи

  1. точность, не допускающая инотолкований

  2. стандартизированность

  3. экспрессивность

23. Обязательными элементами научного текста являются

  1. терминологическая лексика

  2. общенаучная лексика

  3. диалектная лексика

  4. стилистически нейтральная лексика

24. Основные жанры научной речи

  1. монография

  2. статья

  3. аннотация

  4. повесть

25. Подстили научного стиля

  1. собственно научный

  2. научно-популярный

  3. учебно-научный

  4. реферативный

26. Научная речь характеризуется

  1. использованием терминов

  2. использованием сложноподчиненных предложений

  3. использованием глагольных форм 3 лица

  4. использованием слов разговорной окрашенности

27. Прочитайте и проанализируйте текст

Для сохранения у всех деталей трубопроводов и арматуры проходного сечения, при котором обеспечиваются расчетные условия, введено понятие «диаметр условного прохода» Dy под которым подразумевают внутренний диаметр трубопровода и арматуры. Внутренний диаметр стальных труб обычно не соответствует Dy, а внутренний диаметр трубопроводной арматуры в основном равен ее условному проходу. Условный диаметр фланцев и соединительных частей трубопроводов принимается в соответствии с условным диаметром трубы, к которой они присоединяются.

  1. в тексте использованы специальные термины

  2. в тексте используются отглагольные существительные

  3. в тексте преобладают сложноподчиненные предложения

  4. в тексте использованы слова разговорной окрашенности

  5. текст относится к научному стилю

28. К подстилям официально-деловой речи относятся

  1. административно-канцелярский

  2. телефонный

  3. юридический

  4. дипломатический

29. Реквизиты официально-делового текста (документа) – это

  1. обязательные признаки документа, установленные законом

  2. обязательные документы текста, обеспечивающие достоверность и узнаваемость официальных бумаг

  3. случайный набор элементов текста

30. Прочитайте и проанализируйте текст

Служебная записка

В ответ на ваше письмо от 19.02.03 сообщаем, что

  1. ответственным на направление специалистов по заявкам от населения является ст. мастер УВДГО ЦКЭС Макалов А.А;

  2. заявка за номером № 011148 была сделана гражданкой Двинской С.Н., проживающей по адресу: ул. Луговая, д. 15. Кв. 112. При выполнении данной заявки обнаружена утечка газа, которая была устранена путем замены прокладки на газоподводящей трубке. Копия заявки и квитанции об оплате прилагается.

И.О. Начальника

ЦКЭС ОАО «Саратовгаз» Подпись


  1. для текста характерна точность, не допускающая инотолкований

  2. текст содержит все необходимые реквизиты

  3. текст содержит все стандартные признаки служебной записки

  4. текст отличается эмоциональностью

  5. текст относится к публицистическому стилю

31. К деловым бумагам относятся

  1. объяснительная записка

  2. заявление

  3. доверенность

  4. статья

32. Резюме как жанр деловой речи – это

1)сжатая краткая информация для работодателя

  1. служебное письмо

  2. автобиография

33. При подготовке публичного выступления необходимо

1) определить или уточнить тему

2) подобрать нужный материал

3) продумать систему аргументации

  1. продумать приемы психологического давления на слушателей

34. Основные каналы воздействия на слушателя в процессе публичного выступления:

  1. воздействие содержанием речи

  2. воздействие с помощью интонации

  3. воздействие при помощи угроз

  1. убедительность аргументации

35. Логические правила ведения дискуссии

  1. тезис должен быть четким и ясным

  2. тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства

  3. можно подменять тезис, если это помогает запутать оппонента

36. Психологическими правилами ведения спора являются

  1. уважение к собеседнику

  2. умение становиться на его точку зрения

  3. психологическая атака на оппонента любыми средствами

37. Деловое общение по телефону должно быть

  1. информативным

  2. логичным

  3. четким и лаконичным

  4. резким и категоричным

38. Речевой этикет – это

  1. определенные правила речевого поведения

  2. определенный вид одежды

3)традиционные формулы речи

39. Основные типы словарей литературного языка

  1. толковые

  2. орфоэпические

  3. орфографические

  4. словари жаргонных слов

40. Нормы словоупотребления отражены

  1. в толковом словаре

  2. в орфографическом словаре

  3. в орфоэпическом словаре


Темы рефератов

  1. Язык. Речь. Текст. Функции языка и речи.

  2. Секреты хорошей речи.

  3. Что значит «говорить правильно»?

  4. Что такое «языковая норма»?

  5. Нарушение норм в телевизионной речи.

  6. Язык и общество. Социально-функциональные разновидности языка. Место и роль литературного языка.

  7. Современное состояние русского литературного языка.

  8. Литературный язык и его функциональные стили.

  9. Научный стиль и его жанры. Культура научной речи.

  10. Официально-деловой стиль и культура деловой речи.

  11. Особенности языка рекламы.

  12. Умеете ли вы общаться? О культуре речевого общения.

  13. Речевой этикет и культура общения.

  14. Русский речевой этикет.

  15. Культура диалога.

  16. Искусство делового общения.

  17. Этикет делового письма.

  18. Секреты хорошего выступления.

  19. Оратор и аудитория.

  20. Подготовка публичного выступления и факторы, определяющие его успех.

  21. Как победить в споре?

  22. Культура речи современной молодежи.

  23. Русская орфография: «И все-таки она хорошая!»


Вопросы для промежуточного контроля

  1. Культура речи: предмет и задачи курса.

  2. Основные понятия культуры речи (язык и речь, речевая деятельность, речевое общение, речевое событие, коммуникативные качества речи).

  3. Язык, речь и речевая деятельность. Схема коммуникативного акта.

  4. Социально-функциональная дифференциация (стратификация) языка и понятие литературного языка. Специфика литературного языка в соотношении с другими разновидностями общенародного языка (просторечием, жаргонами, территориальными диалектами).

  5. Правильность речи как важнейший критерий речевой культуры. Понятие нормы литературного языка. Разные подходы к оценке норм (антинормализаторство, пуризм, динамическая теория нормы).

  6. Причины изменения норм литературного языка. Вариантность языковых норм. Типы языковых вариантов.

  7. Структурные типы норм литературного языка. Орфоэпические нормы. Колебание норм ударения и произношения.

  8. Грамматические нормы. Колебание в употреблении грамматических форм существительных, прилагательных, глаголов.

  9. Трудные случаи реализации синтаксических норм.

  10. Лексическая правильность речи: нормы словоупотребления.

  11. Типология речевых ошибок. Ошибки, связанные с нарушением правильности речи.

  12. Нормативные словари русского литературного языка.

  13. Уместность речи как показатель уровня речевой культуры. Уместность речи и виды ситуаций, типы общения, виды общения.

  14. Стилевая уместность речи. Понятие о стилях литературного языка. Общая характеристика системы функциональных стилей (функциональных типов речи) литературного языка: научного, официально-делового, публицистического, разговорного, художественного.

  15. Стилевое расслоение языковых средств. Стилистически окрашенные средства лексики, морфологии, словообразования и их употребление.

  16. Культура научной речи. Языковые особенности научных текстов. Подстили научной речи.

  17. Культура научного продуцирования и жанры научной речи. Требования к реферату, тезисам, аннотации, рецензии.

  18. Культура деловой речи. Общая характеристика официально-делового стиля. Доминанты деловой речи.

  19. Культура деловой речи и языковые особенности официально-делового стиля.

  20. Языковые нормы деловой речи: составление текста документа. Основные требования к документации.

  21. Культура деловой речи. Жанры делового стиля (деловые письма, резюме, докладная записка, заявление и др.).

  22. Культура речевого общения. Понятие о видах общения. Вербальные и невербальные средства общения.

  23. Русская речевая культур и ее типы.

  24. Культура делового общения. Основные формы делового общения.

  25. Культура делового общения. Законы психологии общения.

  26. Особенности русского речевого этикета. Этикет делового общения.

  27. Особенности устной публичной (ораторской) речи. Этапы подготовки и проведения выступления.

  28. Требования к аргументирующей речи. Правила аргументации.

  29. Оратор и аудитория. Каналы воздействия на аудиторию и средства привлечения внимания аудитории. Образ ритора и его основные составляющие (этос, пафос и логос).

  30. Культура дискуссионной речи. Логические и психологические правила ведения спора.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература


  1. Дмитриева О.И., Орлова Н.М., Павлова Н.И. Русский язык и культура речи. Изд. 3-е, испр. и доп. Саратов, 2008.

  2. Дмитриева О.И., Орлова Н.М., Прокофьева Л.П., Романенко А.П., Хромова С.А. Речеведение: Учебное пособие. Саратов, 2009.

  3. Гойхман О. Я. Русский язык и культура речи. М. : ИНФРА-М, 2009, 240 с., УМО вузов РФ. /Электронно-библиотечная система ibooks.ru /

б) Дополнительная литература


  1. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Культура речи и культура общения. Саратов: 2000.

  2. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

в) Справочная литература

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону,1995.

  2. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учителя. М., 1989.

  5. Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. М., 1996.

  6. Ладыженская Т.А. Живое слово. М.,1986.

  7. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. М., 1991.

  8. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.

  9. Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора. М., 1994.

  10. Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора: Хрестоматия. М., 1986.

  11. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

  12. Павлова Л.Т. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

  13. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999.
  14. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998.


  15. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М. 1990.

  16. Акишина А.А., Формановская H.И. Этикет русского письма. М., 1989.

  17. Аннушкин В.И. Риторика. Пермь, 1994.

  18. Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997; Школьная риторика: 5 кл. Ярославль, 1994.

  19. Балашова Л.В., Милехина Т.А., Рисинзон С.А., Орлова Н.М. Русский язык и культура общения для деловых людей. Саратов: Слово, 1997.

  20. Безменова Н.А. Очерки по истории и теории риторики. М., 1991.

  21. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986.

  22. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.: Высшая школа, 1993.

  23. Верещагин Е.М., Костомаров В.Т. Язык и культура. М., 1990.

  24. Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001.

  25. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. М., 2001.

  26. Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Секреты хорошей речи. М., 1993.

  27. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.
  28. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.Ф., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? М., 1991.


  29. Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты. М., 1980.

  30. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи. Оформление научной работы. М., 1991.

  31. Детская риторика: 1-4 кл. Школьная риторика: 5-8 кл. Риторика: 9 кл./Под ред. Т.А. Ладыженской. М. 1993-1999.

  32. Ивин Л.Л. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986.

  33. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично (любое издание).

  34. Клюев Е.В. Риторика. М., 1999.

  35. Кохтев Н.А. Основы ораторской речи. М., 1992; Общая риторика. М., 1995.

  36. Львов М.Р. Риторика: 10-11 кл. М.,1995.

  37. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М., 1989.

  38. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

  39. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

  40. Павлова В.П. Обучение конспектированию (теория и практика). М., 1989.

  41. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

  42. Сиротинина О.Б. Теоретические основы культуры речи // Вопросы стилистики. Саратов, 1993.

  43. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М, 1996.

  44. Сиротинина О.Б., Гольдин В.Е. Речевая коммуникация и ее изучение //Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000.

  45. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.

  46. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.

  47. Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики. Л., 1991.

  48. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. Санкт-Петербург, 1997.

  49. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.


Словари

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.

  2. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986 и др. изд.

  4. Словарь современного русского литературного языка: в 17-ти томах (БАС).М., 1950-1965.

  5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1989 и др. изд.

  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1976.

  7. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник/ Под. ред. К.С. Горбачевича. Л., 1973.

  8. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1987 и др. изд.


в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    1. http://dazor.narod.ru/ckbooks/slovari/slovari-russkogo-yazyka.htm - Словари русского языка онлайн (Орфоэпический словарь, Грамматический словарь, Словарь синонимов).

    2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов http://www.twirpx.com/file/50030/

    3. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку http://fictionbook.ru/author/a_v_milyuk/stilistika_i_kultura_rechi_uchebnoe_poso/read_online.html?page=0

    4. Каталог образовательных Интернет-ресурсов (Стилистика и культура речи) http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=2672&orderby=titleA&fids[]=2412


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для освоения дисциплины в библиотеке Пединститута СГУ и на кафедре теории и истории языка имеются в необходимом количестве учебники и учебно-методические пособия, словари и справочники. На факультете русской словесности имеется 2 комплекта оборудования для электронных презентаций, компьютерный класс (на кафедре ИСиТО).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Биология».
Автор:

Доцент кафедры теории

и истории языка, к.ф.н. ____________________ Н.М.Орлова
Программа одобрена на заседании кафедре теории и истории языка от ___________года, протокол № ___.
Подписи:

Зав.кафедрой теории

и истории литературы ______________________ Т.Д.Белова
Декан факультета

русской словесности ______________________ О.И.Дмитриева
Декан биологического

факультета ______________________ Г.В.Шляхтин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск