Дата
| № урока
| Тема
| Содержание
| Коли-чество часов
|
В мире художественной культуры
|
| 1
| Художественные символы народов мира.
| Зримые образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине. Сакура — художественный символ Японии, Береза как художественный символ России.
| 1
|
| 2
| Единство мировой культуры.
| Культура народов мира — общее достояние человечества. Выдающиеся творения великих мастеров, созданные в различные исторические эпохи. Образ Мирового Древа в шумерском эпосе о Гильгамеше и «Старшей Эдде» — выдающемся памятнике древнеисландского эпоса. Представления древних славянских народов об устройстве мира на материале книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» и стихотворения К. Бальмонта «Славянское древо». Славянское древо — основа духовной жизни человека.
| 1
|
| 3
| Многообразие и национальная самобытность культуры.
| Национальная самобытность и ее воплощение в
культуре разных народов, стран и континентов. Основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры. Образы и мотивы национального искусства Японии. Искусство чайной цере-
монии, расстановки цветов в вазах (икебана) и его символический характер. Красота недосказанности в искусстве японских садов.
| 1
|
Своеобразие литературных традиций
|
| 4
| Героический эпос народов мира.
| Шедевры народного эпоса: «Песнь о нибелунгах» (Германия), «Песнь о Роланде» (Франция). Армянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас». Литературные интерпретации народного эпоса. Поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в
тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американскоro поэта Г. Лонгфелло.
Развитие эпических традиций в русской музы-
кальной культуре. Эпическая песенная симфония:А. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. Мусоргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве Февронии», «Псковитянка» (по выбору).
Эпическая тема в произведениях русской живописи (В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, Е. Кибрик и К. Воробьев).
| 1
|
| 5
| Герои и темы народного эпоса.
| Сюжет сотворения мира и его воплощение в исландском эпосе «Старшая Эдда». Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе.
| 1
|
| 6
| Шедевры народного эпоса.
| «Эпос о Гильгамеше» (Месопотамия) — выдаю-
щийся памятник мировой литературы. Сказание о царе Гильгамеше, сумевшем постичь и обрести мудрость, счастье и бессмертие. Гильгамеш — смелый и отважный воин, надежный и верный друг. Искушение любовью богини Иштар. Поэтическое своеобразие
произведения.
| 1
|
Архитектура народов мира
|
| 7,8
| Храмовая архитектура.
| Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека о строении мироздания. Базилика — основа католического христианского
храма, ее структура и назначение. Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символа христианского православия. Традиции буддийской храмовой архитектуры. Культовые постройки ислама.
| 2
|
| 9
| Дом — жилище человека.
| Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции. Инсулы. Изба. Иглу. Юрты. Яранги.
Жилища народов Африки. Традиционные конструкции японского дома.
| 1
|
Изобразительное искусство народов мира
|
| 10
| Древнерусская иконопись.
| Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета.
Икона — коллективное творчество многих мастеров. Процесс создания иконы и его основные этапы.
| 1
|
| 11
| Книжная миниатюра Востока.
| Создание книжной миниатюры. Условный и декоративный характер искусства
книжной миниатюры, особенности изображения человека. Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утонченный декоративный язык миниатюрной живописи.
| 1
|
| 12
| Скульптура Тропической и Южной Африки.
| Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом. Традиционные маски народов Африки, их символическое значение, отражающее религиозные представления о мире. Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия).
| 1
|
Декоративно-прикладное искусство
|
| 13
| Традиции народного орнамента.
| Как и почему возник орнамент. Его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, квадрат, ромб, волнистые линии (меандр, спираль). Орнаментальный ритм как своеобразное отражение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов. Роль орнаментального декора в культуре Древнего Египта. Орнаментальное искусство Древней Греции. «Дивное узорочье» русских народных вышивок, павловских головных платков и жостовских подносов.
| 1
|
| 14,15
| Игрушки народов мира.
| Игрушки народов мира, отражение в них своеобразия национальных традиций. Японские традиционные куклы, связанные с праздниками и обычаями народа. Русская народная игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Содержание, форма и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований русского человека. Каргопольская игрушка народных мастеров Севера. Особенности колорита и разнообразие типажей дымковской игрушки. Филимоновская глиняная игрушка, ее характерные особенности и постоянные образы. Матрешка. История создания, разнообразные решения образа. Условность и обобщенный характер одежды, цветовые контрасты и гармония.
| 2
|
| 16,17
| Художественные промыслы России.
| Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Кузнечных дел мастера. Художественные изделия из металла мастеров Великого Устюга (серебро с чернью). Выразительность силуэта, декоративность
рисунка, изящество линий. Кубачи — ювелирный центр Дагестана. Узоры златоустовской гравюры на стали (образцы холодного оружия). Резьба по кости народов Севера, ее основные сюжеты и образы.
Гончарное искусство Гжели, гармония синего и белого цветов, связь декора с формой украшаемой посуды. Лаковая миниатюра Палеха, Федоскино, Мстеры и Холуя, их основные образы и сюжеты.
| 2
|
Праздники и обряды народов мира
|
| 18,19
| Всякая душа празднику рада.
| Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Религиоз-
ные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие.
| 2
|
| 20,21
| Религиозные праздники и обряды.
| Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Православное богослужение и особый порядок его проведения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое
действо». Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Внутреннее убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова молитвы. «Двунадесятые» праздники православия.
Паломничество в Мекку (хадж) — особый обряд поклонения главным святыням ислама. Основные этапы ритуала хаджа и его символическое значение. Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций.
| 2
|
| 22
| Ах, карнавал! Удивительный мир...
| Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения. Италия — родина карнавальных шествий. Наиболее популярные герои итальянского карнавала. Традиции проведения венецианских карнавалов. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театрализация. Сочетание индейских,
португальских и негритянских традиций.
| 1
|
Театр народов мира
|
| 23
| Идут по Руси скоморохи...
| Народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скоморохах в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества (былинах, исторических песнях). Историческая судьба скоморошества на Руси, его отношения с представителями церковной власти. Тема скоморошества в различных видах искусства.
Оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (реплики скоморохов Скулы и Ерошки), Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» («небылица в лицах») и «Снегурочка» (пляска скоморохов), музыка к балету Г. Свиридова «Петрушка», В. Гаврилин «Скоморошьи игрища» (по выбору). Стихотворение Д. Самойлова «По тусклым дорогам идут скоморохи... » и поэма А. Горелова «Скоморохи» (по выбору).
| 1
|
| 24
| Пекинская народная опера.
| Пекинская музыкальная драма — уникальное явление мировой художественной культуры, воплотившее лучшие традиции китайского народа. История создания и основные этапы развития. Условный характер театральных декораций и реквизита. Символическое звучание музыкальных инструментов. Символика традиционных костюмов и театрального грима. Синтетический характер Пекинской музыкальной драмы.
| 1
|
| 25
| Искусство кукольного театра.
| История происхождения кукольного театра. Раз-
нообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в средние века и эпоху Возрождения.
Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез — по выбору). Петрушка — наиболее популярный герой кукольного театра в России. Традиции представления русского бродячего кукольного театра.
| 1
|
Музыка народов мира
|
| 26,27
| Музыкальные инструменты народов мира.
| Музыкальные инструменты народов Европы,
Азии, Африки и Латинской Америки, своеобразие форм, оригинальность используемых материалов, декоративное убранство. Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые инструменты. Древнейшие музыкальные инструменты Арабского Востока. Популярные инструменты Японии, Китая и стран Южной и Юго-Восточной Азии. Латиноамериканские музыкальные инструменты индейского, европейского и африканского происхождения. Обилие ударно-шумовых инструментов в музыкальной культуре Африки.Русские народные музыкальные инструменты.
Возникновение и история развития русской инструментальной культуры. Художественные свидетельства древнейшего русского инструментария. Сопель, гусли, бубен, волынка — наиболее популярные инструменты, сопровождающие народные игрища и
празднества. Использование ударных и духовых инструментов (барабанов, бубнов, накр, набатов, труб) во время военных походов и ратных подвигов.
| 2
|
| 28,29
| Музыка в храме.
| Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Выдающиеся композиторы русской церковной музыки: Д. Бортнянский, А. Гречанинов, П. Чесноков, П. Чайковский и С. Рахманинов.
Культовая музыка ислама, ее строгий регламентированный характер.Мелодичные декламации священного Корана — особый вид культовой музыки.
Характерные особенности буддийской музыки.
Особое отношение к звуку в буддийской религии. Музыкальные инструменты буддийского богослужения.
| 2
|
| 30
| Копокопьные звоны Руси.
| Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колокольных звонарей.
Дальнейшее развитие темы колокольного звона в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и М. Мусоргского «Борис Годунов» (сцена венчания на царство), в произведениях С. Рахманинова и А. Шнитке.
| 1
|
Самобытность танцевальной культуры
|
| 31
| Радуга русского танца.
| Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства — характерные черты русского народного танца. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов — основы развития искусства русского танца. Хоровод — простейшая форма народного танца. Сочетание пения и драматического действия. Девичьи хороводы и их характерные особенности. Сеяние и обработка льна, прядение и ткачество — тради-
ционные сюжеты девичьих хороводов. Ведущая и организующая роль «хороводницы». Разнообразие рисунков хоровода («репье, «змейка», «витье веревки», «крест» и полукруг»). Пляски-кадрили и переплясы — вольные импровизированные танцы. Трепак — популярная мужская пляска и ее характерные особенности.
| 1
|
| 32
| Искусство индийского танца.
| Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар — небесных танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе. Мудра — танцевальный язык жестов танцора, его богатая мимика. Танец как составная часть храмовых обрядов, постепенная утрата ритуального значения. Светский, придворный характер современного индийского танца.
| 1
|
| 33
| Страстные ритмы фламенко.
| Фламенко — своеобразный художественный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Музыкальное сопровождение на гитаре.
Болеро, сегидилья и хота — наиболее популярные испанские танцы.
| 1
|
| 34
| Под звуки тамтамов.
| Традиционные танцы народов Африки — неотъемлемая часть их образа жизни.
Африканский танец — синтез многих искусств.
Коллективный характер африканского танца, особенности его исполнения. Разнообразие видов и форм танцев («танцы отдыха», развлекательные соревнования-игрища, танцы ремесленников, магические, ритуальные танцы-заклинания от злых духов). Магические обрядовые танцы народов Центральной Африки. Символические танцы-перевоплощения в животных.
| 1
|
| 35
| Подведение итогов.
| Творческая работа.
| 1
|