Скачать 84.48 Kb.
|
Древняя Греция. Мифы, боги, герои, люди.Преподаватель – Иванова Татьяна ПетровнаПредмет – литература Продолжительность занятия – 90 минут Класс – шестой Образовательное учреждение – Томская область, Кривошеинский район село Кривошеино, МБОУ «Кривошеинская СОШ» Задачи занятия: 1. Дать представление о мифе, его природе; 2. Познакомить учащихся с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии; 3. Показать, как античные образы отразились в мировой культуре. Учебно-методическое обеспечение «Литература. 6 клас. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Автор-составитель В.П. Полухина» Авторский медиапродукт – презентация 23 слайда (среда Power Point, Paint, Word) МЕДИАПРОДУКТI. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word. II. Наглядная презентация учебного материала III. Схема взаимосвязи кадров презентации: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 14 15 20 19 18 17 16 22 21 23 IV. Содержание кадров:
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Оборудование: компьютер, проектор Карта занятия
Ход урока: 1. Слово учителя (Слайд 1) Идет двадцать первый век от Рождества Христова, мы используем атомную энергию и летаем в космос. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в какие-то допотопные времена? Ведь даже языки, на которых дошли до нас эти мифы, называют «мертвыми». Мы просто не отдаем себе отчета в том, насколько глубоко проникла культура античности в культуру и язык людей! Литература и искусство зарождались в недрах мифологии. Создавая сказания о богах и героях, человек делал первые шаги к самопознанию и творчеству. Чтобы понять путь, пройденный человеком за два тысячелетия новой эры и много-много веков до нее, надо вернуться к началам его культуры. Как писал А.С. Пушкин: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности». Поэтому тема урока звучит так «Мифы Древней Греции. Боги, люди и герои Древней Греции». В течение урока мы погрузился в мир, в котором жили и творили древние эллины, познакомимся с их богами и героями, снова вернемся в современность для того, чтобы пройти по великолепной картинной галерее, и поучаствуем в малых олимпийских играх.
Попробуем представить себя древними людьми. Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Кто нам может помочь? (Слушаем ответы учеников, затем учитель обобщает сказанное.) Слово учителя Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна и полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит солнце, то ласковое и согревающее, то обжигающее и слепящее. Небо тоже может, как человек, то улыбаться, то хмуриться, а иногда и гневаться – тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живет особенной жизнью: на нем появляются звезды. Во всех явлениях природы человек видит себя или похожие на себя существа. Только эти существа более могущественные, они распоряжаются всем, что окружает человека, и даже его судьбой. Иначе как же объяснить мир? Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и сейчас, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только предстояла. В мифах, созданных древними, отразились, таким образом, первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире. И мифы оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивной мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником литературы и искусства. 3.Беседа (Слайд 2) - Что такое миф? - Можно ли назвать мифы сказками? - Что общего между мифом и сказкой? - Как вы думаете, чем отличается миф от сказки? - Кто рассказывал мифы, передавал их людям, сохранял их? - Почему создавались мифы? - Каково значение мифов для человека древности? - Как вы считаете, когда мы говорим о мифах, мы имеем в виду только Древнюю Грецию? 4. Работа с книгой Н. Куна (Слайд 3 – 7) Эллины (древние греки) считали, что сначала существовал Уран (хаос), следом за ним возникла Гея (Земля) и Тартар – глубочайшие недра Земли. Гея породила титанов. Затем появились боги, победившие титанов и свергнувшие их в Тартар. Местом своего пребывания боги избрали гору Олимп. Они установили порядок и гармонию в мире. Любые события совершались по воле богов. Самое маленькое событие, верили греки, - это знак, который указывает на волю богов. Оракулы истолковывали эти знаки. Итак, мифология античности – это прежде всего Олимп, гора богов, где царит громовержец Зевс в окружении блистательных и всемогущих. «Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон…» (читаем фрагмент книги Куна «Боги Древней Греции». – М., 1992, стр. 7-9) - Каким вы представляете Олимп и его обитателей? Слушаем ответы, дополняем и обобщаем их. Олимп – это игра солнца и света, золота и лазури, величественность и красота богов, ведущих себя зачастую как простые смертные. - Почему мифы Древней Греции называют сокровищницей мировой культуры? 5. Работа с репродукциями (Слайд 8-15) Древнегреческая мифология – источник творчества поэтов, писателей, художников, скульпторов, композиторов. Рассмотрим некоторые репродукции на мифологические темы, расскажем, какие мифы легли в основу сюжета картин. Если некоторые сюжеты незнакомы, о картине рассказывает учитель или ученикам дается домашнее задание: найти миф, ставший основой сюжета картины (по желанию).
Современное человечество заимствовало у Древней Греции множество слов и понятий. Например, название многих планет, звезд и созвездий Солнечной системы взяты из античной мифологии: Юпитер, Сатурн, Марс, Нептун, созвездия Ориона, Плеяды и др. Из античных времен пришли к нам и некоторые устойчивые выражения, крылатые слова. Вспомним мифы, из которых они взяты и определим их значение. 7. Игра – конкурс «Олимпийские игры» (Слайд 18-23) Слово учителя: Начинаются Олимпийские интеллектуальные игры, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам. В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. Будем считать, что, читая мифы, вы прошли эти испытания и допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки. За каждый правильный ответ игрок получает фишку – лавровый листок. В первом туре участвуют все игроки. Во второй тур выходит примерно половина участников в зависимости от числа набранных фишек. В третьем туре побеждает тот, кто не только объяснит значение фразеологизмов, но и расскажет об их происхождении. В четвертый тур выходит 4 человека. В пятый тур выходит 2 человека. Пятый тур «Борьба» - последний вид пятиборья. Он выявит победителя олимпиады. Честная борьба выявила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна всем участникам нашей Олимпиады! |