Скачать 141.63 Kb.
|
Шустов Иван Михайлович учитель Изобразительного искусства высшей категории МОУ «Красносельская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Московская область, Подольский район, с. Красное, школа-интернат «ДЕТИ УЛИЦЫ» (Эмоциональные записки учителя изобразительного искусства из глубинки) Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка гармонически развитым. Неотъемлемой частью гармонически развитой личности является эстетическое воспитание. Ребенок, беря в руки пластилин, цветные карандаши, кисти и краски не только учится копировать мир, он совершает исследовательскую работу по его устройству, он учится эмоционально воспринимать природу вещей, восхищаться красотой и совершенством окружающего нас мира. И в начале творческого пути всегда рядом с юным дарованием родители или ближайшие родственники. Они заинтересованы во всестороннем развитии ребенка, так как это является залогом и их спокойной старости, поэтому часто папы, мамы, бабушки и дедушки стимулируют творческие порывы своих чад, коих приводят к грамотным, положительно зарекомендовавшим себя преподавателям эстетического цикла. Такой тандем (извиняюсь за модное ныне у чиновников слово) родителей и педагогов чаще всего дает благоприятную почву для творческого роста ученика, так как позволяет совместными усилиями преодолеть трудности вхождения в предмет (выработка усидчивости, целеустремленности) и дает возможность увидеть перспективы творческого роста. Конечно, мне, как педагогу изобразительного искусства, очень хотелось бы работать с детьми из благополучных семей, выстраивая с родителями линию перспективного развития личности ребенка, но жизнь распорядилась по другому. Вот уже двадцать пятый год я работаю воспитателем и учителем в Красносельской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, директором которого является Заслуженный учитель Российской Федерации Ковкова Валентина Прокопьевна – педагог-новатор, педагог наставник. Под ее руководством в интернате работает опытный педагогический коллектив. «Принять ребенка, понять его трудности, - учит нас Валентина Прокопьевна, - помочь ему!» - вот главное правило работы в нашей школе-интернате, ставшей для многих поколений воспитанников вторым домом. ФОТО 1. Самое красивое место в Подмосковье – Красносельская школа-интернат Много хорошего можно рассказать про интернат. Наши выпускники поступают в лучшие университеты страны, становятся программистами и учеными, инженерами и менеджерами, педагогами и писателями. Но не только дети находят воплощение своей мечты в стенах Красносельской школы-интерната, здесь созданы великолепные условия для самореализации педагогов и воспитателей. Если человек талантлив, энергичен, то его начинания найдут поддержку! Так благодаря поддержке администрации школы появился вокальный ансамбль «Бродячие артисты», школьный хор, студия флористики, кружок «Мягкая игрушка», так возникла и студия изобразительного искусства «Исток», руководителем и преподавателем которой я являюсь более 15 лет. Мое отношение к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» очень серьезное; я стараюсь проводить уроки объемными и по содержанию, и по эмоциональной нагрузке, раскрывать тайны живописи и красоту графики…, но более весом мой педагогический вклад в воспитании подрастающего поколения именно в организации работы изостудии. Именно ее наличие в школе делает предмет ИЗО востребованным среди детей и любимым. Сегодня студия оборудована удобными мольбертами, здесь одновременно могут заниматься более двадцати детей, а все начиналось с тесного кабинета, в котором собирались не равнодушные к рисованию, с простейших зарисовок геометрических фигур, чайников и заветной мечты – выставить хоть где-нибудь наши произведения. Мы «обрастали» друзьями, начали участвовать в выставках и конкурсах различного уровня, пришло и признание! И вот после реконструкции школы-интерната у нас появилось новое помещение! ФОТО 2. Студия «Исток» Красносельской школы-интерната ФОТО 3. Директор интерната Ковкова В. П. Такое теплое отношение администрации к нашим первым шагам в искусстве объясняется особым вниманием в нашей школе к духовно-нравственному воспитанию. Главная причина этого кроется в особенностях и специфики нашей работы – воспитание детей, лишенных в самые важные для становления характера годы родительского тепла и внимания, нормального человеческого общения. Наши дети, поступая в интернат, показывают очень слабые умения и навыки по всем направлениям, а после просмотра первых рисунков вновь прибывших можно прийти к выводу об их неспособности творить: рисунок с натуры маленьких форм, зажат в какой- либо угол, наблюдается сверх сильное нажатие карандаша, что свидетельствует о плохом развитии связки мозг-рука, при работе красками преобладание монохромности работы, отсутствие тонального решения, дети боятся разрабатывать свои композиции при разработке