Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 296.76 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации06.03.2014
Размер296.76 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
Рабочий план по предмету «Искусство и мировая художественная культура»

Учитель: Сакара Марина Владимировна

Учебный год: 2013-2014

Учебник: «МХК 5 класс», «МХК 6 класс», «МХК 7 класс»,

«МХК 8 класс», « МХК 9 класс»,

авторы: Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М.

Учебник: «МХК 10-ый класс», «МХК 11-ый класс»

Автор: Рапацкая А.А.

Пояснительная записка

Программа для 5-9 классов объединяет учебный материал курсов изобразительного искусства, музыки и мировой художественной культуры. Последовательность подачи учебного материала в программе "Искусство" тесно связана с  курсом  "История". Поэтому учителю, проводящему занятия по данной программе, целесообразно согласовывать учебные темы и задания с учителем истории, чтобы исключить ненужное дублирование. На этом этапе учащиеся знакомятся с наиболее характерными и яркими примерами художественных культур разных цивилизаций. В 5 классе изучается художественная культура России, в 6 классе - Древнего мира, в 7 классе - Средневековья, в 8 классе – страны Востока и исторические стили и художественные школы 17-19 вв., в 9 классе - искусство конца 19 - 20 вв.

Знакомство с разными видами искусства может служить условием для создания у учащихся эмоционального настроя, необходимого для более глубокого погружения в предмет, для создания общего представления о художественных стилях. В идеальном варианте проведения занятий учащиеся слушают музыку, читают поэтические эпизоды, рассматривают художественные работы, рассказывают истории создания произведений или инсценируют отдельные культурные традиции или обычаи, а также визуально изображают обсуждаемые темы в виде рисунка, декора или объемной формы (инсталляция). Как практика показывает, уроки искусства проходят особенно удачно, если школьники большую часть учебного времени занимаются изобразительной деятельностью, в которой проявляется их понимание поднимаемых вопросов. Поэтому учителю следует строить занятия на основе творческих детских работ воссоздающих среду той или иной эпохи и раскрывающих разные жанры искусства. Учитывая, что на уроки искусства отводится 1-2 часа, учащимся можно предлагать задания (коллажи, инсталляции, эскизы, макеты, коллективные работы и т.п.), которые легко можно выполнить в классе.

Восприятие исторических стилей и понимание роли искусства во многом обогащается за счет литературы. Взаимодействие литературы с другими областями культуры определяется многими точками соприкосновения - жанровыми, тематическими, принадлежностью к определенному направлению. Предлагается использование литературных текстов,  адаптированных к современному языку. Для учащихся 5-7 классов необходимо давать крупные литературные произведения в форме занимательного пересказа с включением наиболее ярких страниц из художественных текстов. Практические задания должны носить стимулирующий характер, т.е. способствовать повышению интереса учащихся к различным видам искусства. Для учащихся 8-9 классов подбор материала ориентирован на динамику развития мирового литературного процесса  и включает обзорные темы по литературе. Практические задания необходимо строить на основе сопоставительного анализа с целью выявления общих закономерностей, формирования у учащихся образного мышления, а также представлений о художественных средствах выразительности.

Музыкальные произведения или их фрагменты целесообразно использовать,  во-первых, для расширения представления учащихся о культурных событиях, явлениях рассматриваемого исторического периода  в контексте учебной темы; во-вторых, для изучения элементов музыкальной культуры, посвящая этому  отдельный урок.

5 класс

Искусство России
Общие направления обучения:
Культура Руси

Мир глазами древних славян. Славянская мифология. Пантеон славянских богов и фольклорные персоналии.

Христианство. Представление русичей о красоте природы, духа, об искусстве возвышенного, героического. Летописи - главные носители духовных ценностей.

Устное народное творчество: нравственная красота. Прославление русских героев, патриотизм, силу и смелость. Речитативно-декламационный стиль исполнения былин с гусельным сопровождением. Отражение понятий добра и зла в  сказках,  пословицах, поговорках. Скоморошины, небылицы, лубок. Пародийные и сатирические образы в народном творчестве. Народные инструменты.

 Древнерусские поэмы, былины, исторические песни. Исторические и сатирические повести.  Идеальные образы народного героя (мужественного, отважного) и духовного пастыря.

С 15 в. консолидация национальных сил. Осознание софийности (мудрости) искусства.

Введение европейских культурных традиций в период правления Петра 1 (введение европейского платья, бритье бород, ассамблеи). Быт и одежда дворян во времена Петра 1. Европейские танцы. Приглашение иностранных театров. Русская геральдика, флаги.

Русский классицизм (18 в.) в литературе, музыке и других видах искусства. Комедии Фонвизина; элементы классицизма в его творчестве.

Первые русские композиторы (Д.Бортнянский). Крепостные театры. Театр Шереметьева. Изучение народной песни. Основные жанры: опера, хоровая музыка, романс. 

Начальное образование. Университеты. Академия наук. М.В. Ломоносов и Е.Р.Дашкова. Первая газета.

Пластические искусства

Храм как синтез искусств. Иконопись, фрески, мозаика, колокольный звон. Иконопись - выразитель высочайших духовных ценностей. Школы иконописи (Рублев, Феофан Грек). Книжные миниатюры. Книга как единый художественный ансамбль (обложка, шрифт, заставки, иллюстрации). Первопечатник Иван Федоров и первые печатные издания. Печатный двор.

Город-крепость. Московский Кремль: история создания. Деревянное зодчество.

Художественные ремесла. Кованые изделия. Деревянные и глиняные предметы быта. Деревянные и глиняные игрушки. Лаковая миниатюра. Жостовские подносы. Литье и кованые изделия. Русский народный костюм: ткачество, вышивка, кружево. Символика орнамента на изделиях.

Архитектура Санкт-Петербурга. Стремление к установлению правил художественного творчества ориентировавших на образцы античного искусства.   

Дворцово-парковый ансамбль. Русские усадьбы (Архангельское, Останкино, Кусково). Скульптура (Ф.И.Шубин).

Русские живописцы 18 в. (Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Ф.С. Рокотов).

 Портрет, в котором отражается своеобразие характера человека, его внешний облик и духовная жизнь.
  Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- название основных христианских праздников;

- эстетические идеалы русского народа.

приводить примеры:

- основные школы архитектуры и иконописи;

- выдающиеся памятники и произведения искусства России;

- основные художественные музеи России.

кратко характеризовать:

- роль русского искусства в мировой художественной культуре;

- основные реформы Петра в области культуры

- основные особенности художественной культуры России до 18 в.;

- характерные особенности народных промыслов России;

- основные элементы русского костюма.

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать и оценивать произведения разных эпох с выделением характерных особенностей русского искусства;

- пользоваться справочной литературой, интерпретируя ее содержание;

- критически воспринимать информацию по теме курса, получаемой из прессы, радио- и телепередач (по заранее определенным критериям);

- изображать архитектуру, предметы быта и декоративного искусства с характерными элементами для русского искусства.
6 класс

Культура Древнего мира

(68 ч.)
Общие направления обучения:

Представления об основах древней культуры

Памятники культуры прошлого. Роль искусства в обществе. Значение художественного наследия (художественная культура). Религиозные верования древних людей. Язычество. Магическое и символическое значение искусства. Письменность.

Древний Египет. Изображение богов в мифах. Заупокойный культ и его связь с искусством.  Выражение в грандиозных масштабах идеи величия фараонов, идеи вечного существования.

Христианство и библейские сказания в изобразительном искусстве.

Художественные памятники, эпосы и мифы Двуречья, Ассирийской и Персидской держав.

Культура Древней Индии. Связь с искусством Ближнего и Среднего Востока. Общественная жизнь, религия, наука, литература. Индийские боги. Поэзия, ее связь с музыкой и танцами. Своеобразие и ценность древнеиндийского искусства.

Искусство Китая и Японии. Народные праздники. Быт и обычаи.

Древняя Греция. Древнегреческая мифология, сюжеты в художественных произведениях. Боги Олимпа. Музы. Олимпийские игры. Обычаи древних греков. Взглыды древних греков на искусство ("человек как мера всех вещей", искусство как производственно-техническая деятельность (техника).

Древний Рим. Искусство как ремесло. Красота на службе государства. Особенность пантеона богов.

Античная эстетика и современность. Космос - воплощение наивысшей красоты. Мироощущения в соразмерности, гармоничности, ритмичности. Эстетические понятия - прекрасное, мера, гармония.

Виды и жанры искусств древних культур

Древний Египет. Возникновение и развитие монументального строительства. Архитектура. Рельеф. Скульптура Др. Царства и её связь с заупокойным культом. Живопись. Фаюмские портреты. Каноны изображения. Жанры искусства: бытовой, исторический.

Древнеперсидская архитектура. Храмовые библиотеки. Строительство и значение города-крепости.

Древняя Греция. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика - виды искусства и деятельности, выражающие жизненно важное для человека отношение к окружающему миру. Греческий театр, слияние искусств. Монументальная живопись и вазопись. Архитектура и скульптура. Дорический, ионический, коринфский ордера.  Декоративно-прикладное искусство и одежда.

Древний Рим. Грандиозные масштабы и триумфальный характер архитектуры эпохи империи. Создание нового типа храма. Скульптура. Расцвет реалистического портрета. 
Планируемые результаты обучения

 Учащиеся должны иметь общее понятие о культуре (чем отличается понятие "культура" от "художественной культуры").

знать:

- художественные музеи мира (Каирский, Лондонский национальный, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина);

- содержание библейских заповедей;

- мифологические сюжеты, наиболее часто используемые в художественных произведениях.

- название архитектурных сооружений Древнего Рима,  Древней Греции и Древнего Египта.

узнавать:

- выдающиеся памятники древних культур (7 чудес света, Эпосы о Гильгамеше, Гомер "Странствия Одиссея" и т.д.).

кратко характеризовать:

- древнеегипетские изобразительные каноны;

-  древнегреческих богов;

иметь представление о:

-  своеобразии искусства древнего мира;

-  гармонии с точки зрения древних греков;

- законах перспективы;

- видах древнегреческой вазописи;

- характерных чертах дорического, ионического и коринфского ордеров;

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- отличать и оценивать произведения искусства древних цивилизаций по художественным средствам выразительности;

- знать отличительные черты орнаментов и узоров разных народов и уметь их изображать;

- изображать пейзаж в перспективе;

- выполнять несложный рельеф или макет архитектурного сооружения с характерными элементами древней культуры;

- составлять эскизы мозаик;

- изображать (рисовать или лепить) лица и фигуры человека с соблюдением пропорций;

- пользоваться справочной литературой по искусству, выделять в ней главное.

7 класс

Искусство Средневековья и эпохи Возрождения
Общие направления обучения:

Культура Средневековья и Возрождения

Два периода средневековой культуры 5 - 14 вв.: раннесредневековый (5 - 10 вв.) и позднесредневековый (9 - 14 вв.). Два основных направления: философско-богословское и искусствоведческое.

Религиозное содержание изобразительных искусств: "книга для неграмотных", увековечение исторических событий, украшение интерьеров храмов.

Представление о красоте, прекрасном, безобразном.

Перспектива - теория зрительного восприятия.

Поэтика. Главное в поэзии - содержание. Отличие формы внешней от внутренней. Цели поэзии: учить нравственности и доставлять наслаждение слуху и уму.

Музыка. Зарождение нотной грамоты. Различия между церковной (например, Григорианский хорал) и светской (песни, танцы) музыкой.

Живопись. Ценность красоты, содержательности, аллегоризма.

Архитектура. Величина и соразмерность. Светоносность, богатое украшение. Геометрические расчеты. Скульптура. Жизнеподобие.

Переходный характер эпохи Возрождения между средневековьем и новым временем стран Запада (14 - 16 вв.). Влияние античного наследия. Абсолютизация человеческой личности. Представление о человеке как о единстве разумного и чувственного. Основные эстетические черты: прекрасное, возвышенное, героическое. Математические исчисления пропорций, симметрии, перспективы и пр. Теория подражания и художник. Важнейший принцип восприятия художественных произведений - наслаждение.

Художественные стили

Романский стиль.10-12 (13) вв. Архитектура (замки и соборы). Обороноспособность. Тяжелые массивные формы. Скульптурные композиции на библейские темы. Стремление изобразить могущество божества. Неприятие мирского мироощущения.

Мавританский стиль (условный термин). Искусство арабов-завоевателей в Испании, Африки, Сицилии в 12-15 вв. Архитектура: культовая (медресе, мечети, минареты) и светская (замки, дворцы, крепости, жилые дома). В зодчестве преобладание разнообразия арок, сдвоенных окон, куполов. Пестрая отделка зданий. Декор из растительных и геометрических узоров (арабески) и надписей. Арабская сказка

Готический стиль в 12 - 15 (14) вв. Художественно-стилевое единство: господство линий, вертикализм композиций, виртуозная деталировка в логике целого, связь архитектуры и скульптуры. Городской собор. Сложные каркасные конструкции. Устремленные ввысь соборы, обширные интерьеры, прорезные окна, обилие каменной резьбы. Витражи. Гобелены. Миниатюра (иллюстрация манускриптов). Культ девы Марии.
Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны различать:

- периоды развития культуры Средневековья и Возрождения;

- художественные стили: романский, готический, мавританский.

кратко характеризовать:

- роль церкви в развитии средневековой культуры;

- основные шедевры эпохи Возрождения.

знать:

христианские заповеди.

Учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки и характерные черты культуры средневековья и Возрождения;

- локализовать (представлять) исторические факты и процессы во времени и пространстве;

- пользоваться произведением искусства как источником знаний;

- использовать язык аллегорий средневековья и применять при анализе художественных произведений;

- изображать характерные детали и выполнять эскиз (макет) архитектурных сооружений в романском, готическом и мавританском стилях;

- составлять композицию арабески.

8 класс

Искусство 16 - 19 веков
Общие направления обучения:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск