Скачать 42.86 Kb.
|
«Опера- сказка «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова» разработала музыкальный руководитель Политанская М. В. урок дан на методическом объединении в 2010г. ГОУ ЦО №1637 г. Москва Урок музыки в 1-ом классе Цели и задачи: 1) Продолжить знакомство с музыкальным творчеством Н.А.Римского-Корсакова. 2) Развивать у детей познавательный интерес, приобщать к прекрасному;
Тип урока: Комбинированный. Задачи:
Оборудование:
– «Вступление», «Песня и пляска птиц», «А мы просо сеяли». Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в мир музыки. Учитель: В течение нескольких уроков музыки вы знакомились с оперой Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка». Мы с вами посмотрели мультфильм – оперу, познакомились с творчеством композитора, его биографией На экране в цифровом режиме слайд-шоу появляются портрет Н.А. Римского-Корсакова. Учитель: Ребята, что мы знаем о композиторе? Дети:
Учитель Какие вы знаете? Перечислите названия опер. Слово «Опера» нам знакомо? Что оно означает? (дети дают определение оперы, как жанр) Далее детям предлагается работа с карточками на которых написаны главные герои оперы и термины, связанные с жанром «опера» Выполняя работу, дети приходят к выводу о том, что слова на карточке можно разделить:
(Снегурочка, Лель, Весна, Мороз). Учитель: Ребята, а сейчас послушайте фрагменты из оперы «Снегурочка». (звучат фрагменты – «Вступление», «Песня и пляска птиц», «А мы просо сеяли»). После прослушивания дети приходят к выводу о том, что вступление звучит в оркестровом исполнении. «Песня и пляска птиц» исполняется женским хором в сопровождении оркестра. Ребята, а теперь мы послушаем с вами знакомую песню – игру – «А мы просо сеяли, сеяли». (звучит отрывок из оперы) Учитель: Как звучит эта песня? Дети: Строгая, страшная. Учитель: Черты какого жанра мы услышали в этом исполнении? Дети : Это марш. Учитель: А почему в опере «Снегурочка» эта задорная игровая песня так изменилась – как вы думаете? Дети делятся своими мыслями. Учитель: Музыка изменила характер потому, что берендеи гневались на солнце. Из-за чего? Дети: Из-за того, что весна и лето в берендеевом царстве были холодными. Учитель: Почему Ярило перестало дарить своё тепло людям? Дети: Потому, что люди перестали бережно относиться друг к другу! Учитель: Молодцы! А сейчас мы с вами будем слушать эту же самую песню в очень необычном исполнении. Слушайте внимательно. Возможно, когда – то и композитор её услышал именно такой (звучит фрагмент в accapplьном исполнении). Учитель: Как прозвучала песня? Дети : Напевно. Учитель: Да, действительно, знакомая нам мелодия превратилась в песню. В каком исполнении она прозвучала? С инструментальным сопровождением или нет? Дети: Звучал только голос. Учитель: А как мы называем такое исполнение, когда звучит один голос? Дети: Accappella. Учитель: Молодцы! А сейчас мы разыграем с вами эту песню – игру. А мы просо сеяли (Весенняя хороводная) Для разыгрывания этого хоровода дети встают в две шеренги друг против друга: по одну сторону девочки, по другую мальчики. Хоровод исполняют «стенка на стенку». Они поют поочерёдно, как бы ведя шутливый спор-состязание, обмениваются песенными репликами, фразами, то наступая друг на друга, то отступая. Сначала шеренга мальчиков приближается к противоположной шеренге девочек (такты 1-3), затем она возвращается на своё место (такты 4-6). Продолжает хороводное движение шеренга девочек (такты 7-12). После исполнения песни-игры дети садятся на место. Учитель: Молодцы! Ребята, с творчеством какого русского композитора мы встретились сегодня?(ответы детей). Как называется музыкальное произведение с которым мы с вами познакомились? (ответы детей). Ребята, так что же такое опера? Кто может дать полный ответ? (ответы детей). Может ли композитор использовать в своем творчестве народную песню? Какую песню-игру использовал Н. А. римский - Корсаков в опере «Снегурочка»? Какие изменения произошли в исполнении этой песни – игры в опере, как изменился характер? (ответы детей) Спасибо, ребята. Наш урок закончен. Дети исполняют попевку- «Прозвенел звонок, закончился урок». До свидания! Оборудование и материалы: Портрет Н. А. Римского – Корсакова; Карточки с заданием «Раздели слова на две группы» Музыкальный материал: «Вступление» к опере «Снегурочка» Н. А. Римский – Корсаков; «Песня и пляска птиц» Н. А. Римский – Корсаков; «А мы просо сеяли….» песня – игра ; «А мы просо сеяли» фрагмент из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский – Корсаков; «А мы просо сеяли» - фольклорное исполнение. |