свободных тем. Эти и другие отклонения в умениях и навыках характерны для наших воспитанников в любом возрасте их поступления в интернат. Дети из благополучных семей (не материально, а духовно!) явно более развиты, они смелы в композиции и цвете порою с шести лет! Для того, чтобы иметь возможность сравнивать развитие «детей улицы» с детьми, окруженных родительской заботой, я получил второе высшее образование по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения» в Московском областном Государственном Университете (как там прекрасно все!), что дало мне возможность работать по совместительству в Краснопахорской детской школе искусств. В ДШИ дети усидчивы, могут отдаваться работе по несколько часов, сердца их открыты общению, в глазах истинная радость от созерцания результатов своего труда! В интернате – в начале обучения характерны неусидчивость, быстрая утомляемость, пропажа всякого интереса к занятиям через пару посещений, отсутствие навыков самообслуживания. Вот такие ученики приходят к нам. В интеллектуальном плане средний уровень воспитанников интерната в последнее время резко начал падать. Сегодня процент сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стал меньше. Объяснение этому – политика государства, нацеленная на то, что каждый ребенок должен жить в семье, поэтому дети с более-менее нормальной психикой быстро находят новых родителей, в младшие классы поступление сирот вообще прекратилось, так как усыновление происходит в дошкольных учреждениях. Но необходимость в учреждениях нашего типа остается, так как в обществе появилась новая прослойка подростков – «дети улицы». В нее входят дети, которых воспитывает улица, то есть те, с кем не справляется общеобразовательная школа, воспитанием которых не интересуются родители из-за постоянного зарабатывания денег или из-за вредных привычек. Есть немалый процент детей-сирот подросткового возраста, привыкших к интернатскому или детдомовскому существованию и практически неспособных войти в чужую семью, они смотрят на жизнь глазами иждивенцев, оценивающих новых «пап и мам» на предмет что-нибудь с них «поиметь» в материальном плане. Такие дети так же наши «клиенты». Таблица 1. Социальный состав интерната
Когда много лет назад я начал создавать изостудию, меня вызвал к себе школьный психолог. «Уважаемый Иван Михайлович! – сказала она, - Вы зря тратите силы! Я провела психологическое обследование, и оно показало ужасные результаты. Исследования показали, что ваши воспитанники не имеют способности к творческой деятельности! Вы зря тратите силы, время и здоровье. У вас ничего не получится!». Да, эти слова похожи на приговор, но руки не опустились. Постепенно, шаг за шагом я открывал в первых художниках студии что-то новое, прекрасное и доброе. Эти девчонки и ребята уже сами стали папами и мамами, закончили высшие учебные заведения, есть среди них и профессиональные художники, и дизайнеры, и реставраторы! Пример из жизни – выпуск 2006 года, 15 выпускников 11 класса, практически полностью посещавших занятия студии «Исток» с 5 класса: высшее образование получили 5 воспитанников, четверо продолжают обучение в вузах, пятеро закончили колледжи и работают по специальности, один сразу пошел в армию и работает охранником, многие стали семейными и живут крепкими семьями (если вам известна статистика о выпускниках детских домов по стране, то выводы напрашиваются сами собой). А психолог скоро ушла, у нас работают только верующие в детей педагоги! Постепенно, в процессе моего становления как педагога, я убеждался в правильности выбранного пути – работа преподавателем «Изобразительного Искусства» и руководство студией ИЗО «Исток». Приятно осознавать, что благодаря твоему труду кто-то начинает видеть мир по новому, учится ценить красоту мира, любоваться его совершенством и пронесет любовь к творчеству через всю жизнь, и передаст эту любовь детям и внукам. Открылись за эти годы и многие тайны профессии учителя Изобразительного искусства. ТАЙНА ПЕРВАЯ. ИЩИ ВДОХНОВЕНИЕ В ИСТОКАХ! ФОТО 4-5. На уроках декоративно-прикладного искусства На уроках Изобразительного искусства и во внеурочной деятельности дети начальной и средней шолы любят занятия по декоративно-прикладному искусству. Дети привыкуют к аккуратности в работе, изучают народные промыслы России. На этих занятиях всегда надо оставлять местечко для самостоятельной работы: выбери орнамент, более подходящий к данной композиции или придумай свой, распиши свою матрешку и т.