Скачать 384 Kb.
|
«Утверждаю» Руководитель МКОУТСОШ №4 _______________/Куринная А.А./ Приказ № 206 от «2» сентября 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Демченко Людмилы Анатольевны Первая квалификационная категория Ф.И.О. , категория По учебному предмету «Искусство (ИЗО)» 5,7 класс Рассмотрено на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от «29» августа 2013 г. 2013-2014 Пояснительная записка Рабочая программа по искусству( ИЗО ) 5,7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования , примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, Э.И. Кубышкиной, С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева « Изобразительное искусство 5-9 классы», Москва, «Дрофа», 2010 год. Программа Изобразительное искусство в 5,7 классах общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», подготовленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются: - овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; - развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. Для выполнения поставленных учебно–воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. В основу программы вложены: - тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности; - единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся; - система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания; - система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью; - соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся среднего звена. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5, 6 и 7 классах – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Содержание программы 5 класс Примерные темы блоков уроков « Устное народное творчество и литература в ИЗО». « Историческое прошлое нашей Родины в ИЗО». « Великая Отечественная война в ИЗО». « Край, в котором ты живёшь». «Наша Родина» Содержание занятий Рисование с натуры ( рисунок, живопись). Изображение с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт) с передачей перспективного сокращения объёмных форм. Предметы ставятся как во фронтальной, так и в угловой перспективе – изображение с одной и двумя точками схода. Рисование с натуры фигуры человека, животных. Передача в рисунках пропорций, конструктивного строения, пространственного расположения, объёма, светотеневых отношений изображаемых объектов, их композиция на листе бумаги – развитие пространственных представлений и зрительных образов. Работа в цвете над рисунками с натуры отдельных предметов и их групп (натюрмортов), фигуры человека, зверей и птиц. Передача в рисунках гармонии цветовых тонов натуры, её пространственных отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду, бережного отношения к хлебу и ко всему, что создаётся трудом человека. Рисование на темы и иллюстрирование. С целью патриотического, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей – рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование произведений УНТ (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихов, отрывков из повестей и поэм. Усилия должны направляться на формирование у учащихся умения самостоятельно выбирать для рисования наиболее выразительные сюжеты из предложенных тем и литературных произведений, передавать художественно-выразительными средствами своё отношение к изображаемому сюжету, к его персонажам; на развитие сопереживания, милосердия, чувства справедливости, нетерпимости к злу и насилию. Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в тематической композиции. Дальнейшее изучение законов композиции. Совершенствование у учащихся умения выделять композиционный центр (приём изоляции, перенесение главного на второй план). Школьники продолжают изучение особенностей симметричной и асимметричной композиции и учатся передавать с помощью композиционных средств состояние покоя или движения в рисунке ( статика и динамика в композиции), соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объёмов ( массы), тона и цвета. Наблюдение. Выполнение набросков и зарисовок явлений, событий и объектов окружающей действительности с целью использования этих материалов в тематической композиции, иллюстрации. Учащиеся продолжают знакомство с книжной графикой – одним из видов ИЗО. Они должны развивать умение узнавать творческий стиль ведущих художников-иллюстраторов, знать средства художественной выразительности, которые эти художники используют в своей работе. Дальнейшее развитие у детей воображения, фантазии, творческого подхода к процессу рисования. Декоративная работа. Дальнейшее развитие умения самостоятельно использовать эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира. Развитие умения выразительно строить декоративную композицию, творчески используя цвет, тон, колорит, форму и другие изобразительные элементы декоративного обобщения. Углубление знаний школьников о народном декоративно-прикладном искусстве путём сопоставления предметов народной керамики Гжели, Скопина, Опошни с образцами устного фольклора; в процессе ознакомления с сюжетно-декоративной народной росписью прялок- замечательных образцов русского народного искусства. Формирование умения самостоятельно выполнять декоративную композицию на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Дальнейшее знакомство с произведениями художников современного ДПИ в области геральдики с целью углубления знаний об изобразительной символике. Развитие самостоятельных умений. Воспитание у школьников любви и интереса к русскому ДПИ, к искусству родного края, бережного отношения к традициям своего народа. Лепка. Лепка фигуры человека в движении. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисованием. Аппликация. Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декорат. работ в технике коллажа и в форме панно. Беседы об ИЗО и красоте вокруг нас. Основные темы бесед: - искусство народов России; - героическое прошлое нашей Родины в произведениях ИЗО; - Великая Отечественная война в произведениях художников; - мирный труд людей в ИЗО; - виды ИЗО: архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, дизайн; -жанры ИЗО; -Портрет и его разновидности(автопортрет, парный, групповой, парадный, интимный). Бытовой жанр. Исторический жанр, Анималистический жанр. Натюрморт. Пейзаж. – русская сказка в произведениях художников Требования к уровню усвоения учебного предмета К концу обучения в пятом классе у обучающихся формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса к концу учебного года должен знать: - отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства - первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.); - особенности симметричной и асимметричной композиции; - простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке; - простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения; - общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.) - особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок; - памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края. уметь:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (34 часа) Задачи: развитие эстетического восприятия предметов, явлений окружающего мира и эмоц. отношения к ним; формирование понимания, красоты гармонии цветового богатства действительности; развитие цветового зрения, худ.- образной памяти, творческой активности; художественных cпособностей, воображения и фантазии; обучение практическим умениям и навыкам работы акварельными и гуашевыми красками, ознакомление с теорет. основами живописи; ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего. Устное народное творчество и литература в ИЗО
Связь времён в искусстве нашей Родины.
Историческое прошлое нашей Родины в ИЗО
Край, в котором ты живёшь. Наша Родина.
7 класс ( 35 часа) Примерные темы блоков уроков « Труд в изобразительном искусстве», « Многонациональное отечественное искусство», « ИЗО зарубежных стран - сокровище мировой культуры» Содержание занятий Рисование с натуры (рисунок, живопись). Изображение с натуры, а также по памяти и по представлению отдельных предметов быта, природы, деталей архитектуры, изделий народного творчества с национальным орнаментом, школьного оборудования и групп предметов ( натюрмортов), развитие умения видеть их красоту. Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц. Архитектурные зарисовки. Развитие умения передавать в рисунках конструкцию, пропорции, пространственное расположение, перспективное сокращение, объём, тональные отношения изображаемых объектов, а также художественную образность предметов. Использование цвета как средства выражения переживания от встречи с прекрасным. Рисование на темы и иллюстрирование. Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений ( с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Дальней шее изучение композиционных закономерностей – формирование у учащегося умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений). Обучение изображению многофигурной композиции в закрытом и открытом пространстве, сравнительной характеристике двух героев изобразительными средствами ( контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и тёмного, тёплого и холодного). Особое внимание обращается на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка. Продолжается работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста ( выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся знакомятся с условностями передачи пространства в книге и углубляют свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов. Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией. Декоративная работа. Дальнейшее развитие эстетических знаний и декоративного творчества учащихся средствами народного и современного ДПИ происходит на основе углубления представления о народном искусстве как особом типе творчества в системе современной культуры. Систематизация знаний и умений в области русского народного ДПИ, сформированных в предшествующих классах на уровне школ народного мастерства, промысла региона, в целом национального искусства. Формирование понимания тесной взаимосвязи национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов. Система учебно-творческих заданий строится так, чтобы учащиеся активно включались в процесс усвоения элементов народной и культурной памяти, опыта народа в создании духовных ценностей, традиций. В соответствии с этим значительно расширяются представления о художественно-содержательном анализе произведений ДПИ: вводятся новые разнообразные связи с трудовой деятельностью, бытом, природой, культурой, произведениями устного и музыкального народного творчества, свидетельствующие о глубоких общих закономерностях художественной системы. Лепка. Лепка фигуры человека. Лепка тематических композиций на свободную тему. Лепка на сюжеты литературных произведений, рекомендуемых на занятиях тематическим рисунком. Аппликация. Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования. Беседы об ИЗО и красоте вокруг нас. Основные темы бесед: - красота вокруг нас; - народ – творец прекрасного; - ИЗО зарубежных стран – сокровище мировой культуры; - памятники искусства родного края; - местные традиции в ИЗО и ДПИ. Знания и умения К концу 7 класса учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|