ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России. Академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания) Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода.
Цели и задачи рабочей программы: • эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством • формировать художественную компетентность зрителя • развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве • формировать художественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры
Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных; рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематическими композициями (графическими, живописными, декоративными), плоским и объемным изображением формы предметов; конструктивным анализом произведений изобразительного искусства.
Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует авторской программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс. 2010г.
Количество часов. В школьном учебном плане на изучение «Изобразительное искусство» отводится в 7 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 7 классе за год должно быть проведено 35 часов.
Формы организации учебного процесса: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование урок с дидактической игрой.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ VII КЛАССОВ: Знать: • выдающиеся произведения изобразительного искусства; • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств; • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах; • процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов. • о композиции, выразительном значении размера произведения, особенностях построения произведения искусства; • о роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. • о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям; • роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре; • о роли художественной иллюстрации;
Уметь: • соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы • различать картины художников данной эпохи • представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении • изображать пропорции человека с натуры и по представлению; • владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями • строить тематические композиции; • осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы • иллюстрировать литературные произведения; • показать в работе навыки дизайна;
Иметь представление: • об историческом художественном процессе; • о роли творческой индивидуальности художника; • сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков изобразительного искусства в 7 классе № п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| Плановые сроки прохождения
| Фактические сроки прохождения
| Примечание
| I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.8 часов.
| 1
| Изображение фигуры человека в истории искусства
| 1
| 04.09
|
|
| 2
| Пропорции и строение фигуры человека
| 1
| 11.09
|
|
| 3
| Лепка фигуры человека. Изготовление каркаса
| 1
| 18.09
|
|
| 4
| Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе
| 1
| 25.09
|
|
| 5
| Лепка фигуры человека. Работа над выразительностью пропорций в движении
| 1
| 02.10
|
|
| 6
| Наброски с натуры одетой фигуры человека
| 1
| 09.10
|
|
| 7
| Наброски одноклассников в разных движениях
| 1
| 16.10
|
|
| 8
| Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
| 1
| 23.10
|
|
| II четверть . Поэзия повседневности. 8 часов.
|
| 9
| Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
| 1
| 06.11
|
|
| 10
| Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
| 1
| 13.11
|
|
| 11
| Сюжет и содержания в картине. Работа над композицией с простым доступным сюжетом
| 1
| 20.11
|
|
| 12
| Сюжет и содержания в картине. Завершение работы
| 1
| 27.11
|
|
| 13
| Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве
| 1
| 04.12
|
|
| 14
| Жизнь в моём селе в прошлые веках
| 1
| 11.12
|
|
| 15
| Праздник и карнавал в изобразительном искусстве
| 1
| 18.12
|
|
| 16
| Творческая выставка
| 1
| 25.12
|
|
| III четверть. Великие темы жизни. (12 часов)
|
| 17
| Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
| 1
| 15.01
|
|
| 18
| Тематическая картина в русском искусстве XIX века
| 1
| 22.01
|
|
| 19
| Процесс работы над тематической картиной. Выбор темы из истории нашей страны. Зарисовки необходимых деталей
| 1
| 29.01
|
|
| 20
| Процесс работы над тематической картиной. Работа над тематической картиной
| 1
| 05.02
|
|
| 21
| Библейские темы в изобразительном искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков
| 1
| 12.02
|
|
| 22
| Библейские темы в изобразительном искусстве В живописи Западной Европы и в русском искусстве
| 1
| 19.02
|
|
| 23
| Монументальная скульптура и образ истории народа. Создание проекта памятника
| 1
| 26.02
|
|
| 24
| Монументальная скульптура и образ истории народа. Работа над эскизом памятника
| 1
| 05.03
|
|
| 25
| Монументальная скульптура и образ истории народа. Детальная проработка выбранного сюжета
| 1
| 12.03
|
|
| 26
| Место и роль картины в искусстве XX века
| 1
| 19.03
|
|
| 27
| Беседа о современном искусстве
| 1
| 02.04
|
|
| 28
| Контрольная работа «Великие темы жизни»
| 1
| 09.04
|
|
| IV четверть. Реальность жизни и художественный образ. (7 часов)
|
| 29
| Искусство иллюстраций. Слово и изображение. Построить эскизы будущих иллюстраций
| 1
| 16.04
|
|
| 30
| Искусство иллюстраций. Слово и изображение. Работа над иллюстрацией
| 1
| 23.04
|
|
| 31
| Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
| 1
| 30.04
|
|
| 32
| Зрительские умения и их значения для современного человека
| 1
| 07.05
|
|
| 33
| История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве
| 1
| 14.05
|
|
| 34
| Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
| 1
| 21.05
|
|
| 35
| Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
| 1
| 28.05
|
|
| СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
II четверть. Поэзия повседневности Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
III четверть. Великие темы жизни Исторические темы и мифологические темы в искусстве раз¬ных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века
IV четверть. Реальность жизни и художественный образ Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся будут различны: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, изо викторин, изо кроссвордов, а также контрольных художественно-практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Перечень учебников для VII класса: Питерских А.С. Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.7-8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009г. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов. - Обнинск. Титул, 2006. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Учебник по изобр. искусству для 5-8 классов.-Обнинск. Титул, 2006.
Дополнительная литература: Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов 630200 "Художеств.проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти". - М.: Гуманит. изд. центр Бесчастнов Н.П. Портретная графика: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 368 с.: 32 л. ил. - (Изобразительное искусство). - Библиогр.: с. 364-365. ВЛАДОС, 2005. - 302 с.: 32 с. ил. - (Изобразительное искусство). Вардарян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. М. Владос. 2004Моделирование и художественное оформление одежды. Учеб.пос. / Ермилова В.В. М. ИЦ. Академия. 2004 Григорьев В.Д. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. (Стандарты второго поколения). Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника Жданов Н.С. Перспектива. М. Владос. 2004 Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: Учеб.пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2004 Живопись. Учеб.пособие для студ. высш. учеб заведений.- М.: Владос, 2003 Изобразительное искусство. 1-8 классы: Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков / Сост. З.А. Степанчук, О.А. Степанчук, Г.В. Погорелова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 272 с.: ил. - Библиогр.: с. 269. Изобразительное искусство. 5-8 классы: Проверочные и контрольные тесты / Авт.-сост. О.В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 94 с. - Библиогр.: с. 92. Изобразительное искусство. 7 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Свиридова. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 224 с.: ил. - Библиогр.: с. 222. Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 72 с. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006. – 53 с. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. (Стандарты второго поколения). Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения). Медкова Е.С. Миф и культура. Язык и культура. От импрессионизма к абстрактной живописи: Программы. Методические рекомендации / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Просвещение, 2009. - 96 с. - (Элективный курс). Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил. Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.; Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.; Очерки краеведения Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.; Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина Т.А., А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000.; Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие / М.С. Жиров. - Белгород, 2000.; Митрягина Т.А. Традиционный народный костюм Белгородчины / Т.А. Митрягина - Белгород: ИПЦ Политерра, 2005.; Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. - Белгород: Истоки, 2005.; Наследие Белогорья / (Редкол.В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др.). Упр. культ. Бел.обл. – Белгород, 2006. - 172 с.;
ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ:Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы по цветоведению, с изображением поэтапного рисунка фигуры человека, перспективы. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности, используемые в курсе изобразительного искусства, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ): Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для VII класса. Презентации: по цветоведению, по жанрам и видам в искусстве, о художественных музеях мира. Изображение фигуры человека в истории искусства. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX и XX века. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. |