Скачать 392.93 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для 5-7 классы (базовый уровень) МОСКВА – 2013 Аннотация Трудовое обучение в общеобразовательной школе - овладение знаниями, умениями и навыками для дальнейшей трудовой деятельности в природе и обществе. Оно включает освоение общекультурных компонентов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, технологии, овладение культурой труда, воспитание трудолюбия. В частных случаях оно дает знания, умения и элементарные навыки по конкретным выдам трудовой деятельности (допрофессиональная подготовка). Технологическая культура – культура преобразующей, творческой, природосообразной деятельности включает знания, умения и навыки преобразующей деятельности, эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия. Учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя его технологическая культура включает в себя: культуру труда, культуру дизайна, информационную культуру, культуру человеческих отношений, потребительскую культуру. Технология изучает определенные правила обработки текстильных материалов и пищевых продуктов, а также процессы, происходящие при этом. Для ведения каждого технологического процесса необходимо оборудование, и порой очень сложное. Его создание тоже представляет собой технологию. Различных технологий много. Есть очень простые (пришивание пуговиц), а есть очень сложные (создание космических кораблей). Все продукты, которые мы употребляем в пищу, имеют свою технологию приготовления. Есть технология кондитерского, молочного, мясного производства и т.д. Есть технология швейного дела. Технология любого производства включает в себя материаловедение, то есть изучение сырья, материалов, необходимых для приготовления изделия. Уроки технологии знакомят учащихся (девочек) с технологиями обработки различных материалов текстильной промышленности, но и лоскутной техникой, вышивкой, уходом за одеждой: рукоделием, кулинарией, интерьером кухни и столовой. На этих уроках раскрывается понятие творческого проекта. Выполнение проектов помогает развить творческие качества у девочек, проявить самостоятельность, ответственность и последовательность действий в любом деле. Учащиеся приобретают важные для жизни умения и навыки: благоустраивать свой быт, узнают о культуре питания, знакомятся с основами современного дизайна одежды, интерьера, архитектуры, а также с основой экономики, практической психологии, информационной технологии (программы Paint, Flash и др), получают основу профориентации. Моделирование одежды, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, более всех других видов искусств связано с человеческой жизнью. Костюм – один из элементов мировой и национальной культуры. В нем, как в капле воды, отражен огромный мир: природные условия, особенности быта, политические и исторические события, опыт народа, его темперамент и образ жизни, взаимоотношения мужчины и женщины в обществе, архитектура и др. В программе изучается исторический и культурный опыт человечества, включая знакомство с русскими традициями и культурно-национальными особенностями жителей Москвы разных национальностей. Знакомство с историческим и народным костюмом способствует приобщению воспитанников к достижениям мировой культуры, помогает лучше понять историю и быт разных народов. Знакомство с национальными костюмами, символикой, образным решением, пластикой, а также изучение обрядов и традиций, связанных с костюмом, помогает детям глубже понять и почувствовать свое место и значение в ряду других народов, а также свои национальные особенности, ощутить преемственность национальных традиций не только в костюме, но и в самом образе жизни. Актуальность программы определяется тем, что собранные в ней знания, умения и навыки по моделированию, конструированию и технологии создания одежды учитывают последние достижения науки и производства в этих областях (новые способы и методы моделирования и конструирования, новые технологии, использование новых тканей и материалов и др.). Кроме того, предполагается вариативность способов обработки, методов моделирования и конструирования.. Предмет изучения программы – моделирование одежды, машиноведение, кулинария, рукоделие, основы дизайна современного интерьера, архитектуры, а также основы экономики, практической психологии с использованием информационных технологий. Программа включает в себя несколько информационных и тренинговых блоков: освоение способов работы на электрической швейной машине; моделирование и конструирование костюма; технология изготовления одежды; практика социального общения;
Изучение курса помогает воспитанникам не только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в своей работе и творчестве, но и устанавливать гармоничные отношения с миром. Цель программы – выявление и развитие способности ребенка к творческой самореализации в области материальной культуры, социуме; содействие развитию навыков самоорганизации учащихся, их уверенности в себе. Ценности, на которых построена программа: самоопределение ребенка; творческое развитие его личности, совершенствование взаимоотношений с самим собой и миром; нахождение им своего места в этом мире. Ведущие идеи программы Провести учащихся от понимания через знания и умения к творчеству в таких областях, как культура личности, культура деятельности и культура социального взаимодействия. В условиях современного совместного обучения и ориентации на «равенство» полов часто происходит искусственное размывание психологических различий юношей и девушек, что приводит к далеко не безобидным последствиям как для будущих мужчин и женщин, так и для общества в целом. Поэтому, не ставя задач комплексного и всестороннего воспитания будущей женщины, все же необходимо уделить внимание таким ценностным установкам, знаниям, умениям и практическим навыкам, которые помогают формировать у воспитанниц традиционные женские качества и в то же время адаптировать их к современным условиям. Например, наряду с воспитанием аккуратности, трудолюбия, терпения, скромности не исключается установка на успех, развитие коммуникабельности. Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач.
приобретение общих представлений о назначении одежды, ее классификации и требованиях к одежде; овладение навыками моделирования, конструирования, технологии пошива одежды;
умение общаться и работать в коллективе;
выработка адекватной самооценки; приобщение к общечеловеческим ценностям; помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа; воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать). 3. Развивающие задачи: развитие моторных навыков, глазомера и точности движений; совершенствование интеллектуального потенциала личности; развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного; помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды, кулинарией, дизайна интерьера и др.; формирование коммуникативных навыков, умение работать в одной команде. Данная программа состоит в существенно большем объеме информации, знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в интеграции разных областей знаний; в использовании новых технологий; в индивидуальном подходе к воспитанникам. Программа рассчитана на учащихся 5-9 –х классов общеобразовательной школы, когда они еще не всегда знают, как выразить свою индивидуальность в адекватных формах. Девочки хотят быть красивыми и модными уже сейчас. Одежда должна соответствовать их внутреннему миру, сегодняшней моде, позволяющую им выразить себя. В данной программе не ставится задача превратить воспитанников в профессиональных портных или дизайнеров. Умение выражать себя в простом и простыми средствами – задача не менее творческая. Срок и этапы реализации программы. Программа рассчитана на 5 лет; занятия проводятся по 2 часа в неделю в 5-х, 6-х, 7-х и 8-х классах, 68 часов в год. В 9 классе 1 час в неделю, 34 часа в год. Формы подведения итогов и оценка результатов В программе учитывается время на просмотр изделий учащихся с анализом качества выполненных работ, эстетических свойств изделий. Участие в выставках и других мероприятиях проводятся с последующим их анализом и обсуждением членами коллектива. Участие в общественной жизни школы помогает оценить, наряду с «профессиональными» знаниями, умениями и навыками, личностные качества детей: активность, коммуникабельность, доброту, взаимопомощь, дисциплину, стремление к лидерству и т.д. Итоги работы учащихся подводятся по триместрам и оцениваются по пятибалльной шкале. Учебно-тематический план 5 класс
|