Рабочий план по предмету «Искусство и мировая художественная культура»
Учитель: Сакара Марина Владимировна
Учебный год: 2013-2014
Учебник: «МХК 5 класс», «МХК 6 класс», «МХК 7 класс»,
«МХК 8 класс», « МХК 9 класс»,
авторы: Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М.
Учебник: «МХК 10-ый класс», «МХК 11-ый класс»
Автор: Рапацкая А.А.
Пояснительная записка
Программа для 5-9 классов объединяет учебный материал курсов изобразительного искусства, музыки и мировой художественной культуры. Последовательность подачи учебного материала в программе "Искусство" тесно связана с курсом "История". Поэтому учителю, проводящему занятия по данной программе, целесообразно согласовывать учебные темы и задания с учителем истории, чтобы исключить ненужное дублирование. На этом этапе учащиеся знакомятся с наиболее характерными и яркими примерами художественных культур разных цивилизаций. В 5 классе изучается художественная культура России, в 6 классе - Древнего мира, в 7 классе - Средневековья, в 8 классе – страны Востока и исторические стили и художественные школы 17-19 вв., в 9 классе - искусство конца 19 - 20 вв.
Знакомство с разными видами искусства может служить условием для создания у учащихся эмоционального настроя, необходимого для более глубокого погружения в предмет, для создания общего представления о художественных стилях. В идеальном варианте проведения занятий учащиеся слушают музыку, читают поэтические эпизоды, рассматривают художественные работы, рассказывают истории создания произведений или инсценируют отдельные культурные традиции или обычаи, а также визуально изображают обсуждаемые темы в виде рисунка, декора или объемной формы (инсталляция). Как практика показывает, уроки искусства проходят особенно удачно, если школьники большую часть учебного времени занимаются изобразительной деятельностью, в которой проявляется их понимание поднимаемых вопросов. Поэтому учителю следует строить занятия на основе творческих детских работ воссоздающих среду той или иной эпохи и раскрывающих разные жанры искусства. Учитывая, что на уроки искусства отводится 1-2 часа, учащимся можно предлагать задания (коллажи, инсталляции, эскизы, макеты, коллективные работы и т.п.), которые легко можно выполнить в классе.
Восприятие исторических стилей и понимание роли искусства во многом обогащается за счет литературы. Взаимодействие литературы с другими областями культуры определяется многими точками соприкосновения - жанровыми, тематическими, принадлежностью к определенному направлению. Предлагается использование литературных текстов, адаптированных к современному языку. Для учащихся 5-7 классов необходимо давать крупные литературные произведения в форме занимательного пересказа с включением наиболее ярких страниц из художественных текстов. Практические задания должны носить стимулирующий характер, т.е. способствовать повышению интереса учащихся к различным видам искусства. Для учащихся 8-9 классов подбор материала ориентирован на динамику развития мирового литературного процесса и включает обзорные темы по литературе. Практические задания необходимо строить на основе сопоставительного анализа с целью выявления общих закономерностей, формирования у учащихся образного мышления, а также представлений о художественных средствах выразительности.
Музыкальные произведения или их фрагменты целесообразно использовать, во-первых, для расширения представления учащихся о культурных событиях, явлениях рассматриваемого исторического периода в контексте учебной темы; во-вторых, для изучения элементов музыкальной культуры, посвящая этому отдельный урок.
5 класс
Искусство России Общие направления обучения: Культура Руси
Мир глазами древних славян. Славянская мифология. Пантеон славянских богов и фольклорные персоналии.
Христианство. Представление русичей о красоте природы, духа, об искусстве возвышенного, героического. Летописи - главные носители духовных ценностей.
Устное народное творчество: нравственная красота. Прославление русских героев, патриотизм, силу и смелость. Речитативно-декламационный стиль исполнения былин с гусельным сопровождением. Отражение понятий добра и зла в сказках, пословицах, поговорках. Скоморошины, небылицы, лубок. Пародийные и сатирические образы в народном творчестве. Народные инструменты.
Древнерусские поэмы, былины, исторические песни. Исторические и сатирические повести. Идеальные образы народного героя (мужественного, отважного) и духовного пастыря.
С 15 в. консолидация национальных сил. Осознание софийности (мудрости) искусства.
Введение европейских культурных традиций в период правления Петра 1 (введение европейского платья, бритье бород, ассамблеи). Быт и одежда дворян во времена Петра 1. Европейские танцы. Приглашение иностранных театров. Русская геральдика, флаги.
Русский классицизм (18 в.) в литературе, музыке и других видах искусства. Комедии Фонвизина; элементы классицизма в его творчестве.
Первые русские композиторы (Д.Бортнянский). Крепостные театры. Театр Шереметьева. Изучение народной песни. Основные жанры: опера, хоровая музыка, романс.
Начальное образование. Университеты. Академия наук. М.В. Ломоносов и Е.Р.Дашкова. Первая газета.
Пластические искусства
Храм как синтез искусств. Иконопись, фрески, мозаика, колокольный звон. Иконопись - выразитель высочайших духовных ценностей. Школы иконописи (Рублев, Феофан Грек). Книжные миниатюры. Книга как единый художественный ансамбль (обложка, шрифт, заставки, иллюстрации). Первопечатник Иван Федоров и первые печатные издания. Печатный двор.
Город-крепость. Московский Кремль: история создания. Деревянное зодчество.
Художественные ремесла. Кованые изделия. Деревянные и глиняные предметы быта. Деревянные и глиняные игрушки. Лаковая миниатюра. Жостовские подносы. Литье и кованые изделия. Русский народный костюм: ткачество, вышивка, кружево. Символика орнамента на изделиях.
Архитектура Санкт-Петербурга. Стремление к установлению правил художественного творчества ориентировавших на образцы античного искусства.
Дворцово-парковый ансамбль. Русские усадьбы (Архангельское, Останкино, Кусково). Скульптура (Ф.И.Шубин).
Русские живописцы 18 в. (Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Ф.С. Рокотов).
Портрет, в котором отражается своеобразие характера человека, его внешний облик и духовная жизнь. Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- название основных христианских праздников;
- эстетические идеалы русского народа.
приводить примеры:
- основные школы архитектуры и иконописи;
- выдающиеся памятники и произведения искусства России;
- основные художественные музеи России.
кратко характеризовать:
- роль русского искусства в мировой художественной культуре;
- основные реформы Петра в области культуры
- основные особенности художественной культуры России до 18 в.;
- характерные особенности народных промыслов России;
- основные элементы русского костюма.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и оценивать произведения разных эпох с выделением характерных особенностей русского искусства;
- пользоваться справочной литературой, интерпретируя ее содержание;
- критически воспринимать информацию по теме курса, получаемой из прессы, радио- и телепередач (по заранее определенным критериям);
- изображать архитектуру, предметы быта и декоративного искусства с характерными элементами для русского искусства. 6 класс
Культура Древнего мира
(68 ч.) Общие направления обучения:
Представления об основах древней культуры
Памятники культуры прошлого. Роль искусства в обществе. Значение художественного наследия (художественная культура). Религиозные верования древних людей. Язычество. Магическое и символическое значение искусства. Письменность.
Древний Египет. Изображение богов в мифах. Заупокойный культ и его связь с искусством. Выражение в грандиозных масштабах идеи величия фараонов, идеи вечного существования.
Христианство и библейские сказания в изобразительном искусстве.
Художественные памятники, эпосы и мифы Двуречья, Ассирийской и Персидской держав.
Культура Древней Индии. Связь с искусством Ближнего и Среднего Востока. Общественная жизнь, религия, наука, литература. Индийские боги. Поэзия, ее связь с музыкой и танцами. Своеобразие и ценность древнеиндийского искусства.
Искусство Китая и Японии. Народные праздники. Быт и обычаи.
Древняя Греция. Древнегреческая мифология, сюжеты в художественных произведениях. Боги Олимпа. Музы. Олимпийские игры. Обычаи древних греков. Взглыды древних греков на искусство ("человек как мера всех вещей", искусство как производственно-техническая деятельность (техника).
Древний Рим. Искусство как ремесло. Красота на службе государства. Особенность пантеона богов.
Античная эстетика и современность. Космос - воплощение наивысшей красоты. Мироощущения в соразмерности, гармоничности, ритмичности. Эстетические понятия - прекрасное, мера, гармония.
Виды и жанры искусств древних культур
Древний Египет. Возникновение и развитие монументального строительства. Архитектура. Рельеф. Скульптура Др. Царства и её связь с заупокойным культом. Живопись. Фаюмские портреты. Каноны изображения. Жанры искусства: бытовой, исторический.
Древнеперсидская архитектура. Храмовые библиотеки. Строительство и значение города-крепости.
Древняя Греция. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика - виды искусства и деятельности, выражающие жизненно важное для человека отношение к окружающему миру. Греческий театр, слияние искусств. Монументальная живопись и вазопись. Архитектура и скульптура. Дорический, ионический, коринфский ордера. Декоративно-прикладное искусство и одежда.
Древний Рим. Грандиозные масштабы и триумфальный характер архитектуры эпохи империи. Создание нового типа храма. Скульптура. Расцвет реалистического портрета. Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны иметь общее понятие о культуре (чем отличается понятие "культура" от "художественной культуры").
знать:
- художественные музеи мира (Каирский, Лондонский национальный, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина);
- содержание библейских заповедей;
- мифологические сюжеты, наиболее часто используемые в художественных произведениях.
- название архитектурных сооружений Древнего Рима, Древней Греции и Древнего Египта.
узнавать:
- выдающиеся памятники древних культур (7 чудес света, Эпосы о Гильгамеше, Гомер "Странствия Одиссея" и т.д.).
кратко характеризовать:
- древнеегипетские изобразительные каноны;
- древнегреческих богов;
иметь представление о:
- своеобразии искусства древнего мира;
- гармонии с точки зрения древних греков;
- законах перспективы;
- видах древнегреческой вазописи;
- характерных чертах дорического, ионического и коринфского ордеров;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
- отличать и оценивать произведения искусства древних цивилизаций по художественным средствам выразительности;
- знать отличительные черты орнаментов и узоров разных народов и уметь их изображать;
- изображать пейзаж в перспективе;
- выполнять несложный рельеф или макет архитектурного сооружения с характерными элементами древней культуры;
- составлять эскизы мозаик;
- изображать (рисовать или лепить) лица и фигуры человека с соблюдением пропорций;
- пользоваться справочной литературой по искусству, выделять в ней главное.
7 класс
Искусство Средневековья и эпохи Возрождения Общие направления обучения:
Культура Средневековья и Возрождения
Два периода средневековой культуры 5 - 14 вв.: раннесредневековый (5 - 10 вв.) и позднесредневековый (9 - 14 вв.). Два основных направления: философско-богословское и искусствоведческое.
Религиозное содержание изобразительных искусств: "книга для неграмотных", увековечение исторических событий, украшение интерьеров храмов.
Представление о красоте, прекрасном, безобразном.
Перспектива - теория зрительного восприятия.
Поэтика. Главное в поэзии - содержание. Отличие формы внешней от внутренней. Цели поэзии: учить нравственности и доставлять наслаждение слуху и уму.
Музыка. Зарождение нотной грамоты. Различия между церковной (например, Григорианский хорал) и светской (песни, танцы) музыкой.
Живопись. Ценность красоты, содержательности, аллегоризма.
Архитектура. Величина и соразмерность. Светоносность, богатое украшение. Геометрические расчеты. Скульптура. Жизнеподобие.
Переходный характер эпохи Возрождения между средневековьем и новым временем стран Запада (14 - 16 вв.). Влияние античного наследия. Абсолютизация человеческой личности. Представление о человеке как о единстве разумного и чувственного. Основные эстетические черты: прекрасное, возвышенное, героическое. Математические исчисления пропорций, симметрии, перспективы и пр. Теория подражания и художник. Важнейший принцип восприятия художественных произведений - наслаждение.
Художественные стили
Романский стиль.10-12 (13) вв. Архитектура (замки и соборы). Обороноспособность. Тяжелые массивные формы. Скульптурные композиции на библейские темы. Стремление изобразить могущество божества. Неприятие мирского мироощущения.
Мавританский стиль (условный термин). Искусство арабов-завоевателей в Испании, Африки, Сицилии в 12-15 вв. Архитектура: культовая (медресе, мечети, минареты) и светская (замки, дворцы, крепости, жилые дома). В зодчестве преобладание разнообразия арок, сдвоенных окон, куполов. Пестрая отделка зданий. Декор из растительных и геометрических узоров (арабески) и надписей. Арабская сказка
Готический стиль в 12 - 15 (14) вв. Художественно-стилевое единство: господство линий, вертикализм композиций, виртуозная деталировка в логике целого, связь архитектуры и скульптуры. Городской собор. Сложные каркасные конструкции. Устремленные ввысь соборы, обширные интерьеры, прорезные окна, обилие каменной резьбы. Витражи. Гобелены. Миниатюра (иллюстрация манускриптов). Культ девы Марии. Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны различать:
- периоды развития культуры Средневековья и Возрождения;
- художественные стили: романский, готический, мавританский.
кратко характеризовать:
- роль церкви в развитии средневековой культуры;
- основные шедевры эпохи Возрождения.
знать:
христианские заповеди.
Учащиеся должны уметь:
- выделять существенные признаки и характерные черты культуры средневековья и Возрождения;
- локализовать (представлять) исторические факты и процессы во времени и пространстве;
- пользоваться произведением искусства как источником знаний;
- использовать язык аллегорий средневековья и применять при анализе художественных произведений;
- изображать характерные детали и выполнять эскиз (макет) архитектурных сооружений в романском, готическом и мавританском стилях;
- составлять композицию арабески.
8 класс
Искусство 16 - 19 веков Общие направления обучения:
|