Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 207.59 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.03.2014
Размер207.59 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ им. И.С. Ярыгина
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

gerb

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Специальность 050104.65 – «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура»
Форма обучения – очная (1,2семестры).

Общая трудоемкость дисциплины – 76 час

Форма аттестации – зачёт.


Красноярск 2013
УМКД «Школа выживания» составлен

ст. преподавателем Купоревым А.В.

УМКД одобрен на заседании кафедры теории и методики медико-биологических основ и БЖ __.__.2013 г., протокол № ___.

Заведующий кафедрой

к.б.н., доцент ВАК Т.В. Колпакова

Согласован и одобрен научно-методическим советом специальности

«Физическая культура и спорт» 19.09.2013 г.

Председатель НМСС А.И. Завьялов

Утверждаю:
Директор ИФКСиЗ

к.п.н., профессор ВАК А.Д. Какухин

Оглавление


  1. Пояснительная записка 4

  2. Рабочая программа дисциплины 5-7

  3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 7

  4. Темы контрольных работ 8

  5. Тематический план 8-10

  6. Методические указания 10

  7. Перечень вопросов к зачёту 10-11

  8. Рекомендуемая литература 11

  9. Дополнительная литература 12


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Школа выживания» для студентов очной формы обучения по специальности Специальность 050104.65 – «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Школа выживания».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Школа выживания», который представлен различными тестами и заданиями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы в рабочих тетрадях для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  4. Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в данной дисциплине.

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы дисциплины, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; рефераты на выбор являются формой контрольной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области выживания в в различных ситуациях;

2) способствует дальнейшему формированию знаний в области гуманитарных дисциплин;

3) расширяет кругозор студента и формирует умение ориентироваться в быстроменяющихся ситуациях современной жизни.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в:

- приобретении представлений о личной и общественной безопасности, способах выживания в различных условиях;

- приобретении знаний об основных закономерностях прогнозирования и развития опасных ситуаций.

Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к использованию знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Школа выживания» для использования на уроках, классных часах и внеклассной работе.

Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Школа выживания», будет использоваться в дисциплинах «Опасные ситуации социального характера и защита от них», «Правовое регулирование и органы ОБЖ», «Социология безопасности», «Охрана труда на производстве и в учебном процессе», «Медицина катастроф», «Криминальные опасности и защита от них».

Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость изучения курса «Школы выживания» являются:

  • особое место и роль безопасности образовательного процесса в современном мире;

  • необходимость формирования личности безопасного типа у современных студентов и школьников.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области выживания в различных условиях.

Задачи преподавания дисциплины:

  1. раскрыть перед студентами значимость оценки и способов выживания личности в изменяющихся условиях среды;

  2. формировать у студентов знания о выживании в условиях вынужденной автономии;

  3. представить теоретические основы безопасного поведения в природной и техногенной среде;

  4. развивать общую культуру, способность к творческой деятельности, умения прогнозировать, анализировать, проектировать, корректировать, оценивать;

  5. воспитывать самостоятельность, деловитость, уверенность в собственных возможностях,

  6. формировать у будущих специалистов культуру безопасного поведения и развивать интеллектуальный потенциал личности.

Технология процесса обучения по дисциплине «Школа выживания» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе. Дисциплина реализуется на 4 курсе в 1 семестре в объеме 76 часов, из них аудиторная нагрузка составляет 20 ч., самостоятельная и лабораторная работа – 56 ч. Итоговой формой контроля является зачёт.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ



Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы




Действия при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

ЧС природного характера, поражающие факторы, их характеристика.

Факторы, влияющие на безопасность автономного существования человека в природной среде.

Действия по выживанию при ЧС природного характера.

Навыки выживания в автономных условиях в различных климатогеографических зонах.

Действия при ЧС на транспорте.

Экологическая безопасность.

Действия при возникновении ЧС социального характера.

Основное представление и характеристика ЧС социального характера.

Социальный взрыв.

Психологические аспекты безопасности. Решение конфликтных ситуаций.

Информационная безопасность.

Антитеррористическая безопасность.

Международная игра «Школа выживания».

Первая доврачебная помощь пострадавшим.

Общая оценка и характеристика первой доврачебной помощи пострадавшим в различных ЧС.

Законодательная база. Характеристика и классификация детского травматизма.

Первая доврачебная помощь при различных ЧС.

Десмургия. ПМП при травмах, переломах и кровотечении.

Способы транспортировки пострадавших.

Организация обучения учащихся ОО по вопросам выживания в различных экстремальных ситуациях.

Законодательная база обучения по навыкам выживания в рамках преподавания курса ОБЖ в ОО.

Организация безопасности учебного процесса в ОО.

Внеклассная и внеурочная деятельность.

Безопасность личности – основы самообороны.


Изучение дисциплины достигается формированием у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья, готовности к действиям в экстремальных и чрезвычайных условиях.

Целью дисциплины «Школа выживания» является формирование у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать ЧС различного характера, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь.
Данная дисциплина решает следующие задачи:

  • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и
    антропогенного воздействия;

  • прогнозирование развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;

- формирование способности оценивать обстановку и принимать целесообразные решения в условиях автономного выживания, различных ЧС и социальных конфликтов;

- воспитание активной социальной позиции;

- вооружение студентов необходимой системой знаний, навыков и умений по данной дисциплине в рамках школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

После изучения дисциплины «Школа выживания» студенты должны знать:

  • опасности, возникающие в природной среде и городских условиях;

  • классификацию и характеристику опасностей социального характера;

  • характеристику личности безопасного типа;

  • причины возникновения различного рода конфликтов;

  • способы оказания I медицинской (доврачебной) помощи детям и взрослым;

  • организация мероприятий по предотвращению опасных ситуаций социального характера и ликвидация их последствий.


Студенты должны уметь:

  • оценивать уровень опасности, возникающей в той или иной ситуации;

  • использовать медицинские знания в практической деятельности, а так же в условиях ЧС;

  • действовать при массовых инфекционных мероприятиях, а так же при внезапных мероприятиях по оказанию помощи по сортировке и транспортировке раненных;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях (приступе бронхиальной астмы, гипертоническом кризе, эпилептическом и истерическом припадках, алкогольном психозе, болевом синдроме, сердечном приступе, почечной и печеночной коликах, диабетической и гипогликемической комах и др.), при травмах и переломах, ожогах и обморожениях, укусах животных и при ликвидации последствий воздействия стихийных факторов (тепловой и солнечный удар, молния, ураган, утопление и пр.);

  • проводить подготовку учащихся по программам обучения ОБЖ в школах и учебных заведениях по вопросам выживания;

  • принимать решения по защите производственного персонала, студентов,
    учащихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных
    бедствий, террористических актов, пожаров, современных средств поражения и
    принятие мер по ликвидации их последствий.

  • знать основы защиты от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных факторов социального характера на человека, организовать защиту человека в данной опасной ситуации.


Темы контрольных работ

  1. Способы выживания в условиях вынужденной автономии.

  2. Виды социальных опасностей, связанных с психическим и физическим воздействием на человека, и защита от них. Социальные конфликты.

  3. Средства и способы защиты и самозащиты в чрезвычайных ситуациях социального характера. Юридические и правовые аспекты.

  4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера с экологическими последствиями. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

  5. Способы оказания первой доврачебной медицинской помощи при различных неотложных состояниях и ситуациях.


Тематический план

изучения дисциплины «Школа выживания»

Специальность 050104.65 – «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура»


№ п/п


Название модулей и тем


Количество часов




Всего

Зачёты

Лекции

Семинары

Лабора-торные

КСР


Индивидуальная работа

I

Действия при возникновении ЧС природного и техногенного характера

6

2

6

6

6

1




1.

ЧС природного характера, поражающие факторы, их характеристика







1

1

1







2.

Факторы влияющие на безопасность автономного существования человека в природной среде







1

1

1







3.

Действия по выживанию при ЧС природного характера







1

1

1







4.

Навыки выживания в автономных условиях в различных климатогеографических зонах







1

1

1







5.

Действия при ЧС на транспорте







1

1

1







6.

Экологическая безопасность







1

1

1







II

Действия при возникновении ЧС социального характера

6

1

6

6

6

1




1.

Основное представление и характеристика ЧС социального характера







1

1

1







2.

Социальный взрыв







1

1

1







3.

Психологические аспекты безопасности. Решение конфликтных ситуаций







1

1

1







4.

Информационная безопасность







1

1

1







5.

Антитеррористи-ческая безопасность







1

1

1







6.

Безопасность личности – основы самообороны







1

1

1







III

Первая доврачебная помощь пострадавшим

4

1

4

4

4

1




1.

Общая оценка и характеристика первой доврачебной помощи пострадавшим в различных ЧС. Законодательная база. Характеристика и классификация детского травматизма.







1

1

1







2.

Первая доврачебная помощь при различных ЧС.







1

1

1







3.

Десмургия. ПМП при травмах, переломах и кровотечении.







1

1

1







4.

Способы транспортировки пострадавших.







1

1

1







IV

Организация обучения учащихся ОО по вопросам выживания в различных экстремальных ситуациях

4

2

4

4

4

2

5

1.

Законодательная база обучения по навыкам выживания в рамках преподавания курса ОБЖ в ОО






















2.

Организация безопасности учебного процесса в ОО






















3.

Внеклассная и внеурочная деятельность






















4.

Международная игра «Школа выживания»

























Итого

76

6

20

20

20

5

5


Методические указания:

  1. Студент по данной теме должен проработать рекомендуемую преподавателем литературу и дополнительную литературу по его усмотрению.

  2. В контрольной работе должны быть следующие разделы: план, введение, основная часть, заключение и библиография, содержащая не менее 5 литературных источников.

  3. Оформляется контрольная работа в ученических тетрадях (12 – 18 листов) или на листах формата А4: шрифт Times New Roman, Courier New, 14 пт; нтервал: 1,5; абзацный отступ: 1,25 см; поля: левое - 30 мм, сверху и снизу - 25-20 мм, правое - 15 мм; нумерация страниц вверху по центру от титульной до последней, на титульном листе цифра 1 не ставится.

  4. Оценивается контрольная работа «зачет», «незачет». При получении оценки «незачет» работа дорабатывается студентом, согласно выявленным преподавателем недостаткам в работе и сдается на повторную проверку.


Перечень вопросов к зачету

  1. Определение ЧС, ее виды.

  2. Федеральный закон РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статьи, где говорится о правах и обязанностях граждан.

  3. По каким основным принципам классифицируются ЧС.

  4. Общие принципы неотложной помощи при поражении АХОВ.

  5. Медицинские мероприятия, направленные на прекращение поступления яда и удаление невсосавшегося.

  6. Действие населения при авариях со взрывами и пожарами. Первая медицинская помощь.

  7. ЧС на транспорте, их понятия и характеристики. Действия населения при авариях.

  8. Динамические характеристики конфликта.

  9. Понятие самообороны. Критерии оценки самообороны.

  10. Ответственность человека за превышение самообороны.

  11. Виды оружия самообороны и порядок его применения.

  12. Правила поведения человека, ставшего участником массового беспорядка.

  13. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.

  14. Поведение человека в состоянии стресса. Проблемы эмоциональной саморегуляции.

  15. Понятие о неотложных состояниях. Классификация.

  16. Понятие о неотложных состояниях. Терминальные состояния.

  17. Оказание первой медицинской помощи (доврачебной) при неотложных состояниях.

  18. Терминальные состояния. Этапы реанимационных мероприятий (СПР) (непрямой массаж сердца, ИВЛ и др.)

  19. Первая медицинская помощь при острых заболеваниях.

  20. Оказание само-и взаимопомощи пострадавшим.



Рекомендуемая литература

основная

  1. Учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности» Т.А. Хван и П.А. Хван, Ростов н/ Д, Мин.общего и профессионального образования, 2000.

  2. С.А. Белов. А.В. Ильиницкая « Безопасность жизнедеятельности», учебник длявузов . М.: Высш. Шк., 1999г.( ЦБ).

  3. учебное пособие « Экологическая безопасность» А.С. Гринин, В.Н. Новиков, для
    технических вузов. 2000г.

  4. Журнал ОБЖ Министерства образования и науки РФ с №9-12-2003.. №2,3,4,5,6,7,8,9, 10,1 1-2004г.

  5. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

  6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /Л.А. Михайлов и др. – СПб.: Питер, 2005.

  7. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2002.

  8. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

  9. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2 кн. Кн. 1. Личная безопасность: Учеб. пос./В.Ю. Микрюков. – М.: Высш. шк., 2004.

  10. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2 кн. Кн. 2. Коллективная безопасность: Учеб. пос./В.Ю. Микрюков. – М.: Высш. шк., 2004.

  11. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. – М.: Академия, 2002.

  12. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний.- М., Мастерство, 2002.

  13. А.А.Власов Неотложная медицинская помощь при механических и термических видах травм в ЧС. – Тобольск: ТГПИ, 2004

  14. А.А.Власов Первая медицинская помощь Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ 2004

  15. Л.И.Горелов и др. Медицинская помощь населению в очагах поражения. – М.: Военные знания 2000



Дополнительная литература

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности» В.А.Алексеенко, начальное профессиональное образования для училищ и лицеев. 2001г.

  2. «Способы выживания человека в природе» А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, В.Н.
    Латчук. Москва, 2004г.

  3. Сборники законов по ГО и ЧС.

  4. Трудовой кодекс РФ.

  5. Конституция РФ.

  6. Александров А.А. Роль микросоциальной среды в генезе алкоголизации подростков. – Л., 1978.

  7. Артемчук А.ф. Алкоголизм у лиц молодого возраста. – Киев, Здоровье, 1985.

  8. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

  9. Валович В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации.— М.: Знание, 1990.

  10. Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: МОДЭК, 2001.

  11. Ильичев А. А. Школа выживания. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1993.

  12. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

  13. Мартене Н. Самооборона для женщин.— М.: Физкультура и спорт, 1992.

  14. Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1997.

  15. Основы медицинских знаний учащихся. Под редакцией М.И.Гоголева – М.: 1991

  16. В.Н.Латчук, В.В.Марков, Н.Т.Маситов Основы безопасности жизнедеятельности. Метод.пособие. – М.: 1999

  17. В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова Основы медицинских знаний Учебно-практическое пособие по оказанию первой медицинской помощи. –М.: «Аст-Астрель» 2005

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск