Скачать 198.85 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №3 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края Рассмотрена ШМО Утверждена директором «____»_______2011г МОУ НОШ №3 с.Троицкое Запека Л.З_____________ «____»_________2011г Утверждена педагогическим советом протокол № __________ от __________________ Рабочая программа творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство народов Дальнего Востока»» для детей 3-4 класса на 2013-2015г. Руководитель Бельды В.В, педагог доп.образования 2011г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Художественная обработка и изготовлений изделий из рыбьей кожи в декоративном творчестве пришли к нам из глубины веков. Они были известны у многих народов нашего края. Учащиеся учатся видеть и ценить природу и традиции нашей Родины, у них воспитывается любовь к народному творчеству. Программа создает необходимые условия для свободного самовыражения и художественного творчества и ребенка она профессионально - прикладная, дающие навыки, умения творить . Изготовление сувениров из рыбьи кожи – это занятие исключительно творческое, способное побуждать и развивать детскую фантазию. Вместе с тем рукоделие важный компонент трудового обучения детей. Занимаясь им, дети приобретают навыки шитья, работы с ножницами, иглой, клеем развивают глазомер, объемное мышление. В свободное время дети приобщаются к новому виду творчества мультипликация, которая органично объединяет эстетическое и трудовое воспитание и развитие для полноценного досуга детей. - Состав групп постоянный - Набор детей свободный, проводится по желанию детей и родителей. Программа рассчитана на учащихся имеющих достаточное развитие и художественное воображение, детей желающих научиться народному искусству игрушек. Возраст учащихся 3 год обучения – 9-10 лет 4 год обучения- 10-11 лет Количество часов в неделю 3 год обучения – 2 часов 4 год обучения -2 часа Занятия проводятся 2 раза в неделю с каждой группой Количество часов за год 3 год обучения – 68 часов 4 год обучения – 68 часов Программой предусмотрены мероприятия: экскурсии в музей, участие в конкурсах, выставках района, края, вечера встречи с мастерицами прикладного искусства, викторины, загадки, также участие во всех мероприятиях. Работа объединения по изготовлению изделий представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся, ознакомления их с рабочими профессиями (мастер по обработке рыбьей кожи, швея мотористка, лекальщик, раскройщик.) и традиционными народными промыслами, развитию которых в настоящее время уделяется большое внимание (экскурсии, встречи). Цель программы Развитие мотивации к занятиям декоративно – прикладным искусством. Формирование трудовых навыков. Задачи программы:
Тематический план 3 год обучения
4 год обучения
Творческий отчет (выставка) о проделанной работе за учебный год: показ игрушек, чаепитие, викторина, игры, дискотека. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ Обучающий процесс в программе построен на принципах последовательности и системности, единства учебно-воспитательного процесса и образа жизни. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает творческую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, промыслах народной игрушки, промышленное производство игрушки. Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических зарисовок, изготовление (раскрой, пошив, оформление) игрушек-сувениров. Темы программы связаны с искусством, особенностями народного ремесла района (темы: история народной игрушки, костюма, узора) используются такие формы работы как экскурсии, встречи, беседы с мастерами прикладного искусства. Для поддержания интереса детей к занятиям используются нетрадиционные формы: - игра - посиделки - конкурсы - промежуточные просмотры выставок - беседы - физ. минутки Методы обучения, методические приемы выбираются с учетом знаний и практических навыков, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года. В начале деятельность направляется на правильное выполнение приемов, качество исполнения, затем отрабатываются эти приемы. Широко используются методы: наглядный и аналитический. Выполнение заданий в группе обычно проходит неравномерно, поэтому проводится и индивидуальная работа. Используется коллективная форма работы (при изготовлении подарочных сувениров). Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Здесь наиболее подходящая форма оценки – это организация просмотров выполненных работ. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материалы, инструменты, приспособления - ткани, мех, драп, сукно, трикотаж и др. - простые нитки для шитья игрушек - шерстяные нитки всех расцветок для волос, бороды, усов – для любой игрушки - тесьма, цветные ленты, кружева, пуговицы, кнопки - поролон, синтипон, вата, проволока, ножницы, иголки, булавки, наперстки, проволочная щетка, для расчесывания меха, плоскогубцы, кусачки и т.д. - швейные иглы для машинки - мел, клей БФ для ткани, кожи, драпа, клей «Момент», «ПВА», клей конторский для бумаги, простые краски, акварельные, фломастеры, простые карандаши, линейки, стиральные резинки. - альбом для выкроек – лекал, простые тетради, пластилин, цветные бумаги картон выезды за пределы с. Троицкое, с. Найхин, г. Хабаровск, с. Лидога, Д.Мыс, Дада. - на вечера встречи, конкурсы, выставки и другие мероприятия ПОМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ - комплект мебели для хранения и показа, наглядных пособий, инструментов и приспособлений - столы, стулья - настенная доска для выполнения чертежей, выкроек, швейные машинки, электрический утюг. НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ Книги, журналы с выкройками игрушек сувениров, цветные диапозитивы, слайды, цветные учебные диафильмы. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ Занятия планируется проводить не только в ЦВР, но и на природе, в музее. Программа объединения предусматривает встречи с мастерами прикладного искусства. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностными результатами изучения курса в 3 классе является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений: ЗНАТЬ: - правила техники безопасности - правила пользования электрическим утюгом - инструменты, материалы - историю развития народной мягкой игрушки - уметь владеть простейшими швами: шов вперед иголкой, назад иголкой, через край, делать узелки в конце и в начале шва, вдевать нитку в ушко и т.д. УМЕТЬ: - различать материал (ткани) ситец, сатин, шелк, шерсть, драп, сукно, искусственный и натуральный мех - пользоваться готовыми выкройками - работать в коллективе - шить простейшие игрушки, поделки из ткани, меха и драпа - работать с иголками, ножницами. Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений: - Знать правила раскроя, соединение и оформление деталей игрушек - что такое выкройки и их хранение - уметь пользоваться выкройками-лекалами, различать детали игрушек - шить плоские комбинированные игрушки, сувениры из ткани, кулоны - знать что такое нитки, тесьма, ленты, кружева ткани, мех, драп и какое применение в работе - уметь работать в коллективе - самостоятельно изготовить сувениры, поделки из ткани, меха, бумаги. - Знать швейную машинку и уметь работать на ней - шить плоские комбинированные, объемные игрушки из меха, драпа, ткани - владеть основными приемами исполнительского мастерства - применять собственные цветовые, сложные орнаментальные решения в русле народных технологий - анализировать собственные творческие работы, выставки, ярмарки, акции милосердия РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ Результатом работы является выставки, где дети показывают свое умении творить. Предполагаются выставки, просмотры промежуточные по окончанию выполнения задания, выставки к праздникам, выставка посвященная дню учителя, 1 сентября, 8 марта, дню Победы и др. Выставки – отчеты за 1 четверть, за 1 полугодие, за 3 четверть и за год – творческий отчет Творческие работы учащихся Самостоятельная по выбору: Вводный курс обучения – матрешка, щенок, сердечко. 1 год обучения – Питон «Каа», собачка, медвежонок, мышка, кролик. 2 год обучения – котенок, забавные мордашки, олень Красный нос, снеговик, ослик, ежи 3 год обучения – лежачая игрушка «крокодил», ворон «Клив», рождественская елка, верблюд, медведь «Топтышка», кот «Сосискин», божья коровка. Изменение экспозиции в ЦВР 2 и 3 года обучения в оформлении - выполнение заказов других объединений 3 год обучения - подготовка и участие в других досуговых мероприятиях на основе коллективной творческой деятельности 1-й, 2-й, 3-й года обучения - посещение музея, выставок, вечера встречи, утренники, конкурсы. КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 год обучения – конкурс «На лучший рисунок игрушки» 4 год обучения – конкурс «На лучшую игрушку» ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Объединения игрушки – сувениры «Золотая иголочка» Сентябрь – «Здравствуй – золотая осень» - вечер посвященный осени, викторины, загадки, знакомство, чаепитие, дискотека, игры Цель – сплотить коллектив объединения - Выставка посвященная дню знаний 1 сентября - Беседа «Тайна старого сундука» (для младших групп) - Экскурсии в музей, на природу - С 1 классом игры на воздухе, викторины загадки, читка книг, конкурсы (начальная школа №3) Октябрь – Выставка посвященная дню учителя. Цель Воспитание внимания - Акт милосердия № Каждому ребенку по игрушке в д/дом «Радуга» (малышей концерт, игры, загадки, вручение подарков) Цель – воспитание доброты, чуткости - Посвящение в кружковцы - Участие детей в экологическом конкурсе Цель – любовное отношение к природе - Сшить игрушки – сувениры для пожилых людей – уважение к старшим. Ноябрь – выставка - Выставка посвященная дню милиции, соблюдение традиций - Выставка посвященная дню матери - Мини – выставка в лесозаводской начальной школе №3 – 1 класс - Итоговые выставки за 1 четверть. Декабрь – Мастерская Деда Мороза (вырезание снежинок, гирлянд, масок и др.) - Беседа о мягкой игрушке – ознакомить детей с историей игрушки, поделками - Участие в конкурсе поделок Январь – участие в новогоднем утреннике - выставка за 1 полугодие - поход - выездная выставка Февраль – Март – Выставка – дню защиты отечества, дню 8 марта - Вечер – встреча с мастерицами Апрель – Май – Выставка «Умелые ручонки» - начальная школа №3 Прощание с 1 классом совместно с классным руководителем - Выездные выставки по школам №1, №2, №3 – в течении года - Итоговая выставка - Физ.минутки – в течении учебного года. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА При работе с иголками, булавками. 1. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца. 2. При шитье не пользоваться ржавой иглой т.к. она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец. 3. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы (их надо вкалывать в специальную подушечку). 4. Нельзя перекусывать нитку зубами, т.к. можно поранить губы. 5. Иголки необходимо хранить в игольнице, а булавки в коробочке с крышкой. 6. Сломанную иглу следует отдать педагогу. 7. Не отвлекайся во время работы с иглой. ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ 1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты. 2. Следить, чтоб ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя и твоих товарищей. 3. Передать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. 4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины. 5. Не играть ножницами, не подносить к лицу. 6. Следи за движением лезвий во время резания. 7. Работай с хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 8 Ножницы должны иметь тупые, округленные концы. 9. Используй ножницы по назначению. ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОУТЮГОМ
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ
|