Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 219.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.03.2014
Размер219.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

Департамент культуры и охраны объектов

культурного наследия Вологодской области

Бюджетное учреждение культуры

Вологодской области

«Вологодская областная детская библиотека»

Сектор руководителей детского чтения

Новые формы работы

современных библиотек

(обзор профессиональной периодики)

Выпуск 10

Вологда

2013


http://vodb.ru/include/fckeditor/data/users/admin/image/2013/dsc04357.jpgc:\users\пользователь\desktop\библионочь 2013\101msdcf\dsc04413.jpgc:\users\пользователь\мои рисунки\1 июня 2011\dscn8917.jpg

c:\users\пользователь\desktop\библионочь 2013\101msdcf\dsc04506.jpg

В современном мире цифровая информация выходит на первое место, а читают все меньше и меньше. Сегодня едва ли не главный воспитатель детей, особенно подростков, - не учитель и даже не родитель, а Интернет, однако там не ставится цель развить мышление, творческое воображение, воспитать мораль и нравственность.

Библиотекам надо активнее заявлять о себе. Библиотеки – это, прежде всего, просветительский центр, центр книги и чтения, это центр отобранной социально значимой информации. Библиотека – это место для общения и дискуссий по поводу серьезных вещей, это место встречи образованных людей, место интеллектуального досуга.

Мы хотим познакомить вас с интересным опытом работы библиотек, который раскрыт на страницах профессиональной периодики.

Подвешенные книги
В Неаполе есть хорошая традиция: ты оплачиваешь кофе в кафе и оставляешь его до востребования. Бармен отмечает на доске “подвешенный” подарок, и каждый, у кого нет денег, но кому очень хочется кофе, может зайти и выпить чашку бесплатно. http://1.bp.blogspot.com/-2zusnym4beg/ts04q0acv5i/aaaaaaaabzw/78xjghjnpcg/s1600/image006.jpg

Эту идею решили распространить и на книги. В школах была проведена благотворительная акция «Нельзя не читать, нельзя не купить...» Кто-то купил книжку, кто-то принёс из своей домашней библиотеки и «подвесил» на цветную ленту или воздушный шарик. «Подвешенные книги» отправились в онкологический центр и центр «Семья», где работают с ребятами из многодетных и малообеспеченных семей, с детьми с ограниченными возможностями.

Конечно, библиотека не продает книги, но ее читатели могут самостоятельно рекомендовать друг другу понравившиеся им произведения. Так в одной межпоселенческой районной библиотеке акция «Подвешенная книга» длилась 3 месяца. Каждый читатель имел возможность присоединиться к данной акции, т. е. «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу со своей рецензией, мнением, эмоциями. В результате был установлен рейтинг самых популярных и читаемых книг. Акция активизировала книговыдачу, помогла в создании рекомендательных списков чтения.

Сухова Л.Ф. Чтение и благотворительность: технология сочетания / Л.Ф.Сухова // Библиотека в школе. – 2012. – август. – С. 24 - 25.
Библиотечный пикник
Библиотека им. И.С. Тургенева в Мариуполе провела для третьеклассников необычный урок экологии - библиотечный пикник «С книгой - на природу».

Сотрудники библиотеки подготовили выставку книг, посвящённую охране птиц, изготовлению кормушек, и провели обзоры литературы. Юные экологи смастерили кормушки из подручных материалов - коробок и пластиковых бутылок, которые отправились устанавливать на природе.http://s.citysites.com.ua/upload/images/news/intext/4d5/d2c1ac45e6/4d5d2ce6ce1e2.jpg

«Библиотечный» пикник прошёл в парке Победы. Чтение стихов о зиме, разгадывание «зимних» загадок, хороводы вокруг деревьев вызвали восторг у детей и заинтересованные взгляды прохожих.

Ребята организовали «птичий ресторан», покормив птичек, и провели акцию «Согреем птиц теплом своих ладоней», раздавая изготовленные кормушки мамочкам, гуляющим с детьми, и другим посетителям парка.

А завершился пикник, как и положено, дружным и весёлым чаепитием на свежем воздухе. Мнение детворы: «Это самый лучший день и самый лучший урок в моей жизни!»

Украина : в Мариуполе для школьников устроили «Библиотечный пикник» // Библиотека в школе. – 2011. - № 8. – С. 6.
Литературная аллея
Около Нижегородской государственной областной детской библиотеки появилась литературная аллея. 12 октября 2011 года нижегородцы высадили несколько десятков деревьев. Для этого были выбраны деревья средней полосы, упоминающиеся в народных сказках и произведениях российских авторов. Их предложили знатоки литературы - участники летнего читательского конкурса «Дерево, воспетое в книге». Победителями опроса стали: берёза, дуб, ель, ива, калина, клён, липа, осина, рябина и яблоня.http://www.mamuski.ru/datas/users/lit11_6.jpg

Первые деревья на литературной аллее посадили читатели и сотрудники Нижегородской государственной областной детской библиотеки, известные нижегородцы - представители правительства области и города, журналисты.

Организаторы акции считают, что данный проект привлечёт к чтению внимание людей самого разного возраста.

Нижний Новгород : литературная аллея у дверей библиотеки // Библиотека в школе. – 2011. - декабрь. – С. 6.

Подробно о методике организации библиотечной акции Литературная аллея смотрите статью

Пантюхова Т.В. Дерево, воспетое в книге / Т.В. Пантюхова // Библиотека в школе. – 2013. - № 2. – С. 47 - 49.

«Живая библиотека»
Проект «Живая библиотека» стартовал осенью 2011 года в нашей стране сразу в нескольких городах: Екатеринбурге, Новосибирске, Москве, Нижнем Новгороде.

Роль «живых книг» выполняли представители тех социальных групп, которых общество склонно воспринимать неоднозначно. Например, обладатели профессий, с которыми связано большое количество стереотипов, или так называемые аутсайдеры, изгои. Например: беженец, бездомный, бывший заключённый, бывший наркозависимый, ветеран боевых действий, ВИЧ-инфицированный, священник, депутат.

«Живая библиотека» работала по той же схеме, что и обычная, - читатель приходил в библиотеку, выбирал наиболее интересную для себя «книгу», которую записывали в его библиотечный формуляр и «читал» её в течение определённого времени. Только «чтение» в данном случае - это откровенный разговор.http://www.kraslib.ru/foto_albom/foto/201/4_b.jpg

Поскольку проект направлен на разрушение стереотипов, то и вопросы от читателей поступают соответствующие - не очень приятные и даже провокационные. Люди-«книги» должны быть готовы ко всему. При этом, если читатель задаст слишком личный вопрос или проявит агрессию «книга» может прервать разговор.

Справка. Идея «Живой библиотеки» пришла в Россию из-за рубежа. Её авторы - датские подростки. Более десяти лет назад один из них был жестоко избит на улице и чудом выжил. Его друзья стали думать, как можно снизить уровень насилия в обществе. У них появилась идея провести акцию, которая поможет установить диалог между абсолютно разными людьми, теми, кто в обычной жизни никогда не разговаривает друг с другом.

Первая «Живая библиотека» была организована в 2000 г. в Дании на музыкальном фестивале «Ros Festival». С тех пор «Живые библиотеки» прошли более чем в 50 разных странах по всему миру.

Новосибирск : «Живая библиотека» приглашает в гости // Библиотека в школе. – 2011. - декабрь. – С. 6.
«Библионяня» для малышей
В городских детских библиотеках Москвы появился необычный сервис. За 200 рублей в час родители могут оставить ребёнка под присмотром библиотекаря-педагога и спокойно отправляться по своим делам.

Сотрудники читают детям книжки, занимаются рисованием или лепкой, учат играть в шашки или шахматы. Всё зависит от возраста. Школьникам помогают сделать уроки, в том числе - по иностранным языкам.

Москва: «Библионяня» для малышей // Библиотека в школе. – 2012. - май. – С. 6.

Флешмоб
Флешмо́б или флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и, затем, расходится. Первый флешмоб состоялся 2003 года в Нью-Йорке.

21 марта – Всемирный день поэзии - был отмечен в Уфе необычным флешмобом «Поэты в шоколаде».http://www.ufa-lib.ru/assets/files/44/2.jpg

Его участники – сотрудники муниципальных библиотек провели творческий опрос горожан, чтобы выяснить, знают ли они поэзию? Торгово-развлекательные комплексы, перекрестки улиц, остановки транспорта, парки культуры и отдыха стали для жителей города, пусть всего на час, местом свидания с поэзией.

Веселые разноцветные воздушные шары и яркие желтые бантики, улыбки и шоколадки – поощрительные призы - создавали праздничное настроение. Горожане восприняли акцию как неожиданный приятный сюрприз.

Оказалось, что стихи помнят все: и мужчины, и женщины; и взрослые и дети.

А потом поэтический вечер продолжился в библиотеке.

Алексеева Е.А. Флешмоб в Уфе / Е.А. Алексеева // Современная библиотека. – 2012. - № 3. – С. 27.
Литературная перемена
В интеллектуальном развитии детей немалая роль отводится чтению вслух. Можно сразу обратить внимание на отдельный фрагмент текста, объяснить непонятное, обсудить прочитанное. Известно, что детям больше нравится слушать, чем читать.

В Барнауле прошла акция «Город читает детям». Каждая библиотека внесла свои находки и идеи: в одной читали книжки и смотрели мультфильмы, в другой – читали и мастерили поделки, в третьей – читали и инсценировали прочитанное. http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3a//centre1685.ru/%25d0%25b4%25d0%25b5%25d0%25bd%25d1%258c%5f%25d0%25be%5f%25d0%25b4%5f11.11/3.jpg&mb=imgdb_preview_308

В течение всего года в школах отводили 10-15 минут школьного урока чтению. Акция вызвала большой интерес. В дальнейшем была разработана целая программа, где работа осуществляется по трем направлениям: с первоклассниками читаем и играем, с третьеклассниками читаем и фантазируем, а в пятом классе – читаем и обсуждаем.
Литературный квест – букквест

«С книгой путешествую по городу»
«Квест» в дословном переводе означает «поиск» предметов, приключений. Также это один из основных жанров компьютерных игр, требующих решать логические задачки, чтобы двигаться дальше. Букквест – аналогичная игра, но проходящая в реальности. Играют командами по 5-6 человек. Каждая команда получает паспорт, карту с отмеченными границами игровой зоны, блокнот и авторучку. Ребятам предстоит расшифровать послание, найти код и эмблему игры, сразиться с мастерами, достать подсказку у ведьм и пр. Все конкурсы и испытания подбираются на знание детских книг. v_poisk_sokr_02

Соколова Н. «Крохи» и «крохотульки» / Н. Соколова // Библиотека. – 2012. – № 10. – С. 21 - 23.
Освоение новых площадок
Для увеличения числа читателей, привлечения внимания общественности к возможностям библиотеки, поднятия престижа чтения необходимо «выходить» из библиотеки, проводить мероприятия вне стен «храма книг», осваивать новые площадки.


  1. Культурно-образовательная программа «Орша – город читающий».

Городской парк превратился в настоящую библиотеку под открытым небом. Мероприятие проходило по блокам, которые должны были нести интересную и полезную информацию. За каждым был закреплен сотрудник или команда, которые отвечали за работу площадки.c:\users\пользователь\мои рисунки\1 июня 2011\dscn8929.jpg

«Читальный зал под открытым небом» познакомил с журналами, которые поступают в библиотеку. Здесь можно было полистать журналы, почитать детям сказки, поучаствовать в конкурсе загадок и ответить на вопросы анкеты, а также записаться в библиотеку.

На «Бульваре рисованных фантазий» у каждого была возможность проявить себя в качестве художника, здесь же в небольшой творческой мастерской хозяйничал талантливый художник – Владимир Житнов. Многие посетители смогли получить свой портрет из его рук.

Никому не давали скучать «Умелые ручки». Здесь проводились мастер-классы по оригами.

Зрителям показали спектакль «Как Зайка-хваста захотел стать читателем», где благодаря сказочным героям ребята узнали, что такое библиотека, кто такие библиотекари, как стать пользователем и как правильно обращаться с книгой.

Все желающие могли поиграть в беспроигрышную лотерею, узнать свою судьбу, пообщавшись с Книжкой-ведуньей, сфотографироваться с героями в костюмах.


  1. «Нескучный вечер в библиотеке» посвящен Дню библиотек.

На один вечер все помещения библиотеки изменили свои привычные названия. Абонемент превратился в «Поле чудес» для самых юных читателей. Детей поджидали Карабас Барабас, Мальвина, Буратино, лиса Алиса, кот Базилио и другие литературные герои. Показ спектакля чередовался с проведением конкурсов, игр, исполнением детских песен.

В секторе краеведения разместилась «Машина времени», которая переносила всех желающих в прошлое. Здесь проводились занятия по изучению старославянского алфавита, письму настоящими гусиными перьями. Посетители знакомились с народными ремеслами наших предков. По договоренности с Домом ремесел, народные мастера проводили мастер-классы для всех желающих.

В читальном зале для подростков появился «Остров сокровищ». Библиотекари в образах капитана Флинта и пиратов организовали несколько поэтапных интеллектуальных конкурсов.

Сектор периодики был переоформлен в «Арт-студию». Ребята участвовали в конкурсах «Нарисуй отгадку на загадку», «Нарисуй с закрытыми глазами», а также становились моделями для дружеских шаржей. Мольберты предоставила Детская школа искусств.

Зал массовых мероприятий превратился в «Пещеру мертвого Джо».

Пережив море эмоций, гости посещали харчевню «Три пескаря», расположившуюся в гардеробе, где укрепляли свои силы чаем с бубликами.

Во внутреннем дворике библиотеки выступали артисты цирковой студии и дефилировали звезды театра моды из лицея легкой промышленности. С ростовыми куклами можно было сфотографироваться на память.

Конечно, разработка, организация и проведение такого праздника – сложная задача, но эффект очень большой.

Янковская Н. Знатоки сказок на «Бульваре фантазий» / Н. Янковская // Библиотека. – 2012. – № 10. – С. 54 - 57.
Известный человек в библиотеке
В небольшом эстонском городе Силламяэ существует интересная традиция: раз в году, в конце октября, в городской библиотеке проводится акция «Известный человек в библиотеке». В качестве библиотекаря книги читателям выдают журналисты, педагоги, служащие муниципалитета, работники культуры.

В 2012 году «библиотекарями на час» были приглашены люди, отмеченные в разные годы почетной грамотой города за достойный вклад в его развитие.

Эстония : прошла Общереспубликанская декада библиотек // Библиотека в школе. – 2012. – декабрь. – С . 6.
Арт-салон в библиотеке
Арттерапия – исцеление искусством.

Библиотеки в селах, да и маленьких городах являются, пожалуй, главными очагами культуры. Их просветительская и воспитательная роль очень высока.

Совсем недавно в Центральной городской библиотеке г. Губкина открылся арт-салон «Музы писателей». Гостями этого салона стали воспитатели детского сада и студенты техникума. Разговор шел о любви. Именно любовь помогала нашим писателям, поэтам, художникам преодолевать трудности и невзгоды, острее чувствовать и переживать происходящее, создавать чудесные произведения. Библиотекари постарались соединить и слово, и музыку, и живопись. Звучали стихи известных поэтов, была показана презентация о женщинах, вдохновивших их на создание прекрасных произведений, звучали романсы о любви.http://trc.odintsovo.info/img/2008/04/galereya_29-04max.jpg

Оказалось, что многие молодые люди не знали как реагировать на «живое» исполнение незнакомой им музыки и выразительное чтение, т.к. практически не сталкивались ни с чем подобным.

Поэтому библиотека должна не только развлекать юного читателя, а воспитывать развлекая.

Перепелица В. Об арт-салоне и не только. Проблемный разговор / В. Перепелица // Библиотека. – 2012. - № 7. – С. 47 - 49.
Библиородители
Опросы и беседы показывают, что родители недостаточно осведомлены о роли чтения художественной литературы в развитии ребёнка, не готовы к семейным чтениям и творческому общению с детьми. Поэтому библиотекари решили уделить больше внимания работе с родителями и опробовали следующие формы работы:

  1. «Практические среды» учат родителей:

- выбирать книгу для семейного чтения,

- разыгрывать с ребёнком сценки по прочитанной сказке,

- находить ситуации из жизни, аналогичные сюжету прочитанной книги,

- пользоваться цитатами из книг, поскольку цитаты обогащают и украшают речь,

- рисовать, лепить, сочинять со своим малышом по сюжетам прочитанных книг.

Как результат детского и семейного творчества появились самодельные книжки: «Что ёж на иголках принёс», «Круговорот любви в семье».

  1. Психологический КУБ (Краткие Убедительные Библиопамятки) «Помогите ребёнку стать книголюбом». На каждой грани куба - библиорецепт или библиопамятка, и каждая грань может стать отдельной темой занятия с родителями.

  2. Информационные материалы. Это тесты-бродилки, рекомендательные списки литературы, консультации. Семья может взять домой портфель «Семейные ценности». В нём собраны книги и журналы для чтения всем членам семьи.

  3. Доска информации «Библионеделя». Каждый посетитель может прочитать «стихотворение недели», узнать, что почитать в субботу, получить «добрый совет воскресенья», улыбнуться «картинке недели» и взять в подарок «мудрые мысли».

  4. Ростомер «Вместе с книжками растём» и подборка детских книг «Недельное чтение». Это тоже маленькие подсказки для мам и пап, что читать и чем заниматься со своим ребёнком в каждый день недели.

  5. Дневники семейного, домашнего чтения. Цель - вовлечь родителей и детей в совместную деятельность, заинтересовать родителей детской литературой. Как должен выглядеть дневник семейного чтения, каждая семья решает по-своему. В основном это были толстые тетради, которые имели свои названия: «Книжное королевство семьи Герасимовых», «Остров сокровищ Алисы и её бабушки», «Владик приглашает в сказочный мир книг», «Дневник домашнего чтения семьи Мартыновых», «Шкатулка знаний», «Копилка мудрости» и др.

Некоторые дневники начинались добрым напутственным родительским словом о книгах и чтении, обращённым к своему ребёнку.

В дневниках семейного чтения есть странички ребёнка, родительские и библиотекаря.

Детские страницы заполнены рисунками и аппликациями к прочитанным произведениям. Есть детские рассказы, записанные родителями: «Когда мама была маленькая...», «Когда папа был маленьким...», «Мой дедушка», «Наша бабушка». Есть чистоговорки, сказки, загадки, сочинённые детьми. Есть детские «копилки слов» - осенние, весенние, новогодние, рождественские, о любви. Есть стихи, которые ребёнок учил наизусть дома вместе с мамой или с братом, бабушкой, папой.

На родительских страницах можно прочитать воспоминания самих взрослых о своём детстве, о том, какие книги читали им родители. Заметки о книгах, которые надо обязательно прочитать их детям. Встречаются и сомнения по поводу содержания и формы некоторых детских произведений.

Детские книжки можно и нужно читать всегда и вместе, так как родители имеют возможность наблюдать за духовным развитием своих детей и управлять им. В семье формируется атмосфера доброго общения.

Гетманова Т.А. Библиодетки: работа библиотечного психолога с дошкольниками и семьей // Библиотека в школе. – 2011. - № 10. – С. 37 - 39.

Читает все село
Заметка «Читает вся Польша», в которой рассказывалось о том, как две женщины - американки, жёны дипломатов, решили сделать Польшу читающей, вдохновила автора статьи на создание проекта «Читает всё село».

Цель проекта — повысить интерес к библиотеке, сделать её более заметной и привлекательной для общества.http://detlib-tag.ru/foto/proect_volonter/5.jpg

  1. Акция «Читаем детям вслух»

- воспитателям в детском садике было предложено читать детям, укладывая их спать.

- учителям начальной школы предложили читать во время уроков рисования, в группе продлённого дня. И учителям, и воспитателям библиотекари подобрали и оставили детские хрестоматии по возрастам.

2. Собрание для родителей дошкольников и первоклассников о пользе чтения, о читателях, которые добились успеха в жизни.

3. Помощь учителям в проведении классных часов.

4. Конкурсы как средство повышения интереса к чтению и библиотеке.

5. Праздник Книги. В нём приняли участие сельчане от 7 до 70 лет, работники клуба и школы. Дети читали вслух, показывали сценки, пели и танцевали, талантливые односельчане исполнили песни собственного сочинения, читали свои стихи, демонстрировали свои изобретения. После этого праздника на библиотеку стали смотреть с уважением. На базе библиотеки появились новые кружки и клубы по интересам.

6. Учёт интересов читателей и их принадлежности к определённой возрастной категории.

При работе с детьми автор руководствуется девизом: «От игрушки — к книге», познавательные игры, конструкторы, игрушки приносят сами дети. Многие игры придумывают ребята. Наигравшись, дети обращаются к книгам.