д. Однажды, прийдя на занятия студии, я предложил украсить столовую композициями из городецкой росписи. Загрунтовали оргалит, покрыли его нужным коллером и росписали различными бутонами и розанами. Столовая теперь радует глаз! И ребятам приятно – красуются их фамилии на работах – это для будущих учеников интерната, пусть знают и помнят дружных ребят-художников и берут с них пример. Преподавание Изо и работа в студии неразрывно связана с историей государства Российского, с христианскими традициями нашего общества. Данная тематика находит отражения в уроках по темам «Пасхальный натюрморт», «Пасхальное яйцо», «Праздник Рождества», «Веселая масленица», «Моя библия», «Русь православная», «Деревянное зодчество Руси», «Православные праздники», «Храмы Руси», «Иконопись». На этих уроках ученики знакомятся с самобытностью нашей культуры, шедеврами зодчества, различными школами инокописи, историей и традициями праздников, русским народным костюмом, а через все это дети осазноют величие Родины, приходит понимание значимости сохранения национальных традиций. ТАЙНА ВТОРАЯ. ЛЮБИ СВОЮ ШКОЛУ! Очень приятно находится в новой или только что отремонтированной школе, все чистенько и стерильно, а вот еще и компьютеры стоят, ах, а здесь какая прекрасная мягкая мебель! Это все прекрасно и замечательно! И все это детворе дарят взрослые – растите, учитесь, еще купим, если надо! Взрослые вновь все решают за детей и не замечают их потребности быть нужными и востребоваными. В нашем интернате мы, учителя и воспитатели, стремимся привлечь учеников к работе по обслуживанию школы: ремонт мебели, разведение цветов и, конечно, оформление кабинетов. ФОТО 6. Кабинет истории ФОТО 7. Оформление столовой ФОТО 8-9. Кабинет английского языка Оформлены кабинеты Русского языка и литературы, кабинет биологии, кабинет Изобразительного искусства, коридоры и вестибюли. Перед актовым залом и изостудией постоянно действуют тематические выставки детского творчества. Своимит работами ребята украшают свои спальни. Мы с радостью оформляем школьные вечера и творческие встречи. Я часто говорю ребятам: «Посмотрите! Там, где мы с вами поработали всегда чисто,светло! Ваши работы сделаны с такой теплотой и добратой, что отгоняет от нашей школы грязь, ни у кого не поднимается рука что-нибудь испортить в этих помещениях!» Те, кто внес свой вклад в оформление школы, гордятся своей школой, так же, как школа гордится своими талантливыми учениками. После окончания школы выпускники часто приезжают в школу, чтобы поделиться успехами и повстречаться с любимыми учителями, и огромную радость у них вызывает то, что на стенах интерната они видят свои работы. Они понимают, что родная школа не забыла их, гордится своими выпускниками и всегда ждет их в гости! Любить свою школу – это и организация школьных тематических конкурсов, выставок, куда мы привлекаем как можно больше участников. ФОТО 10-11. «Космическая» школьная выставка и ее призеры ТАЙНА ТРЕТЬЯ. ВПЕРЕД! К НОВЫМ ВЕРШИНАМ! Ребята любят позновать что-то новое, доселе неизвестное, поэтому очень любят уроки и занятия, на которых знакомятся с новой техникой или технологией. На «Ура!» проходят уроки и мастер-классы по технике Гратаж, Гризайль, изучение различных техник росписи античных ваз, уроки мозаики. Особой популярностью у детей пользуется ручная роспись ткани – батик. Мы изучаем все техники батика: холодный и горячий батик, узелковая и свободная роспись, смешенная техника. ФОТО 12-15. На занятиях батиком и работы нашей студии Работы в технике батик нашей студии постоянно участвуют во Всероссийских и областных фестивалях и конкурсах, лауреатами которых стали многие наши юные художники. Конечно, занятия батиком требует большого вложения средств (натуральные ткани, специальное оборудование, раздвижные подрамники, краски и резерв, помещение должно быть хорошо проветренным и просторным и т.д.), поэтому я провожу строгий отбор в группу батика. Желающие выполняют несколько небольших простых композиций, которые позволяют отобрать более прогрессирующих учеников. Батик так увлекает учеников, что они готовы работать день и ночь, разрабатывать новые компизиции и освоивать новые технологии. Надеюсь, что мы будем продолжать расширять круг своих интересов, вот обзавелись компьютерной техникой и успешно стартовали в конкурсах компьютерного дизайна. Появились заинтересованные в линографии. ТАЙНА ЧЕТВЕРТАЯ. УМЕЙ СЕБЯ ПОКАЗАТЬ, И НА МИР ПОСМОТРЕТЬ! Без выставочной деятельности не возможен рост мастерства ребят. Участие в выставках, конкурсах, посещение музеев расширяет композиционную грамотность учащихся, знакомит с новыми техниками, дает детям эстетическое наслаждение от увиденного и от причастности к этому событию. Именно на выставках ребята заряжаются энергией для создания новых произведений. Не смотря на возникающие порою трудности, мы все равно посещаем залы Третьяковки и Музея изобразительных искусств, мастер-классы известных художников и их персональные выставки. Мы никогда не отказываемся от участия в различных мероприятиях, но у нас сложился круг традиционных конкурсов и выставок, которым мы особо рады и ждем с нетерпением нового сезона подготовки к участию в них. Вот короткий список традиционных мероприятий, в которых студия участвует многие годы: Таблица 2. Участие в традиционных мероприятиях за учебный год.
Для этих выставок и конкуров характерны отличная организация, теплое отношение к участникам, обоюдная заинтересованность в результатах сотрудничества, ответственность за проведение и подведение итогов. За годы сотрудничества семь студийцев побывали в Соединенных Штатах Америки, трое – в Всероссийском детском центре «Орленок». Наши работы демонстрировались в США, Японии, Германии, Великобритании, Италии. ФОТО 16. На выставках, фестивалях и конкурсах ФОТО 17. В Центре Н. Рериха ФОТО 18-19. Мастер-класс по акварельной живописи ФОТО 20. В картинной галерее Ильи ФОТО 21. На областном конкурсе «Эра Глазунова фантастики» В апреле 2011 года нашей студии было предоставлено почетное право представлять ассоциированые школы ЮНЕСКО в Российской Федерации на выставке «Объединенные космосом», которая проходила в Посольстве США и в Резеденции Посла США 11 апреля во время приема, посвященного первому полету человека в космос. ФОТО 22-23. В резеденции Посла Соединенных Штатов Какое счастье, что впереди меня ждут, я надеюсь, новые тайны! Мой рассказ о Студии «Исток» Красносельской школы-интерната близится к концу. С одной стороны надо быть довольным достигнутым результатом: за годы работы студии 15-ти воспитанникам за успехи в области культуры присуждались именные стипендии Губернатора Московской области, двадцати трем – именные стипендии Главы Подольского района. Я вижу, что студийцы, окончившие интернат, живут полноценной и творческой жизнью, они не предали идеалы юности, все также их можно увидеть в музеях и театрах, за мольбертом. Но с каждым днем добиваться таких же результатов все сложнее, и этому огромное число причин: духовное обнищание нации, пропаганда насилия и «красивой» жизни олигархов». Всем это известно. И противостоять этому может только крепкая и образованная семья, желающая видеть своих детей счастливыми и живущими в духовно развитом обществе, обществе, почитающем культурное наследие своей страны и желающем изучить и понять культуру других народов. Мы , в интернате, такую помощь от родителей . мягко говоря, не получаем, и не надеемся. Противостоять этому могут и талантливые педагоги, если вернут профессии преподавателя доброе имя и ощущение социальной значимости его труда для общества. Наша школа богата такими учителями! Я рад, что наконец-то вновь становятся популярными вопросы педагогики, вновь обсуждаются вопросы развития личности ребенка! Это добрый знак, вселяющий надежду! Фото 24. На уроке. Фото 25. Мои счастливые ученики! Я понимаю, что наша студия – крошечный островок для спасенья утопающих, но этот островок существует, и люди, живущие на нем, каждый день готовы прийти на помощь и принять нуждающихся у своего костра и открыть тайны красоты мира и любви к ближнему. И этот островок прекрасен, и он волшебный – может стать размером с Землю, а может охватить всю Вселенную! Да, порою хочется все бросить, кажется, что уже не пробить человеческую черствость, но только поглядишь на работу юного художника, и вера, и сила сразу возвращаются, и ты понимаешь, как ты счастлив! Ура всем, кто на посту, всем, кто готов дарить детям этот прекрасный мир не для употребления и наживы, а для познания и восхищения его рассветами и закатами! Ура учителям по призванию, ура учителям изобразительного искусства! |