Скачать 86.14 Kb.
|
Урок развития речи Художественная деталь в живописи ( По портрету-картине В. А. Серова «Девочка с персиками»)
У ч и т е л ь – Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые, в нашей мастерской. Творческого вдохновения всем нам! Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или – читать, слушать. Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости от того, что мир с тобой рядом прекрасен. Вами создано уже немало собственных текстов, перо ваше стало более уверенным, более крепким, более выразительным. - Какой прием выразительности я употребила, заменив слово сочинение на наше перо? (Метафору.) _ А какие средства выразительности рекомендуется использовать при написании сочинений? (Метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, аллегория) - Какие типы речи мы использовали? (Описание.) -Какую цель мы ставили перед собой? --Цель в этих трех случаях была одна: рассмотреть предметы и ответить на вопросы:к а к и е? Каким типом речи пользуется экскурсовод в Третьяковской галерее, ведя нас от одной картины к другой? (Описанием.) -А с какими жанрами картин вы уже знакомы? ( Пейзаж, натюрморт, бытовой жанр) - Как называют художников, изображающих -животных (анималисты) -море (маринисты) - батальные сцены, сражения? (баталисты) Наверное, ребята, вы уже догадались, что сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним жанром-каким? (Подсказка: этот жанр изображает человека; либо бытовой, либо портрет.) " А каких портретистов вы знаете? (Валентин Серов, Василий Тропинин, Орест Кипренский, Тема нашего урока - « Художественная деталь в живописи» . Сегодня нам предстоит познакомиться с картиной известного русского портретиста Валентина Александровича Серова (1865-1911) «Девочка с персиками». Итак, еще один жанр- ПОРТРЕТ Портрет – одно из распространенных и популярных жанров живописи. Воспроизведя индивидуальный облик, художник раскрывает внутренний мир, чувства, характер человека через внешние признаки: мимику, жест, манеру, движение. В содержание портрета входит и отношение художника к изображаемому: его личная симпатия или антипатия, любовь, преклонение или сострадание. Создавая портрет, художник ищет наиболее удачный фон интерьер), органически связанный с изображающим лицом, его характером, действием, профессией. Для того, чтобы понять его, прочувствовать, мы отправимся в гости к художнику (Биография художника ) Первое впечатление зрителей, увидевших ее в усадьбе Абрамцево, принадлежащей промышленнику и меценату (покровителю искусств) Савве Мамонтову, было: «Какая красивая картина!» Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, которая свойственна изображениям мимолетно охваченной натуры. Художника интересует внутренний мир детей; серьезность, сосредоточенность, «независимость» детского характера светится в любознательно-вопрошающем, чуть-чуть беспокойном выражении их глаз. Детские портреты – «уникальная страница серовского творчества…» Согласны ли вы с такой оценкой? Если да, то что, по-вашему, делает ее красивой? (Солнечный и нежно-розовый колорит). У портретиста должен быть особый зоркий глаз на лицо человеческое, зоркий и чуткий. Такой же зоркий и чуткий глаз должен быть и у зрителя. Только тогда зритель откроет для себя художника, так правдиво, глубоко и проникновенно рассказавшего нам языком живописи. Вглядываясь в портрет, мы его «читаем», «читаем» особый язык художника: композицию, колорит. Но сегодня мы попробуем «прочитать» портрет Верочки Мамонтовой, идя другим путем... (ибо отыскивать композиционный центр не нужно - в центре портрета всегда изображаемый человек. Попробуем войти в картину через художествеnnую деталь). Запись. Художественная деталь - мелочь, подробность, на которую падает значительная смысловая и эмоциональная нагрузка. Есть детали нейтральные, незначительные, а есть такие, что становятся лейтмотивом (главным мотивом) произведения. Художественная деталь может быть в изображении натюрморта, пейзажа, портрета, речи (особое слово персонажа), и в ней фокусируется суть картины как живописной, так и литературной. Разберемся в теории: Тургенев, описывая коморку Герасима Что писатель хотел сказать этой деталью? Герой Чехова и в непогоду, и в солнечный день ходит в галошах и с зонтиком. Что хочет сказать читателю о своем герое писатель? Герой Толстого все время крутит пуговицу на своем жилете... Что хочет сказать о характере персонажа писатель? Слово Л.Н. Толстому: Никакой мелочью нельзя пренебрегать в искусстве,по тому что иногда какая-нибудь полуоторванная пуговица может осветить известную сторону жизни данного лица А теперь обратимся к картине Серова. Содержание картины как будто несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий серебристый свет, он смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски. А теперь давайте смотреть на этот портрет так, чтобы ничего не ускользнуло от нашего внимания. У портретиста должен быть особый зоркий глаз на лицо человеческое, зоркий и чуткий. Такой же зоркий и чуткий глаз должен быть и у зрителя. Только тогда зритель откроет для себя художника, так правдиво, глубоко и проникновенно рассказавшего нам языком живописи. -Какие художественные детали, т. е. «мелочи»,«подробности», можно назвать нейтральными, т. е. не работающими на главную мысль картины, а какую главной? (Нейтральные: керамическая тарелка на стене, спинки стульев, открытая в сосед нюю комнату дверь, цвет волос девочки.) . Главная деталь - персики на столе: даже в названии картины они присутствуют!) А теперь рассмотрим их, чтобы понять, как они связаны с изображением девочки. 3 ад а н и е. Опишите персики на картине Серова. Работаем устно; выслушива:ем монологи детей, затем учитель может прочитать свой вариант. Лежат живописной кучкой два поодаль, а один на кленовом листочке, как в уютном гнездышке или в колыбельке. Золотисто-розовые, с шелковистой кожицей. Два с зеленоватыми бочками, как в бархатных кафтанчиках. Самыйспелый, оранжевый, в руках у девочки. От персиков падаетна стол тень, от чего они кажутся объемными, крупными, сочными, напоенными солнцем. А теперь представим, что на картине их нет, а руки девочки просто лежат на белой скатерти. Что изменится в картине? (Она не станет менее солнечной, яркой, но приобретет документальный характер: вот какой была дочь Мамонтова в свои 12 лет...) А авторская мысль другая... Попробуем ее понять, а для этого посмотрим, как главная художественная деталь - персики - перекликается с портретом девочки - лицом, костюмом. Щеки девочки румяные, пухлые, бархатистые; розовые губы как бы подернуты пушком - нет резкой очерченности; они В полуулыбке и вместе с продольной полоской тоже напоминают персик; розовая кофточка с красивым черным бантом, у которого алая шелковая серединка в гармонии с плодами; на лице девочки и ее кофточке, как на персиках, солнечные блики. Окно, за которым угадывается яркий солнечный осенний день, оказывается, тоже «работает» на эту картину, этот солнечный мир юности. Беседа по картине: – Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на этот портрет? - Как художник сумел пробудить у нас светлое радостное настроение? - Какие краски использовал художник, чтобы создать радостное настроение? - Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные цветовые тона? - Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас? - А какой у нее характер? - Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым? - Что, прежде всего, привлекает вас в портрете Веры Мамоитовой? - Удалось ли художнику представить свежесть и красоту В.Мамоитовой? - Какое значение имеет солнечный свет в портрете-картине? - Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства? - Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от воспринятия этого портрета-картины? - Почему портрет В.Мамоитовой называют портретом-картиной? Домашнее задание: С о ч и н е н и е «Роль художественной детали в картине Серова "Девочка с персиками"»по плану : 1) Что такое художественная деталь в картине и литературном произведении? 2) Персики на белой скатерти как главная художественная деталь. 3) Портрет девочки, восприинимаемый через соседство персиков (щеки, губы, кофточка, бант). . 4) Идея портрета. У художника есть что-то такое, что заставляет любоваться этой картиной – есть краски, есть чувство, есть музыка. Его картины дышат живыми красками, действительной красотой. Видишь и ощущаешь ее всюду. Это значит – иметь талант, который имеют только… Художник стремится передать состояние человека, многообразие его переживаний, проникнуть во внутренний мир его мыслей и чувств. Слово портрет происходит от французского выражения «черта в черту». Портрет – это еще и духовный мир человека, который стремится постичь художник в искусстве, выразить его наиболее полно, правдиво, глубоко. Кажущаяся легкость в рисунке – это результат непрерывного напряженного труда. Картины-портреты могут нам еще выразительно передать настроение картины. Как мастерски оно написано! Теплые отблески света мягко ложатся на лицо, делая его необыкновенно живым! ………… достиг трудного сочетания прозрачности, легкости с тщательностью проработки всех деталей. Мастерски, накладывая один тон на другой, он достигает широкого цветного разнообразия. Даже густые темные тона обретают блеск. Видно, с каким наслаждением мастер выписывал картину. В «Девочке с персиками» (1887) изображена дочь С. И. Мамонтова Вера. Серов писал ее с натуры, в одной из комнат абрамцевского дома. Сеансы шли ежедневно около месяца, но живопись сохраняет свежесть непосредственного впечатления. Недаром сам Серов не раз говорил, что живопись - это большой труд, но писать надо так, чтобы не было видно этого труда. Вся сцена как бы выхвачена из жизни: живая и бойкая кареглазая девочка подсела к столу и взяла в руки персик. Сюжет- простой, но сколько жизненного очарования в этой сцене, в обилии воздуха и света, льющегося из больших окон в комнату, в свежести и светлоте колорита, наполняющего картину тонким ощущением радости жизни! Произведение переросло рамки простого портрета, тем более «этюда» (как скромно было обозначено в каталоге выставки), это картина, картина о детстве, ведущем в многообещающую жизнь. Краски ее чисты и светлы, как само детство этой девочки. Розовая кофточка, белая скатерть, белый простенок с белой же майоликовой тарелкой на нем, солнечная зелень старого сада за окном - всё это оттеняется глубокими коричневыми тонами спинок стульев и каштановых волос Веры и ее синим бантом. Молодой художник внимательно прослеживает тонкие изменения цвета предметов на свету и в тени, подмечает живописные детали, помогающие раскрытию образа: например, загорелая кожа лица девочки - такая же матовая и смуглая, как те персики, что лежат перед ней. |