Пояснительная записка К программе интегрированного курса
« Искусство» Предмет «Музыка и пение» 7 класс
Рабочая учебная программа по музыке для 7 класса разработана на основе государственного стандарта общего начального образования (2004 год), положения образовательного учреждения о рабочих программах , учебной программы «Искусство»(программа интегрированного курса) авторов:Сокольниковой Н.М, Баклановой Т.И., Степаковой В.В., Шпикаловой Т.Я., М. Рекорд, 1997. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования России».
Рабочая программа ориентированна на использование учебно-методического комплекта:
- Программа интегрированного курса «Искусство» 1997 Рабочая программа рассчитана на 35часов в год: 1 ч в неделю. Теоретическая и практическая части программы будут пройдены за счет уплотнения материала
Цель программы - формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами интегрированного предмета «Искусство». Программное содержание предметного блока «Музыка разработано в контексте общей концепции интегрированного курса «Искусство» и направлено на формирование и развитие средствами музыкального искусства гуманистической направленности личности учащихся.
Цель преподавания музыки в интегрированной художественно-образовательной системе - формирование и развитие музыкальной культуры как части художественной и общей культуры личности каждого учащегося.
Отбор программного содержания предметного блока «Музыка» осуществляется на основе следующих принципов: 1)Усиление гуманистической направленности содержания музыкального образования на основе использования духовно-нравственного, гармонизирующего потенциала музыкального искусства как части человеческой жизни.
2)Усиление связи содержания музыкального образования с лучшими традициями народного художественного творчества и классической музыки.
3)Доступность музыкального материала для осмысленного восприятия и (или) исполнения учащимися.
4)Соотнесение содержания музыкального образования с реалиями современной жизни.
5)Преемственность содержания общего музыкального образования в начальной и средней школе в учебных заведениях фирмы «Рекорд».
.6)Развитие межпредметных связей музыки с другими учебными дисциплинами, составляющими целостное образовательное пространство начальной и средней школы в учебных заведениях фирмы «Рекорд». При составлении календарно- тематического планирования для 7 класса решаются следующие задачи обучения и развития: А) формирование и развитие учащихся
- представлений о своеобразии музыкальных культур народов мира
- музыкально-слуховых представлений о стилевых особенностях музыки эпохи Возрождения.
- музыкального восприятия на материале, контрастных музыкальных культур – северной (скандинавской) и южной (африканской)
- критического отношения к антихудожественным явлениям музыкальной жизни
- певческой культуры учащихся; развитие умений и навыков сольного и ансамблевого пения без сопровождения и с сопровождением, развитие чувства ритма
- эмоциональной сферы личности подростка средствами музыкальной психотерапии
- творческих способностей в процессе музыкальной импровизационной и музыкально- композиционной деятельности.
Б) изучение учащимися
- музыкальных достопримечательностей разных музыкальных стран и народов-традиционной русской музыки, в «зеркале» которой отражены события русской истории.
-исторических песен и их героев
-современных форм и источников музыкальной информации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
• специфику музыки как вида искусства;
• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
• возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
• основные жанры народной и профессиональной музыки;
• многообразие музыкальных образов и способов их развития;
• основные формы музыки;
• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
• имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
• исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
• выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
• устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
• определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
. Интегрированный курс «Музыка» в 7 классе предполагает следующие блоки:
Музыкальная летопись Отечества от Руси к России
Музыкальный мир скандинавских народов
Музыкальный мир Африки
Российские исполнители и композиторы ХХ века
Музыка американского континента
Основные современные жанры музыки
№ урока, дата проведения
| Тема
|
| Кол-во письменных работ
| 1 четверть
| Летопись Отечества.
От Руси к России
| 9 часов
| 1
|
|
|
|
| 1
| История в музыки. Ранние исторические песни
| 1
|
| 2
| Образ Бориса Годунова в творчестве М.П.Мусогского
| 2
|
| 3
| Образы народа в русской классической музыке
| 1
|
| 4
| Петровская эпоха в музыке
| 1
|
| 5
| Песни и марши Российской Армии
| 1
|
| 6
| Современные солдатские песни и марши
| 1
|
| 7
| Становление русского романса
| 1
|
| 8
| Становление русского театра
| 1
|
| 9
| Урок-тестирование
|
|
1
| 2 четверть
|
| 7
|
| 1
| Становление и развитие русского музыкального театра
| 1
|
| 2
| М.И.Глинка как основоположник русской классической музыки
| 1
|
| 3
| Последователи М.И.Глинки -
Балакирев
| 1
|
| 4
| Последователи М.И.Глинки –
Римский-Корсаков
| 1
|
| 5
| Последователи М.И.Глинки-
Бородин
| 1
|
| 6
| Развитие традиций русской классической школы
| 1
|
| 7
| Развитие традиций русской классической школы
| 1
|
|
|
|
|
| 3 четверть
| Музыкальные картины: от эпохи к эпохе…
| 10
| 1
| 1
| Ренессанс в музыке
| 1
|
| 2
| Музыкальные образы Барокко
| 1
|
| 3
| Образ Мадонны в творчестве композиторов и художников эпохи Возрождения
| 1
|
| 4
| Музыкальная грамота средних веков
| 1
|
| 5
| Урок - обобщение
| 1
| 1
| 6
| Музыкальный мир Скандинавии Народные истоки в творчестве Э. Грига
| 1
|
| 7
| Музыка Африки
| 1
|
| 8
| Африканские мелодии и ритмы в профессиональной музыке
| 1
|
| 9
| История возникновения джаза
| 1
|
| 10
| Рок-н-ролл
| 1
|
| 4 четверть
|
| 8
| 1
| 1
| Мюзикл
| 1
|
| 2
| Рок опера «Звезда и смерть…»
| 1
|
| 3
| Рок опера «Юнона и Авось»
| 1
|
| 4
| Искусство и зрелище
| 1
|
| 5
| Что я знаю о музыке
| 1
|
| 6
| Защита творческих проектов
| 1
|
| 7
| Тестирование
| 1
| 1
| 8
| Урок - концерт
| 1
|
| 9
| Резервный урок
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |