МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ им. И.С. Ярыгина КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность 050104.65 – «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» Форма обучения – очная (1,2семестры).
Общая трудоемкость дисциплины – 76 час
Форма аттестации – зачёт.
Красноярск 2013 УМКД «Школа выживания» составлен
ст. преподавателем Купоревым А.В.
УМКД одобрен на заседании кафедры теории и методики медико-биологических основ и БЖ __.__.2013 г., протокол № ___.
Заведующий кафедрой
к.б.н., доцент ВАК Т.В. Колпакова
Согласован и одобрен научно-методическим советом специальности
«Физическая культура и спорт» 19.09.2013 г.
Председатель НМСС А.И. Завьялов
Утверждаю: Директор ИФКСиЗ
к.п.н., профессор ВАК А.Д. Какухин
Оглавление
Пояснительная записка 4
Рабочая программа дисциплины 5-7
Требования к уровню освоения содержания дисциплины 7
Темы контрольных работ 8
Тематический план 8-10
Методические указания 10
Перечень вопросов к зачёту 10-11
Рекомендуемая литература 11
Дополнительная литература 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Школа выживания» для студентов очной формы обучения по специальности Специальность 050104.65 – «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» состоит из следующих элементов:
Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.
Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Школа выживания».
Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Школа выживания», который представлен различными тестами и заданиями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы в рабочих тетрадях для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.
Вопросов к зачёту, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в данной дисциплине.
Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы дисциплины, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; рефераты на выбор являются формой контрольной работы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:
1) обеспечивает приобретение системы знаний в области выживания в в различных ситуациях;
2) способствует дальнейшему формированию знаний в области гуманитарных дисциплин;
3) расширяет кругозор студента и формирует умение ориентироваться в быстроменяющихся ситуациях современной жизни.
Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в:
- приобретении представлений о личной и общественной безопасности, способах выживания в различных условиях;
- приобретении знаний об основных закономерностях прогнозирования и развития опасных ситуаций.
Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к использованию знаний полученных в ходе изучения дисциплины «Школа выживания» для использования на уроках, классных часах и внеклассной работе.
Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Школа выживания», будет использоваться в дисциплинах «Опасные ситуации социального характера и защита от них», «Правовое регулирование и органы ОБЖ», «Социология безопасности», «Охрана труда на производстве и в учебном процессе», «Медицина катастроф», «Криминальные опасности и защита от них».
Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость изучения курса «Школы выживания» являются:
особое место и роль безопасности образовательного процесса в современном мире;
необходимость формирования личности безопасного типа у современных студентов и школьников.
Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области выживания в различных условиях.
Задачи преподавания дисциплины:
раскрыть перед студентами значимость оценки и способов выживания личности в изменяющихся условиях среды;
формировать у студентов знания о выживании в условиях вынужденной автономии;
представить теоретические основы безопасного поведения в природной и техногенной среде;
развивать общую культуру, способность к творческой деятельности, умения прогнозировать, анализировать, проектировать, корректировать, оценивать;
воспитывать самостоятельность, деловитость, уверенность в собственных возможностях,
формировать у будущих специалистов культуру безопасного поведения и развивать интеллектуальный потенциал личности.
Технология процесса обучения по дисциплине «Школа выживания» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе. Дисциплина реализуется на 4 курсе в 1 семестре в объеме 76 часов, из них аудиторная нагрузка составляет 20 ч., самостоятельная и лабораторная работа – 56 ч. Итоговой формой контроля является зачёт.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ
Индекс
| Наименование дисциплин и их основные разделы
|
| Действия при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
ЧС природного характера, поражающие факторы, их характеристика.
Факторы, влияющие на безопасность автономного существования человека в природной среде.
Действия по выживанию при ЧС природного характера.
Навыки выживания в автономных условиях в различных климатогеографических зонах.
Действия при ЧС на транспорте.
Экологическая безопасность.
Действия при возникновении ЧС социального характера.
Основное представление и характеристика ЧС социального характера.
Социальный взрыв.
Психологические аспекты безопасности. Решение конфликтных ситуаций.
Информационная безопасность.
Антитеррористическая безопасность.
Международная игра «Школа выживания».
Первая доврачебная помощь пострадавшим.
Общая оценка и характеристика первой доврачебной помощи пострадавшим в различных ЧС.
Законодательная база. Характеристика и классификация детского травматизма.
Первая доврачебная помощь при различных ЧС.
Десмургия. ПМП при травмах, переломах и кровотечении.
Способы транспортировки пострадавших.
Организация обучения учащихся ОО по вопросам выживания в различных экстремальных ситуациях.
Законодательная база обучения по навыкам выживания в рамках преподавания курса ОБЖ в ОО.
Организация безопасности учебного процесса в ОО.
Внеклассная и внеурочная деятельность.
Безопасность личности – основы самообороны.
| Изучение дисциплины достигается формированием у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья, готовности к действиям в экстремальных и чрезвычайных условиях.
Целью дисциплины «Школа выживания» является формирование у студентов сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать ЧС различного характера, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. Данная дисциплина решает следующие задачи:
идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного воздействия;
прогнозирование развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование способности оценивать обстановку и принимать целесообразные решения в условиях автономного выживания, различных ЧС и социальных конфликтов;
- воспитание активной социальной позиции;
- вооружение студентов необходимой системой знаний, навыков и умений по данной дисциплине в рамках школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»; Требования к уровню освоения содержания дисциплины
После изучения дисциплины «Школа выживания» студенты должны знать:
опасности, возникающие в природной среде и городских условиях;
классификацию и характеристику опасностей социального характера;
характеристику личности безопасного типа;
причины возникновения различного рода конфликтов;
способы оказания I медицинской (доврачебной) помощи детям и взрослым;
организация мероприятий по предотвращению опасных ситуаций социального характера и ликвидация их последствий.
Студенты должны уметь:
оценивать уровень опасности, возникающей в той или иной ситуации;
использовать медицинские знания в практической деятельности, а так же в условиях ЧС;
действовать при массовых инфекционных мероприятиях, а так же при внезапных мероприятиях по оказанию помощи по сортировке и транспортировке раненных;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях (приступе бронхиальной астмы, гипертоническом кризе, эпилептическом и истерическом припадках, алкогольном психозе, болевом синдроме, сердечном приступе, почечной и печеночной коликах, диабетической и гипогликемической комах и др.), при травмах и переломах, ожогах и обморожениях, укусах животных и при ликвидации последствий воздействия стихийных факторов (тепловой и солнечный удар, молния, ураган, утопление и пр.);
проводить подготовку учащихся по программам обучения ОБЖ в школах и учебных заведениях по вопросам выживания;
принимать решения по защите производственного персонала, студентов, учащихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов, пожаров, современных средств поражения и принятие мер по ликвидации их последствий.
знать основы защиты от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных факторов социального характера на человека, организовать защиту человека в данной опасной ситуации.
Темы контрольных работ
Способы выживания в условиях вынужденной автономии.
Виды социальных опасностей, связанных с психическим и физическим воздействием на человека, и защита от них. Социальные конфликты.
Средства и способы защиты и самозащиты в чрезвычайных ситуациях социального характера. Юридические и правовые аспекты.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера с экологическими последствиями. Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Способы оказания первой доврачебной медицинской помощи при различных неотложных состояниях и ситуациях.
Тематический план
изучения дисциплины «Школа выживания»
Специальность 050104.65 – «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура»
№ п/п
|
Название модулей и тем
| Количество часов
|
| Всего
| Зачёты
| Лекции
| Семинары
| Лабора-торные
| КСР
|
Индивидуальная работа
| I
| Действия при возникновении ЧС природного и техногенного характера
| 6
| 2
| 6
| 6
| 6
| 1
|
| 1.
| ЧС природного характера, поражающие факторы, их характеристика
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 2.
| Факторы влияющие на безопасность автономного существования человека в природной среде
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 3.
| Действия по выживанию при ЧС природного характера
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 4.
| Навыки выживания в автономных условиях в различных климатогеографических зонах
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 5.
| Действия при ЧС на транспорте
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 6.
| Экологическая безопасность
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| II
| Действия при возникновении ЧС социального характера
| 6
| 1
| 6
| 6
| 6
| 1
|
| 1.
| Основное представление и характеристика ЧС социального характера
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 2.
| Социальный взрыв
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 3.
| Психологические аспекты безопасности. Решение конфликтных ситуаций
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 4.
| Информационная безопасность
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 5.
| Антитеррористи-ческая безопасность
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 6.
| Безопасность личности – основы самообороны
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| III
| Первая доврачебная помощь пострадавшим
| 4
| 1
| 4
| 4
| 4
| 1
|
| 1.
| Общая оценка и характеристика первой доврачебной помощи пострадавшим в различных ЧС. Законодательная база. Характеристика и классификация детского травматизма.
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 2.
| Первая доврачебная помощь при различных ЧС.
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 3.
| Десмургия. ПМП при травмах, переломах и кровотечении.
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| 4.
| Способы транспортировки пострадавших.
|
|
| 1
| 1
| 1
|
|
| IV
| Организация обучения учащихся ОО по вопросам выживания в различных экстремальных ситуациях
| 4
| 2
| 4
| 4
| 4
| 2
| 5
| 1.
| Законодательная база обучения по навыкам выживания в рамках преподавания курса ОБЖ в ОО
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Организация безопасности учебного процесса в ОО
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Внеклассная и внеурочная деятельность
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Международная игра «Школа выживания»
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| 76
| 6
| 20
| 20
| 20
| 5
| 5
|
Методические указания:
Студент по данной теме должен проработать рекомендуемую преподавателем литературу и дополнительную литературу по его усмотрению.
В контрольной работе должны быть следующие разделы: план, введение, основная часть, заключение и библиография, содержащая не менее 5 литературных источников.
Оформляется контрольная работа в ученических тетрадях (12 – 18 листов) или на листах формата А4: шрифт Times New Roman, Courier New, 14 пт; нтервал: 1,5; абзацный отступ: 1,25 см; поля: левое - 30 мм, сверху и снизу - 25-20 мм, правое - 15 мм; нумерация страниц вверху по центру от титульной до последней, на титульном листе цифра 1 не ставится.
Оценивается контрольная работа «зачет», «незачет». При получении оценки «незачет» работа дорабатывается студентом, согласно выявленным преподавателем недостаткам в работе и сдается на повторную проверку.
Перечень вопросов к зачету
Определение ЧС, ее виды.
Федеральный закон РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статьи, где говорится о правах и обязанностях граждан.
По каким основным принципам классифицируются ЧС.
Общие принципы неотложной помощи при поражении АХОВ.
Медицинские мероприятия, направленные на прекращение поступления яда и удаление невсосавшегося.
Действие населения при авариях со взрывами и пожарами. Первая медицинская помощь.
ЧС на транспорте, их понятия и характеристики. Действия населения при авариях.
Динамические характеристики конфликта.
Понятие самообороны. Критерии оценки самообороны.
Ответственность человека за превышение самообороны.
Виды оружия самообороны и порядок его применения.
Правила поведения человека, ставшего участником массового беспорядка.
Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.
Поведение человека в состоянии стресса. Проблемы эмоциональной саморегуляции.
Понятие о неотложных состояниях. Классификация.
Понятие о неотложных состояниях. Терминальные состояния.
Оказание первой медицинской помощи (доврачебной) при неотложных состояниях.
Терминальные состояния. Этапы реанимационных мероприятий (СПР) (непрямой массаж сердца, ИВЛ и др.)
Первая медицинская помощь при острых заболеваниях.
Оказание само-и взаимопомощи пострадавшим.
Рекомендуемая литература
основная
Учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности» Т.А. Хван и П.А. Хван, Ростов н/ Д, Мин.общего и профессионального образования, 2000.
С.А. Белов. А.В. Ильиницкая « Безопасность жизнедеятельности», учебник длявузов . М.: Высш. Шк., 1999г.( ЦБ).
учебное пособие « Экологическая безопасность» А.С. Гринин, В.Н. Новиков, для технических вузов. 2000г.
Журнал ОБЖ Министерства образования и науки РФ с №9-12-2003.. №2,3,4,5,6,7,8,9, 10,1 1-2004г.
Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов /Л.А. Михайлов и др. – СПб.: Питер, 2005.
Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2002.
Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2 кн. Кн. 1. Личная безопасность: Учеб. пос./В.Ю. Микрюков. – М.: Высш. шк., 2004.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. В 2 кн. Кн. 2. Коллективная безопасность: Учеб. пос./В.Ю. Микрюков. – М.: Высш. шк., 2004.
Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. – М.: Академия, 2002.
Тен Е.Е. Основы медицинских знаний.- М., Мастерство, 2002.
А.А.Власов Неотложная медицинская помощь при механических и термических видах травм в ЧС. – Тобольск: ТГПИ, 2004
А.А.Власов Первая медицинская помощь Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ 2004
Л.И.Горелов и др. Медицинская помощь населению в очагах поражения. – М.: Военные знания 2000
Дополнительная литература
«Основы безопасности жизнедеятельности» В.А.Алексеенко, начальное профессиональное образования для училищ и лицеев. 2001г.
«Способы выживания человека в природе» А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, В.Н. Латчук. Москва, 2004г.
Сборники законов по ГО и ЧС.
Трудовой кодекс РФ.
Конституция РФ.
Александров А.А. Роль микросоциальной среды в генезе алкоголизации подростков. – Л., 1978.
Артемчук А.ф. Алкоголизм у лиц молодого возраста. – Киев, Здоровье, 1985.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Валович В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации.— М.: Знание, 1990.
Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: МОДЭК, 2001.
Ильичев А. А. Школа выживания. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1993.
Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Мартене Н. Самооборона для женщин.— М.: Физкультура и спорт, 1992.
Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд., 1997.
Основы медицинских знаний учащихся. Под редакцией М.И.Гоголева – М.: 1991
В.Н.Латчук, В.В.Марков, Н.Т.Маситов Основы безопасности жизнедеятельности. Метод.пособие. – М.: 1999
В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова Основы медицинских знаний Учебно-практическое пособие по оказанию первой медицинской помощи. –М.: «Аст-Астрель» 2005
|