Скачать 407.24 Kb.
|
Угличский муниципальный район Управление образования Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г.Углича «Утверждаю» Директор ______________________Н. В. Макарова «28» сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа «Изобразительное искусство» Программа рекомендована для детей 6-14 лет Срок реализации – 4 года Автор-составитель: педагог дополнительного образования Хлебушкина Людмила Евгеньевна г. Углич 2011 г. Пояснительная записка Данная образовательная программа построена таким образом, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Большое значение придаётся жизненному опыту ребёнка. Работа строится на основе наблюдения и изучения окружающей реальности – это одно из важных условий успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности и своего отношения к ней должно служить для ребёнка источником самостоятельных творческих поисков. Педагогу важно помнить, что творческая деятельность у детей возникает не сразу, а постепенно. Она развивается из более элементарных и простых форм в более сложные и на каждой возрастной ступени имеет свою собственную форму творчества. Психологические основы творчества В младшем и среднем школьном возрасте ребёнок имеет богатое воображение, которое наиболее ярко проявляется именно в изобразительной деятельности. Работа воображения – это наиболее яркий путь познания ребёнком окружающего мира. Л. С. Выгодский в книге «Воображение и творчество в детском возрасте» отмечает, что фантазия опирается на память, то есть, что творческая деятельность и воображение напрямую зависят от богатства и разнообразия прежнего жизненного опыта человека, потому что именно опыт представляет материал, которым располагает его воображение. Поэтому у ребёнка воображение беднее чем у взрослого человека. Полёт фантазии ребёнка объясняется большей свободой от стереотипов и отсутствием страха, что что-то не получится. Ведь для ребёнка важен сам процесс рисования, а не его результат. Главное условие развития творческого мышления – создание благоприятной атмосферы. Одним из важных факторов создания такой атмосферы у детей является развитие чувства психологической защищённости. Важно поощрять оригинальные идеи, возникающие у обучающихся в практической деятельности. В подростковом возрасте начинается мощный подъём воображения, так как накапливается опыт, устанавливаются постоянные интересы. Подросток начинает критически относиться к своим рисункам, они перестают его удовлетворять, зачастую он приходит к убеждению, что не умеет рисовать и может бросить это занятие. Очень важно увидеть в каждом ребёнке способности, попытаться дать толчок развитию его творчества, учить его наблюдать, воображать, созидать, что довольно сложно сделать за короткий период времени (лагерную смену). Для того, чтобы подросток заинтересовался изобразительной деятельностью необходимо: - вооружать его художественными знаниями и умениями; - способствовать расширению опыта; - строить обучение так, чтобы каждый ребёнок поверил в себя, испытал себя, обрёл уверенность в своих силах. Цели и задачи программы. Цель данной программы: Развитие творческих способностей детей, через формирование умения видеть жизнь глазами художника. Задачи: - формировать наблюдательность за окружающей действительностью; - способствовать возникновению устойчивого интереса к искусству; - дать знания, умения и навыки в области рисунка и живописи в соответствии с программой; - познакомить с особенностями работы в области декоративного и народного искусства, аппликации; - воспитывать усидчивость, аккуратность, умение довести начатое дело до конца; - развивать творческое воображение, фантазию; - способствовать развитию памяти, внимания. Особенности программы. Искусство является важным средством формирования духовного мира детей. Одна из главных задач программы – научить каждого ребёнка видеть вокруг себя прекрасное – в природе и в жизни. Кроме традиционных техник школьники 2-го и 3-го годов обучения знакомятся с техниками: батик, набрызг, воскография, линогравюра, гризайль и др. Разнообразие техник исполнения привлекает ребят, помогает в творческой самореализации. В первый год обучения закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной деятельностью детей и большим увлекательным миром искусства. Для того, чтобы дети в полной мере могли познакомиться с миром искусства и реализовать себя следует выбирать различные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаш, уголь, сангина, пастель, воск, фломастеры. Рисование с натуры (рисование и живопись) для 2-го и 3-го года обучения могут быть длительными (4 – 6 часов) и кратковременными (20 – 30 минут – 1 час). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце занятия (в зависимости от задач, решаемых на данном занятии). Натуральные постановки располагают ниже уровня зрения учащихся. Предметы для рисования ставятся как во фронтальном, так и в профильном положении. Особое внимание направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, а также цвета объекта. На каждом занятии предусмотрены «странички искусства» и «обучайка». Странички искусства – это беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг. Они основаны на показе произведений искусства, репродукций и слайдов. Такие беседы помогают воспитывать интерес к окружающему миру и искусству. Беседы занимают 10 – 15 минут и проводятся через занятие (на каждом втором занятии). «Обучайка» - обязательный этап каждого занятия 1-го года обучения. Этот этап занимает 20 – 30 минут занятия. Это время отводится изучению основ художественного мастерства. На 2-ом и 3-ем годах обучения курс «обучайка» проводится не на каждом занятии, а по усмотрению педагога. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания «на ёлке», «всё вокруг белым бело», «кто в доме живёт?» и т.д. Коллективное художественное творчество находит применение в оформлении интерьеров, оформлении к празднику. Выполненные на занятиях работы можно использовать как подарки родным и друзьям. Для развития зрительной памяти и пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще рисовать по памяти и представлению. Рисунки с натуры могут предшествовать выполнению работ на какие – либо темы и декоративным работам. Тематическое рисование и тематические композиции окружающего мира помогают совершенствованию грамотного изображения пропорций на картинах. Главная цель творческой деятельности заключается в том, что каждый человек, независимо от его будущей профессии, смог развить важнейшие для художественного творчества способности, т. Е. умение видеть окружающую действительность (мир) глазами художника. Обучение декоративно – прикладному творчеству осуществляется в процессе выполнения учащимися декоративных композиций. Дети знакомятся с произведениями народного декоративно – прикладного творчества и его видами. Понимание ритма, гармонических цветовых сочетаний, полученных учащимися в различных видах работ, находит применение в аппликациях, изготовлении игрушек, сувениров и т.д. Художественная деятельность на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа (изготовление игрушек, сувениров, оформление и т.д.), восприятий явлений действительности и произведений искусства (показ слайдов, репродукций), обсуждение работ товарищей. Форма образовательного объединения Данная программа реализуется в студии изобразительного искусства «Лунный свет». В изостудию принимаются все дети с 6 до 14 лет, независимо от их способности к рисованию, так как развитие ребёнка зависит от многих факторов. В студии дети учатся живописи, рисунку, композиции, знакомятся с историей искусства и т. д. Программа рассчитана на 4 года обучения. В программе каждого года обучения содержатся обязательные содержательные элементы:
Продолжительность занятий в 1-м году обучения составляет 2 академических часа, во 2-м, 3-м и 4-м годах обучения – 3 академических часа. Принципы обучения:
Внеучебная деятельность: - участие в праздниках и мероприятиях ДДТ; - чаепития к праздникам, в день именинников; - экскурсии на станцию юных натуралистов и по городу; - экскурсии во Дворец культуры на выставки художников и выставки декоративно – прикладного творчества; - изготовление подарков для детей детских садов; - пленер по настроению (незапланированный) Работа с родителями:
Формы организации творческой деятельности детей:
Результативность обучения: Результат образовательного процесса 1-го года обучения
Результат образовательного процесса 2-го года обучения
Результат образовательного процесса 3-го года обучения
Результат образовательного процесса 4-го года обучения
Способы отслеживания и оформления результатов
Материалы и инструменты
|