Скачать 88.88 Kb.
|
Анализ работы по сбережению здоровья и формированию культуры здорового образа жизни 2012-2013 учебный год Анализируя состояние здоровья воспитанников за последние годы можно отметить устойчивую тенденцию изменения состава обучающихся в школе-интернате в сторону роста доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. В текущем учебном году, в рамках стратегии формирования здоровьесберегающей среды для обучающихся и педагогов школы-интерната, проводилась комплексная работа по приобщению обучающихся и педагогов школы к здоровому образу жизни. Это, в первую очередь, общая организация рационального и здорового двигательного режима школьников в системе школы-интерната. В течение года ежедневно во всех параллелях перед началом занятий проводилась утренняя гимнастика, включающая как традиционные комплексы, так и дыхательные, артикуляционные упражнения, а также упражнения для развития мелкой моторики и гимнастика для глаз. Необходимо также отметить обязательное проведение физкультминуток в течение уроков, проведение подвижных игр и музыкальных разминок во время больших перемен учителями физической культуры, организацию воспитателями оздоровительно-закаливающих мероприятий и подвижных игр на свежем воздухе для детей, посещающих группу продленного дня, внеклассные и внешкольные оздоровительные мероприятия. Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Первоочередной задачей деятельности учителей физкультуры школы-интерната №7 является задача 100% охвата всех наших учеников в рамках урока физической культуры. Поэтому уроки в нашей школе проходили под девизом: «Физкультура в доступной форме без освобождения». Дети освобождались от нагрузки на уроке только эпизодически, после перенесенного острого заболевания или травмы. Детей, сидящих во время урока на скамейке по причине инвалидности, в школе не было. При наличии в каждом классе значительного количества детей, имеющих специальную медицинскую группу здоровья, педагогический процесс организовывался таким образом, чтобы каждый ребенок находился в режиме двигательной активности, с учетом его индивидуальных возможностей. Учащиеся делились на малые группы по 2-3 человека, исходя из уровня подготовленности и особенностей состояния здоровья. При формировании учебного задания и оценке результатов деятельности, применялся дифференцированный индивидуальный подход к каждому ученику. Это позволило вовлекать в продуктивную деятельность на уроке учащихся самого разного уровня физического развития, в том числе специальной медицинской группы. Наработанный опыт организации такого рода занятий педагоги нашей школы транслировали на городском уровне, проведя мастер-класс для слушателей курсов ФК-5 ГБОУ ЦПМ по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры. Повышение компетенций с детьми с ОВЗ» (24.10.2012 года). а также мастер-класс по теме «Коррекционная педагогика и индивидуально-дифференцированный подход в рамках уроков физической культуры» на городской педагогической научно-практической конференции «Опыт и идеи» в мае 2013 года. Для более успешного взаимодействия с учащимися, имеющими нарушения здоровья различной степени тяжести, педагогами по физической культуре в соавторстве с врачом-педиатром в школе был создан «журнал здоровья», где прописаны, помимо группы здоровья, все диагнозы наших учеников. Также были сформированы таблицы противопоказаний по основным видам заболеваний. Подбор методов и средств двигательной деятельности учащихся осуществлялся в сотрудничестве с врачом ЛФК, с обязательным учётом оздоровительного эффекта данных упражнений (корригирующая гимнастика, ЛФК; учёт основных принципов здоровьесбережения). Поэтому можно смело говорить об общеоздоровительном направлении организации уроков в школе-интернате. С целью повышения уровня мотивации учащихся к занятиям физкультурой, создания благоприятного эмоционального фона на занятиях, учителя физической культуры широко использовали новые, современные формы занятий: фитбол-тренинг, элементы классической силовой и степ- аэробики, элементы оздоровительной йоги и дыхательную гимнастику, а также игровой и соревновательный методы проведения уроков. Свой опыт работы в этом направлении педагоги нашей школы презентовали на окружном уровне, проведя мастер-класс по теме «Аэробика в школах VIII вида» в рамках акции «Учителя года — учителям Зеленограда» в ноябре 2012 г. В школе-интернате созданы необходимые условия для реализации программы улучшения здоровья учащихся и приобщения их к здоровому образу жизни средствами физической культуры и спорта. Кроме оборудованного спортивного зала, школа имеет в наличии зал ритмики, оснащенный зеркалами, балетным станком и современным спортивным инвентарем, который используется также как малый спортивный зал. Помимо этого, широко используется также имеющийся в школе тренажерный зал. Школьники среднего и старшего звена получали там необходимую силовую подготовку в урочное время, что способствовало повышению мотивации учеников к занятиям и улучшению физических кондиций учащихся. В теплое время года занятия проводятся на свежем воздухе, где располагаются школьный стадион, футбольное поле, волейбольные и баскетбольные площадки, гимнастический комплекс, яма для прыжков в длину, тренажерно-атлетический комплекс. Это позволяет учителям расширить арсенал применяемых на уроке средств обучения и более активно способствовать реализации обучающих, развивающих и воспитывающих задач урока. Во внеурочное время учащиеся 1-9 классов посещали спортивные кружки и секции. Для желающих самостоятельно позаниматься был открыт ежедневный свободный доступ в спортивный зал, под наблюдением учителей по физической культуре. Школьники старшего звена под руководством педагогов также имели возможность посещения тренажерного зала после окончания занятий. В текущем учебном году уделялось также большое значение агитации и пропаганде здорового образа жизни, разъяснительной и просветительской работе с учениками школы. В течение года учителями по физической культуре были проведены интересные мероприятия на темы: «Как сохранить свое здоровье надолго», «Береги здоровье смолоду», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Формирование навыков правильной осанки», «Курение убивает», «Утренняя гимнастика школьника», «Отказ от вредных привычек». Еще одним направлением формирования здоровьесберегающей среды являлась профилактическая работа и работа по технологиям с высоким потенциалом сбережения здоровья в рамках психолого – педагогического сопровождения учащихся Данная деятельность была направлена на:
Работа в данном направлении строилась с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей учащихся с нарушением интеллекта. Основным в работе являлось не только необходимость дать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но главным образом сформировать навыки и мотивацию к здоровому образу жизни. Профилактическая работа включала в себя проведение групповых занятий (подгруппы), занятий в малых группах и индивидуальных занятий. При работе с учащимися в начальной школе больше внимания уделялось формированию представления о здоровье, его значении, здоровом образе жизни; укреплению личностной мотивации к выбору здорового образа жизни, обучение поведенческим схемам, направленным на сохранение и укрепление здоровья. Обучение здоровому жизненному стилю осуществлялось в игровой форме, так как именно игра для детей младшего школьного возраста остается ведущей деятельностью. В течение года проводились занятия по следующей тематике: «Я помогу тебе, мой дорогой организм, быть здоровым», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Добро. Зло», «Дорога в школу и домой», «Разговор о здоровом питании», «Если крепок и здоров, к делам полезным ты готов» - игра – соревнование. «Усидчив ли ты?» - беседа о правилах поведения. В старшей школе основной задачей являлось формирование отношения к здоровью как важнейшей человеческой ценности. Через наблюдение, анкетирование выявлялись обучающиеся с повышенным уровнем тревожности, склонностью к вредным привычкам, имеющие проблемы с родителями, учителями, сверстниками. Семьи, где они живут, находятся под постоянным пристальным вниманием психологов, социальных педагогов, классных руководителей. Работа с учащимися данной возрастной категории включала в себя: мини-тренинги «О вреде курения, алкоголизма, наркомании», беседы - игры «Хочешь быть здоровым, будь им», «Письмо курящему другу», «Суд над табаком», «Наркотики и СПИД: миф и реальность», «Вредные привычки и как с ними бороться», «Тропинка к собственному здоровью», профилактические беседы специалистов, просмотр фильмов и презентаций, выпуски стенгазет, плакатов. Широко в работе по обучению здоровому образу жизни обучающихся старших классов использовались интерактивные виды деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.), а также компьютерные технологии (презентации, игры он-лайн). Результаты работы показывают, что эти методы являются наиболее эффективными. Результаты обследования обучающихся на отношение к ЗОЖ (5-10 классы -74 учащихся 2012 -2013 уч.г.) Работа по сохранению и укреплению здоровья осуществлялась комплексно, она проводилась не только с обучающими, но и педагогами учреждения. Большое внимание в работе с педагогами уделялось профилактике эмоционального выгорания. Работа по профилактике эмоционального выгорания педагогов проводится в течение нескольких лет. В этом учебном году она была направлена на выработку навыков преодоления стрессовых ситуаций, которые оказывают негативное влияние на самочувствие педагога в целом и на его взаимодействие с учащимися и коллегами. Работа с педагогами осуществлялась в рамках семинаров, тренингов, практических занятий, заседаний методических объединений, индивидуальных и групповых консультаций и включала в себя:
Результаты контроля за уровнем стресса у педагогов показывают положительную динамику в психологическом самочувствии педагогов. Результаты диагностического обследования педагогов (на конец учебного года) по опроснику «Стрессоустойчивы ли вы?» показывает, что 35% опрошенных стали легче относиться к стрессовым ситуациям, количество педагогов, которые с трудом справляются со стрессовыми ситуациями снизилось на 15%. В этом учебном году психологической службой уделялось большое внимание проведению разъяснительной работы (просветительская деятельность) с целью повышения психологической грамотности и использования в работе с учащимися различных форм и методов, способствующих повышению личной ответственности учащихся и формирование навыков для успешной социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта. Значительное внимание уделялось ознакомлению педагогов с новейшими разработками и подходами в области психологии, а также овладению психологическими приемами и навыками продуктивного взаимодействия с учащимися, развития каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей, способам бесконфликтного разрешения сложных ситуаций. С целью приобщения педагогического состава школы к здоровому образу жизни и воспитания учащихся собственным примером, для учителей школы были организованы еженедельные занятия аэробикой и фитнесом. Методическим объединением учителей физкультуры также были подготовлены и проведены консультации по индивидуальным запросам для педагогов, родителей и учащихся на тему сохранения и укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта. |