Юные читатели участвуют в разработке и организации мероприятий, приносят свои лучшие работы для экспозиций, могут готовить в библиотеке школьные уроки.

Мероприятия по популяризации чтения для молодежи:

- анкетирование «Отношение молодёжи к книгам» среди подростков с 14 по 17 лет. Все понимают пользу чтения, но при этом не читают.

- диспут между читающими и нечитающими «Читать или не читать?» Читающие дети привели убедительные аргументы в пользу чтения.

- ток-шоу «Самая интересная девушка — читающая девушка». Три команды девушек пели, танцевали, показывали различные сценки, отвечали на вопросы. Девушки доказали, что быть умной, начитанной — выгодно.

Старшему поколению не хватает, прежде всего, внимания. Для них в библиотеке проводятся специальные мероприятия (например, «Старый новый год», «Бабушки и внуки»), активно используется их опыт и знания. Многие дедушки и бабушки взяли на себя такую заботу, как чтение детям вслух; они стали помощниками и консультантами на библиотечных мероприятиях, помогают собрать историю села.

  1. Библиотекари наладили партнёрство со всеми организациями села и не только предлагают жителям хорошую литературу, но и всячески помогают им решать бытовые проблемы.

  2. С появлением в библиотеке компьютера и интернета спектр услуг расширился. Был создан центр общественного доступа к сети интернет. Это самым лучшим образом отразилось как на деятельности библиотеки, так и на жизни села, привлекло новых читателей.

Вот главные направления работы центра:

  • Служба занятости. Среди жителей села много безработных. Библиотека предоставляет доступ к интернету для поиска вакансий, помогает составить резюме и по электронной почте разослать его по организациям.

  • Помощь в организации собственного бизнеса. Библиотекари помогают составить бизнес-план, находят, где можно закупить оборудование и приобрести необходимые навыки.

  • Помощь фермерам и тем, кто держит личные подсобные хозяйства. Познакомили наших односельчан с сайтом «Фермерский магазин», где любой желающий совершенно бесплатно может разместить объявление о продаже урожая со своего подворья или о предоставлении услуг — и быстро найти покупателя;

  • Медицинские консультации онлайн. У сельчан появилась возможность получать бесплатные консультации врачей не только российских, но и зарубежных.

  • Интернет-заказы. Помощь читателям через интернет-магазин выписывать книги, семена, оборудование и многое другое. Предварительно анализируются отзывы о качестве товара.

  • Школа компьютерной грамотности. Обучение читателей работе на компьютере, набору текста и распечатке документов на принтере, поиску информации в интернете, записи данных на диск, флэшку, пользованию электронной почтой, помощь в освоении электронного переводчика и обучение созданию мультимедийных презентаций.

  • Кроме того, с появлением в библиотеке компьютерной техники появилась возможность издавать буклеты и книжки, авторами и иллюстраторами которых выступили читатели. Лучшие литературные и художественные работы односельчан отсылаются в газеты и журналы, на сайты и конкурсы.

  • Для амбулатории разработали буклеты «Девушка и сигарета», «Не курить здорово», «Чистые руки», информационные листы «Золотые правила здоровья», «Чтение лечит», которые призывают родителей читать детям книжки (например, американские педиатры вместе с рецептом рекомендуют родителям определённые книги для чтения ребёнку).

Проект «Читает всё село» был предоставлен на престижный международный конкурс по библиотечному маркетингу ИФЛА, среди 39 претендентов из 20 стран, в том числе Америки, Испании, Австралии, Индии. Проект занял 3-е место.

Эркаева Г. И один в поле воин : как заразить чтением отдельно взятое село / Г. Эркаева // Библиотечное дело. – 2012. - № 8. – С. 41 - 44.
Проект «Открытые сердца»
Французской слово «волонтер» означает доброволец. Быть волонтером в развитых странах очень почетно. Так, данным видом деятельности в США сегодня занимается более половины жителей страны, тратя на это в среднем четыре часа в неделю. В последние годы и российские библиотекари стали активнее сотрудничать с молодежью для проведения различных акций, массовых мероприятий, продвижения книги и чтения.

  1. В январе 2009 года, к юбилею А.П. Гайдара, силами библиотекарей Архангельской областной детской библиотеки и волонтеров для учащихся 5-7-х классов была подготовлена беседа о жизни и творчестве Аркадия Гайдара, сопровождавшаяся электронной презентацией. В течение двух месяцев волонтеры приходили в школы города и рассказывали детям и подросткам о судьбе писателя и его книгах. http://www.belkult.ru/stat/image/grant-09/gr-10-1.jpg

  2. Второе мероприятие, реализованное с помощью волонтеров, - акция «Читаем вслух». Сотрудники библиотеки обучили студентов методике громкого чтения, помогли подобрать художественные произведения, составить творческие задания и вопросы для обсуждения. Площадками для громкого чтения стали детский дом и областная детская больница. В летний период встречи с пациентами больницы были перенесены на улицу. Кроме чтения вместе с волонтерами и библиотекарями ребята лепили, занимались оригами, рисовали.

Таким образом, волонтеры способны не только оказать реальную помощь (а это особенно важно в сельских библиотеках, где работает один библиотекарь), но и вести работу по продвижению книги и чтения.

Третьякова С.Ю. Проект «Открытые сердца» : от идеи до реализации / С.Ю. Третьякова // Библиотека в школе. – 2012. - № 3. – С. 8 - 9.
Акции, проекты, мероприятия

с привлечением волонтеров можно условно разделить на три группы.

  1. Социальные акции

- направленные на профилактику социально негативных явлений в подростковой среде и пропаганду здорового образа жизни.

- Сбор историко-краеведческого материала и работа с ним. Особенно это актуально для небольших населенных пунктов, где библиотеки часто являются хранителями исторической памяти. Например, в ходе акции «Дарить тепло и радость людям» волонтеры посетили семьи ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла и собрали редкие документы военных лет, фотографии их семейных архивов, воспоминания очевидцев. Все материалы были представлены в библиотеке на документальной выставке «Фото из семейного альбома».

- Экологические акции (сбор мусора, очистка водоемов, посадка деревьев).

- Мероприятия, направленные на воспитание толерантности. Часто для этой работы привлекают иностранных студентов, которые рассказывают читателям об обычаях и культуре своей страны.

- Сбор книг для детских домов и сельских библиотек.

2. Оказание консультационной помощи

- Будущие юристы работают консультантами на базе центров правовой информации. Они помогают посетителям правильно оформить документы, составить исковые заявления, разъясняют статьи законов и права потребителей.

- Привлечение подростков к обучению взрослых основам работы на компьютере, в том числе поиску информации в Интернете.

3. Мероприятия по продвижению книги и чтения, популяризации библиотеки

- Самые разные мероприятия от привлечения читателей к оформлению выставок, к созданию рекомендательных библиографических пособий, до организации флэшмобов.

- Помощь в проведении презентации летних чтений в городском парке.

- Рассказы о книгах на местной радиостанции.

- Экскурсии по библиотеке, помощь в обслуживании читателей в дни каникул.

Участие в библиотечных мероприятиях в качестве ведущих.

- Анкетирование и интервьюирование. Опрос учителей, известных жителей села о любимых книгах. Телефонный опрос «Вы и книга», «Книга вашего детства». Оформление одноименной выставки.

- Обслуживание силами волонтеров детей-инвалидов на дому. Чтение книг незрячим и слабовидящим детям, обучение их работе на компьютере.

- Активное привлечение детей и подростков к рекламе библиотеки и чтения через средства массовой информации, создание и распространение печатной издательской продукции.

- Создание библиотечных сайтов силами подростков и молодежи.

Привлекая волонтеров к библиотечной работе, надо помнить, что психологические особенности детей и подростков таковы, что они больше прислушиваются к советам своих сверстников или людей, которые чуть старше, чем к советам взрослых.

Яковлева Е.В. Библиотека и волонтер : двойной портрет : по материалам интернет-опроса детских библиотек страны / Е.В. Яковлева // Библиотека в школе. – 2012. - № 3. – С. 16 – 19.

Составитель, компьютерный набор: О.В. Еремеева, зав. сектором РДЧ;

Технический редактор, оформление: Е.Б. Резванцева, зав. ред.-изд. сектором;

Редактор: И.В. Галахова, гл. библиотекарь отдела информ. технологий;

Ответственный за выпуск: Н.Б. Шпагина, директор ВОДБ



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск