Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 69.99 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.03.2014
Размер69.99 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Культура > Вопрос
Проблемная номинация
«Гражданское образование

в начальной школе».

Учитель: Глазкова Татьяна Владимировна


Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще,

И, если гражданин вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

Курашкина Р.А.
Последнее десятилетие XX и начало XXI вв. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

В Российской Федерации реализуется Приоритетный национальный проект «Образование», главной задачей которого является смена парадигмы образования. А гражданское образование является неотъемлемой частью новой системы образования, образования компетентного и конкурентоспособного.

Проблема «Гражданское образование в начальной школе», над которой я работаю, очень актуальна на сегодняшний момент, т.к. изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

Гражданское образование – системная комплексная деятельность участников образовательного процесса, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентностей, понимаемых как способность применения знаний, умений и навыков в жизненной ситуации.

Основная задача гражданского образования – расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их «малом» сообществе в частности.

У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей «малой Родине» (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам учебной деятельности, толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми правил жизни класса).

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является патриотическое, правовое, нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.

Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной школы. Курс «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии. Также на уроках окружающего мира формируется чувство ответственности за сохранение окружающей среды.

Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном счете, формируют осознанное патриотическое чувство. Изучаемые на уроках чтения произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.

Существует широкий, всесторонний порядок в реализации гражданского образования в школе, цели которого не могут быть достигнуты исключительно в рамках отдельного учебного курса. При этом более эффективным является включение компонентов гражданского образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий. Процесс обучения и воспитания призван формировать у учащихся представление о гражданском обществе, его нормах и ценностях.

Основными компонентами гражданского образования являются:

1. Знания: правовые, политические, основы этики, основы знаний о социальной сфере общества, экономические, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края.

2. Умения и навыки: критически мыслить, получать информацию, используя возможно полный спектр источников, анализировать информацию, критически оценивать ее, понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе, формулировать рационально обоснованное мнение по существу этих проблем и явлений; принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности, использовать механизмы защиты прав человека на местном региональном, государственном и международном уровнях; устанавливать конструктивные отношения с людьми, работать в группе, выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека, определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки, навыки толерантного поведения.

3. Ценности: гуманность, самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение институтов гражданского общества, уважение норм и правил современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей, патриотизм, толерантность, правдивость и др.

Компоненты




Ценности

Знания


Умения и навыки



Перед современной школой ставится задача формирования у учащихся не просто знаний, умений и навыков, а многофункциональных, базовых компетенций. Данное понятие включает в себя как знания, умения и навыки, так и результаты обучения, систему ценностных ориентаций учащихся, особенности их социального поведения, привычки и т.д.

Существует несколько моделей, которые позволяют реализовывать гражданское образование:

  • предметная, где основу составляют уроки окружающего мира и литературного чтения;

  • межпредметная, где основное содержание гражданского образования включается в ряд предметов общего образования, таких как литература, иностранные языки, предметы естественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, физическая культура;

  • воспитательная;

  • институциональная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданское образование);

  • проектная и другие.


предметная

межпредметная

воспитательная

институциональная

проектная


Я выбрала предметную и воспитательную модели для реализации гражданского образования, исходя из собственных возможностей и особенностей классного коллектива.

Работая над этой проблемой, я учу детей:

  1. Различать справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое; (уроки чтения на темы: Л. Толстой «Старый дед и внучек», Л.Толстой «Правда всего дороже», К. Чуковский «Федорино горе»; уроки окружающего мира на тему: «Неживая и живая природа»).

  2. Выражать личное мнение, объяснять свои взгляды; (уроки чтения на темы: В. Бианки «Музыкант», С. Михалков «Новогодняя быль»), (Окружающий мир. «Воздух и вода»), (Русский язык «Предложение»)

  3. Управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение; (классные часы на темы: «Я в школе», «Как пережить огорчения и страхи» и др.)

  4. Ставить перед собой достижимые цели; (уроки русского языка: «Отличие звука от буквы»)

  5. Оценивать свои поступки (классный час на тему: «Любим добрые поступки»).

  6. Обсуждать актуальные темы; (уроки по окружающему миру на темы: «Красная книга», «Будь природе другом», «Что такое экономика»).

  7. Принимать решение и делать осознанный выбор; (Русский язык. «Упражнения в переносе слов»);

  8. Выполнять требования школьного режима;

  9. Участвовать в жизни своего класса и школы; (праздник «В гостях у вежливости»);

  10. Слушать других, играть, учиться сообща; (классный час «Мое и наше»)

  11. Ответственно подходить к учебному труду;

  12. Испытывать удовлетворение от успешности своей учебы или поведения;

  13. Различать и рассуждать о несложных социальных и моральных проблемах.

Таким образом, я стараюсь закладывать основные моральные ценности, нормы поведения, формирую личность, осознающую себя частью общества и гражданином своего Отечества, стараюсь развивать коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог, развиваю творческий потенциал своих детей.
Восточная мудрость гласит:

«Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис».

«Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья».

«Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, воспитайте человека».
А я хочу добавить: гражданина своего Отечества.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск