Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 73.57 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.02.2014
Размер73.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Как технология развития критического мышления влияет на развитие базовых качеств личности обучающихся при изучении литературы

Кондаурова Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №9, г.Уфа

Есть интересная история о человеке и коконе бабочки. Речь идет о человеке, который нашел кокон и принес его домой, чтобы посмотреть, как он превратится в бабочку. Когда бабочка созрела внутри кокона, она пыталась выбраться из него, но не могла освободиться, и человек удалил оставшийся кокон. Бабочка была рада, но у неё было опухшее тело и маленькие мятые крылья. В результате, бабочка никогда не смогла летать и, ползая, провела оставшуюся жизнь.

Тот человек не понимал, что усилия необходимы бабочке, чтобы укрепить свои крылья и быть готовой к полету, вырвавшись из своего кокона на свободу. Эта борьба, которая помогает бабочке развить способность летать.

Так же и дети, подобно бабочке, в процессе обучения должны преодолевать трудности. Одни, побеждая себя, поднимаются все выше, другие, сталкиваясь с препятствиями, теряют интерес к учебе.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как научить учиться? Как формировать у детей потребность в чтении? Как сделать уроки литературы событием и для ученика, и для педагога? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

Стандарты второго поколения требуют, чтобы выпускник, покидая стены школы, уважительно относился к национальным культурам народов, владел родным языком и культурой, был патриотом, умел жить в условиях рынка и информационных технологий, обладал коммуникативной культурой, был готов к достижению высокого уровня образованности, имел культурный кругозор и широту мышления.

Учитывая эти требования, формирование критического мышления приобретает особую актуальность.

Способом решения этих вопросов становятся современные образовательные технологии.

Китайская пословица гласит: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Мое внимание привлекла технология развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит) и используется в 29 странах мира. В России используется с 90-х гг. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И.).

Как вы видите, технология не является новой, но в современном мире я вижу особые преимущества использования этой технологии в развитии базовых качеств личности обучающихся.

Технология развития критического мышления представляет собой набор особых приёмов и стратегий, позволяющих обеспечить самостоятельную осознанную деятельность учеников.

В основе педагогической технологии лежит базовая трёхфазная модель: стадия вызова, осмысления и рефлексии.

В режиме данной технологии у обучающегося уже на первом этапе (стадии вызова) возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления.

Важным моментом на второй стадии (осмысление) является получение новой информации по теме. Организация работы может быть различной. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Главная задача - поддерживать активность обучающихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле особое значение имеет качество отобранного материала.

На третьей стадии – рефлексии - необходимо, чтобы ученики сами смогли систематизировать новую информацию, проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. В процессе живого обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного, обучающиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Данную работу можно проводить как в письменной форме (эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т.д.), так и в устной.

Таким образом, в процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Основой технологии развития критического мышления являются вопросы. Используется определенная классификация вопросов и основные методические приёмы:

-кластеры; суть приёма состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а вокруг фиксируются идеи (слова, рисунки), с ними связанные;

-инсерт; использование знаковой системы при работе с текстом. Обучающимся предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно делая пометки на полях: «+» - это для меня новое, «-» - это противоречит моим знаниям, «?» - противоречивая информация. Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в усвоении материала;

-таблица (знаю – хочу узнать - узнал): развитие мыслительных способностей учащихся, помогающих выработать им собственную позицию по изучаемой теме. С помощью этой таблицы учащиеся собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные;

- сюжетная таблица: суть работы с этой таблицей – читая текст, ребёнок делает пометки, создавая скелет текста.

Помимо методов использования вопросов, рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы. И один из приёмов – это мозговая атака, цель которой в том, чтобы развивать креативность мышления обучающихся, их коммуникативные качества.

Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых форм урока.

Таким образом, технология развития критического мышления – это форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Уроки, посвящённые изучению биографии и творчества писателя, обычно называют вводными. Начиная изучение творчества того или иного писателя, как правило, учитель очень долго готовится, старается найти интересные факты, увлечь ребят, приготовить презентацию или, в лучшем случае, дать индивидуальное задание нескольким ребятам. Что делают в этот момент остальные дети? Выступают в роли зрителей или пассивных слушателей. Однако, по утверждению психологов, лекция – самый неэффективный способ обучения (только 5 % прослушанной информации усваивается).

Можно пойти другим путём. Как я уже сказала, урок, построенный по технологии развития критического мышления, состоит из трёх фаз: вызов – осмысление – рефлексия. Но, проводя уроки, посвящённые изучению биографии писателя, я пришла к выводу, что целесообразнее стадию вызова перенести на урок, предшествующий изучению биографии. Именно на этой стадии предлагаю ребятам поиграть в игру «Верные – неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении творчества Н.В. Гоголя можно составить такой список утверждений, которые могут быть самыми неожиданными и нелогичными.

Задача ученика – не зная ничего о Гоголе, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «+» или «-». Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведение которого мы будем изучать. Главное, чтобы на уроке перед учеником лежал текст, написанный от руки или напечатанный. Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы». Важная проблема решена: он захотел узнать, и понял, зачем ему это нужно.

Следующий урок я начинаю со стадии осмысления. Здесь предлагаю работу с текстом, возобновив разговор о писателе. Я предлагаю ребятам, заполнить первую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать - Узнал». Ребята в эту графу записывают те утверждения, где они правильно поставили знаки «+» или «-». Далее я предлагаю детям, пользуясь подготовленным дома текстом, привести пять интересных фактов из жизни писателя. Так мы заполняем вторую графу, понимая, что после проделанной работы у нас ещё остались вопросы о жизни или творчестве Н.В.Гоголя. Формулируем эти вопросы.

И завершается стадия осмысления новой информации работой с текстом, предложенным учителем. Каждому ученику я выдаю текст, предлагаю его прочитать, применяя приём Инсерт. Для маркировки текста используются следующие значки: «+» - это известно; «!»- это интересно, неожиданно; «?» - хотелось бы узнать подробнее. Нам осталось заполнить третью графу таблицы, куда мы запишем словосочетания и предложения, помеченные знаком «?», вслух обменяться мнениями, ответить на поставленные в графе «Хочу узнать» вопросы, ещё раз послушать друг друга, и работа почти закончена.

На последней стадии – рефлексивной - происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации. Рефлексия может быть письменной. Чтобы закончить создание образа писателя на уроке, предлагаю написать синквейн. Методика синквейна позволяет сформировать четкое представление об определенном понятии, сформулировать свое отношение к нему:

Гоголь.

Мистический, пророческий.

Завораживает, потрясает, вдохновляет.

Николай Васильевич гениален!

Душа России…

Данная технология хороша тем, что можно использовать её приемы на любых уроках, на любых этапах.

При работе с текстами оправдано применение знаковой системы. Приём Инсерт предполагает маркировку текста, то есть выделение в тексте знакомой, новой и противоречивой информации и способствует развитию систематичности мышления.

Ученики, внимательно читая текст, делают при этом пометки (условные обозначения могут быть иными), что побуждает к осознанному чтению и размышлению о прочитанном.

Например, выполняя маркировку текста «Рабочий день Л. Н. Толстого», обучающиеся должны были найти противоречивую информацию в следующем фрагменте:

«…После работы писатель шёл на прогулку по Москве и наблюдал за тем, что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве, так как в это время он обдумывал свои произведения. И по тому, как сосредоточенно молчал Лев Николаевич, его близкие могли догадываться, насколько напряжённо в это время работал его мозг. Поэтому задавать ему лишние вопросы никто не решался, чтобы не отвлекать его от размышлений.

В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 77 лет за два дня выучился на нём ездить. Если раньше он много ходил пешком, то теперь он ездил по тому же самому маршруту и ещё дальше…»

В этом фрагменте такая информация встречается дважды: «Прогулка проходила обычно в одиночестве…»; близкие не могли наблюдать за ним; «В 1895 году Толстому подарили велосипед, и писатель в возрасте 77 лет за два дня выучился на нём ездить»; в 1895 году Л. Н. Толстому было не 77, а 67 лет.

Технология критического мышления и её отдельные приёмы – это средство для развития познавательного интереса к любым школьным предметам, способ развития учебных компетенций и базовых качеств личности обучающихся.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Ребенок, словно бабочка, выходящая из кокона, обучаясь, должен преодолевать трудности, чтобы он мог расти и развиваться. А результатом этого преодоления становится желание познавать, мыслить, творить, летать…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск