Тема урока:Э.Мошковская "Вода в колодце". Поход в Музейный дом. Павел Филонов "Нарвские ворота" Провела : Бакаева Татьяна ВасильевнаКласс: 3гДата: 27.11.2013г.Цели:
Довести к пониманию того, что важнейшими секретами творчества являются развитое воображение и фантазия. Учить отличать особенности рассказа, небылицы, сказки.
Развивать внимание, мышление, наблюдательность.
Воспитание бережного, доброго отношения к окружающим.
Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
УУД:Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами; анализ характеров героев; работа с дидактическими иллюстрациями.
Личностные: смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей; формирование опыта переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности
Коммуникативные : умение доносить свою позицию до других:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Ход урокаI. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу и гостям добрым взглядом. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца тёплыми чувствами.
II. Основная часть.
1. Актуализация- С какими понятиями познакомила нас Летучая Мышь? (Небылицы, сказки, рассказы)
Работа в группахРебята получают задания на карточках:
Прочитайте текс. Определите к какому жанру он относится.
Жила-была на дне реки большая-пребольшая щука. И вот отправилась она однажды на охоту. Устроила в водорослях засаду и затаилась. Ждет, наблюдает. Вдруг увидела одиноко плывущего карася. Видать, от стаи отбился. Щука погналась за ним. Карась же, хоть и небольшого ума был, но понял: сейчас его кушать будут. Да как пустится наутек! Только пятки (простите, плавники) засверкали Щука от эдакой наглости так растерялась, что даже не обиделась. А потом встрепенулась и рванула за карасем во всю свою прыть. Она плыла, не разбирая дороги, и поэтому не заметила, как карась вдруг метнулся в сторону. Сама же щука на полной скорости врезалась в густую тину, да и застряла. А карась, отдышавшись, спокойно поплыл по своим делам. ( сказка)
В одном лесу жила маленькая пташка, которая очень любила петь чудесные песни. Она так красиво пела, что весь лес собирался послушать ее! От сороки она узнала, что у людей принято дарить цветы любимым исполнителям. А цветы она любила также сильно, как и петь! Долго грустила пташка. Но однажды, после очередного импровизированного концерта, Дятел подлетел к Пташке и подарил ей… ромашку! Уж он то был истинным джентльменом! Пташка была невероятно счастлива!!!(сказка)
.Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«где моя лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать. (небылица)
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет. (небылица)
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек. (рассказ)
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь. (рассказ)
После коллективного чтения и обсуждения один человек из группы выразительно читает текст , другой доказывает к какому жанру он принадлежит .
Фронтальная работа - Какова цель каждого из этих жанров?
Слайд 1-3Цель небылицы – поразить воображение слушателей необыкновенной выдумкой, тем, чего не бывает.
Цель сказки – приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.
Цель рассказа – “ рассказать” случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.
2. Постановка цели и задач урока- Ребята, мы с вами читали очень много интересных рассказов, сказок, стихотворений поэтов, писателей, рассматривали картины художников. В чём же секрет их творчества?
Ученик читает стихотворение:
Мы поработали прекрасно!
Сюжеты разные нашли.
Все потрудились не напрасно,
Рассказы ваши хороши!
А в чём же творчества секрет?
Сегодня мы найдём ответ.
Слайд 4Ответить на этот вопрос помогут нам в этом сегодня поэтесса и художник.
Откройте учебник на стр.121
-Кто нам поможет открыть секрет? ( Э. Мошковская)
3. Работа с произведением Э.Мошковской “Вода в колодце”Слайд 5Мошковская Эмма Эфраимовна (1926-81) , русская детская писательница. Окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных (1954) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии (меццо-сопрано). В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака.Занималась переводами, писала стихи и рассказы.Ее стихи, тонко передают мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний Сборники вышедшие при жизни :"Дядя Шар", 1962; "Слушай, дождик!", 1963; "Сто ребят - детский сад", 1965; "Дом построили для всех", 1970.После смерти Мошковской в 1981 году, были изданы еще два сборника стихов – «Хорошие вести» и «Дедушка Дерево».1) Чтение про себя
2) Образцовое чтение (читает 1 ученик)
3) Вопросы:
- Вам понравилось стихотворение?
- Вы когда-нибудь пили воду из колодца? Какая она? (свежая, студёная, чистая, холодная)
- Верите ли вы, что это вкусная вода? Найдите подтверждение тому, что для поэта вода обладает почти волшебными свойствами? (В неё падают звёзды, кто напьётся, тот обязательно засмеется)
- А удалось ли поэтессе передать запах воды? (Дети находят подтверждение)
- А самое главное, вода пахнет “деньками” счастливыми. Как вы понимаете эти слова? ( она пахнет детством, летом, каникулами)
- Ценит ли герой – рассказчик время, проведённое в этом месте? (да, часто вспоминает, об этом говорят запахи из памяти героя)
- Как вы думаете, у поэтессы особое обоняние или особый взгляд на мир? (Так описать воду может тот, у кого отменное обоняние и особый взгляд на мир)
- Чтобы так видеть мир, человеку нужна фантазия?
-В каком ещё произведении мы встречали в этом году описание ключевой воды? ( Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами»)
- Найдите в этом рассказе описание вкуса ключевой воды. На какой странице?(стр.59)
-Есть ли сходства в описания воды разными авторами? ( да)
- Ю. Коваль обладает особым взглядом на мир? Что ему в этом помогает? (фантазия и воображение)
4. Поход в “Музейный дом”Давайте теперь попробуем раскрыть секрет творчества художника Павла Филонова.
- Работа с толковым словарём. Стр. 122- Кто знает, что такое арка? (Значения слова находят в толковом словаре)
- Найдите в “ Музейном доме фотографию “Нарвские ворота”
Слайд 6Нарвские ворота находятся в Санкт-Петербурге. Они были построены в 1814 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Россия победоносно завершила войну с Францией. Чтобы торжественно встречать победителей, всего за один месяц построили эти ворота.
Такое название этому памятнику дано в связи с его расположением у начала дороги на реку Нарву.
В 1834 году Нарвские ворота возобновили. Сами ворота кирпичные, покрытые м
едными лист
ами. А наверху – колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди.
- А теперь рассмотрите Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова.
Слайд 7- Видите коней? Фигуру наездника?
- А арку под конной группой видите?
- Догадались, какое время года изобразил художник? (зима)
- Почему так думаете? ( люди тепло одеты)
- А какой день погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение. (день погожий и солнечный-пятна золотистого , оранжевого цвета)
Слайд 8- А теперь сравни ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? А где они стоят отдельно от города?
- Где видно, что ворота – это вход в большой город с многоэтажными домами?
- Сравни изображение коней на картине и на фотографии.
На картине коней меньше и они очень смешные, а на фотографии кони очень важные и торжественные, сказал Миша. На картине как будто кони ожили, - заметила Маша.
- Вам не кажется , что художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики? Кто догадался, зачем он это делает? - спросила Анишит Йокоповна.
- А тебе удалось догадаться?
Миша сказал:
- Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит.
Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.
Костя Погодин решил уточнить:
- Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов.
- А что скажешь ты?
- Что вы можете сказать о художнике? (Для того чтобы изобразить Нарвские ворота так, как это сделал Павел Филонов, нужно обладать воображением и фантазией, так как фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой, праздничной.)
5 Вывод-В чём же секрет творчества поэтов и художников?(В развитой фантазии и воображении.
Фантазия и воображение преображают действительность, делая её необычной, яркой и праздничной,)
Слайд 9-10Работа в группахСоберите мозаику – фото или картину Нарвских ворот.
III. Итог.Рефлексия деятельности1) Понравился ли вам урок?
2)
3)
Д.з - по рабочей тетради стр. 32, №14, выполнить задание, по желанию выучить стихотворение Мошковской наизусть