Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 86.14 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.03.2014
Размер86.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Урок развития речи

Художественная деталь в живописи

( По портрету-картине В. А. Серова «Девочка с персиками»)

  1. Вступление в урок.

У ч и т е л ь

– Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые, в нашей мастерской. Творческого вдохновения всем нам!

Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть или – читать, слушать.

Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости от того, что мир с тобой рядом прекрасен.

Вами со­здано уже немало собственных текстов, перо ваше ста­ло более уверенным, более крепким, более вырази­тельным.

- Какой прием выразительности я употребила, заме­нив слово сочинение на наше перо? (Метафору.)

_ А какие средства выразительности рекомендуется использовать при написании сочинений?

(Метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, аллегория)
- Какие типы речи мы использовали? (Описание.)
-Какую цель мы ставили перед собой?
--Цель в этих трех случаях была одна: рассмотреть предметы и ответить на вопросы:к а к и е?
Каким типом речи пользуется экскурсовод в Третьяковской галерее, ведя нас от одной картины к другой? (Описанием.)
-А с какими жанрами картин вы уже знакомы?

( Пейзаж, натюрморт, бытовой жанр)
- Как называют художников, изображающих

-животных (анималисты)

-море (маринисты)

- батальные сцены, сражения? (баталисты)
Наверное, ребята, вы уже догадались, что сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним жанром-каким? (Подсказка: этот жанр изображает человека; либо бы­товой, либо портрет.)

" А каких портретистов вы знаете?

(Валентин Серов, Василий Тропинин, Орест Кипренский,

Тема нашего урока - « Художественная деталь в живописи»

. Сегодня нам предстоит познакомиться с картиной известного русского портретиста Валентина Александ­ровича Серова (1865-1911) «Девочка с персиками».

Итак, еще один жанр- ПОРТРЕТ
Портрет – одно из распространенных и популярных жанров живописи. Воспроизведя индивидуальный облик, художник раскрывает внутренний мир, чувства, характер человека через внешние признаки: мимику, жест, манеру, движение.

В содержание портрета входит и отношение художника к изображаемому: его личная симпатия или антипатия, любовь, преклонение или сострадание.

Создавая портрет, художник ищет наиболее удачный фон интерьер), органически связанный с изображающим лицом, его характером, действием, профессией.

Для того, чтобы понять его, прочувствовать, мы отправимся в гости к художнику

(Биография художника )
Первое впечатление зрителей, увидевших ее в усадьбе Абрамцево, принадлежащей промышленнику и меценату (покровителю искусств) Савве Мамонто­ву, было: «Какая красивая картина!»
Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, которая свойственна изображениям мимолетно охваченной натуры. Художника интересует внутренний мир детей; серьезность, сосредоточенность, «независимость» детского характера светится в любознательно-вопрошающем, чуть-чуть беспокойном выражении их глаз.

Детские портреты – «уникальная страница серовского творчества…»

Согласны ли вы с такой оценкой? Если да, то что, по-вашему, делает ее красивой? (Солнечный и неж­но-розовый колорит).
У портретиста должен быть особый зоркий глаз на лицо человеческое, зоркий и чуткий. Такой же зоркий и чуткий глаз должен быть и у зрителя.

Только тогда зритель откроет для себя художника, так правдиво, глубоко и проникновенно рассказавшего нам языком живописи.
Вглядываясь в портрет, мы его «читаем», «чита­ем» особый язык художника: композицию, колорит. Но сегодня мы попробуем «прочитать» портрет Ве­рочки Мамонтовой, идя другим путем... (ибо отыски­вать композиционный центр не нужно - в центре портрета всегда изображаемый человек. Попробуем войти в картину через художествеnnую деталь).
Запись.

Художественная деталь - мелочь, подробность, на ко­торую падает значительная смысловая и эмоциональная нагрузка.

Есть детали нейтральные, незначительные, а есть такие, что становятся лейтмотивом (главным мотивом) произведе­ния.
Художественная деталь может быть в изображе­нии натюрморта, пейзажа, портрета, речи (особое сло­во персонажа), и в ней фокусируется суть картины

как живописной, так и литературной.

Разберемся в теории:

Тургенев, описывая коморку Герасима
Что писатель хотел ска­зать этой деталью?
Герой Чехова и в непогоду, и в солнечный день хо­дит в галошах и с зонтиком. Что хочет сказать чита­телю о своем герое писатель?
Герой Толстого все время крутит пуговицу на сво­ем жилете... Что хочет сказать о характере персонажа писатель?
Слово Л.Н. Толстому:

Никакой мелочью нельзя пренебрегать в искусстве,по­

тому что иногда какая-нибудь полуоторванная пуговица

может осветить известную сторону жизни данного лица

А теперь обратимся к картине Серова.

Содержание картины как будто несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий серебристый свет, он смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски.
А теперь давайте смотреть на этот портрет так, чтобы ничего не ускользнуло от нашего внимания.

У портретиста должен быть особый зоркий глаз на лицо человеческое, зоркий и чуткий. Такой же зоркий и чуткий глаз должен быть и у зрителя.

Только тогда зритель откроет для себя художника, так правдиво, глубоко и проникновенно рассказавшего нам языком живописи.
-Какие художественные детали, т. е. «мелочи»,«подробности», можно назвать нейтральными, т. е. не работающими на главную мысль картины, а какую главной?

(Нейтральные: керамическая тарелка на стене, спинки стульев, открытая в сосед нюю комнату дверь, цвет волос девочки.)

. Главная деталь - перси­ки на столе: даже в названии картины они присутст­вуют!)

А теперь рассмотрим их, чтобы понять, как они связаны с изображением девочки.

3 ад а н и е. Опишите персики на картине Серова. Работаем устно; выслушива:ем монологи детей, за­тем учитель может прочитать свой вариант.
Лежат живописной кучкой два поодаль, а один на кле­новом листочке, как в уютном гнездышке или в колыбель­ке. Золотисто-розовые, с шелковистой кожицей. Два с зеле­новатыми бочками, как в бархатных кафтанчиках. Самыйспелый, оранжевый, в руках у девочки. От персиков падаетна стол тень, от чего они кажутся объемными, крупными, сочными, напоенными солнцем.

А теперь представим, что на картине их нет, а руки девочки просто лежат на белой скатерти. Что изме­нится в картине?

(Она не станет менее солнечной, яр­кой, но приобретет документальный характер: вот ка­кой была дочь Мамонтова в свои 12 лет...)

А авторская мысль другая... Попробуем ее понять, а для этого посмотрим, как главная художественная деталь - персики - перекликается с портретом девочки - лицом, костюмом.
Щеки девочки румяные, пухлые, бархатистые; ро­зовые губы как бы подернуты пушком - нет резкой очерченности; они В полуулыбке и вместе с продоль­ной полоской тоже напоминают персик; розовая коф­точка с красивым черным бантом, у которого алая шелковая серединка в гармонии с плодами; на лице девочки и ее кофточке, как на персиках, солнечные блики. Окно, за которым угадывается яркий солнеч­ный осенний день, оказывается, тоже «работает» на

эту картину, этот солнечный мир юности.

Беседа по картине:
– Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на этот портрет?
- Как художник сумел пробудить у нас светлое радостное настроение?
- Какие краски использовал художник, чтобы создать радостное настроение?
- Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные цветовые тона?
- Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас?
- А какой у нее характер?
- Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым?
- Что, прежде всего, привлекает вас в портрете Веры Мамоитовой?
- Удалось ли художнику представить свежесть и красоту В.Мамоитовой?
- Какое значение имеет солнечный свет в портрете-картине?
- Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства?
- Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от воспринятия этого портрета-картины?
- Почему портрет В.Мамоитовой называют портретом-картиной?
Домашнее задание:

С о ч и н е н и е «Роль художествен­ной детали в картине Серова "Девочка с персиками"»по плану :

1) Что такое художественная деталь в картине и литера­турном произведении?

2) Персики на белой скатерти как главная художествен­ная деталь.

3) Портрет девочки, восприинимаемый через соседство персиков (щеки, губы, кофточка, бант). .

4) Идея портрета.

У художника есть что-то такое, что заставляет любоваться этой картиной – есть краски, есть чувство, есть музыка. Его картины дышат живыми красками, действительной красотой.

Видишь и ощущаешь ее всюду. Это значит – иметь талант, который имеют только…
Художник стремится передать состояние человека, многообразие его переживаний, проникнуть во внутренний мир его мыслей и чувств.
Слово портрет происходит от французского выражения «черта в черту».
Портрет – это еще и духовный мир человека, который стремится постичь художник в искусстве, выразить его наиболее полно, правдиво, глубоко.
Кажущаяся легкость в рисунке – это результат непрерывного напряженного труда.
Картины-портреты могут нам еще выразительно передать настроение картины.
Как мастерски оно написано! Теплые отблески света мягко ложатся на лицо, делая его необыкновенно живым!
………… достиг трудного сочетания прозрачности, легкости с тщательностью проработки всех деталей. Мастерски, накладывая один тон на другой, он достигает широкого цветного разнообразия. Даже густые темные тона обретают блеск. Видно, с каким наслаждением мастер выписывал картину.
В «Девочке с персиками» (1887) изображена дочь С. И. Мамонтова Вера. Серов писал ее с натуры, в одной из комнат абрамцевского дома. Сеансы шли ежедневно около месяца, но живопись сохраняет свежесть непосредственного впечатления. Недаром сам Серов не раз говорил, что живопись - это большой труд, но писать надо так, чтобы не было видно этого труда. Вся сцена как бы выхвачена из жизни: живая и бойкая кареглазая девочка подсела к столу и взяла в руки персик. Сюжет- простой, но сколько жизненного очарования в этой сцене, в обилии воздуха и света, льющегося из больших окон в комнату, в свежести и светлоте колорита, наполняющего картину тонким ощущением радости жизни! Произведение переросло рамки простого портрета, тем более «этюда» (как скромно было обозначено в каталоге выставки), это картина, картина о детстве, ведущем в многообещающую жизнь. Краски ее чисты и светлы, как само детство этой девочки. Розовая кофточка, белая скатерть, белый простенок с белой же майоликовой тарелкой на нем, солнечная зелень старого сада за окном - всё это оттеняется глубокими коричневыми тонами спинок стульев и каштановых волос Веры и ее синим бантом. Молодой художник внимательно прослеживает тонкие изменения цвета предметов на свету и в тени, подмечает живописные детали, помогающие раскрытию образа: например, загорелая кожа лица девочки - такая же матовая и смуглая, как те персики, что лежат перед ней.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск