Скачать 417.85 Kb.
|
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Центр образования» пос. Варламово муниципального района Сызранский Самарской области
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Волшебный сундучок идей» Тип программы: адаптированная Срок реализации: 2 года Возраст обучающихся: 7-18 лет Составил: Веселова Н.В., Педагог дополнительного образования 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В Концепции модернизации российского образования подчёркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Программа ориентирована на реализацию общих целей дополнительного образования детей, связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах . При осуществлении программы реализуются потребности общества ( села,города, области): в занятости детей во внеурочное время, в том числе в вечернее и во время школьных каникул, обучение детей рукоделию, может быть востребовано в дальнейшем и как профессиональное ориентирование. Дополнительная образовательная программа «Волшебный сундучок идей»,является прикладной и носит практико-ориентировочный характер, направлена на овладение детьми основными приемами бисероплетения ,макраме, изонити , бумажного моделирования ,лоскутного шитья ,квиллинга ,оригами ,холодного фарфора ,изготовление народной куклы и др. Содержание программы направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности ,трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Актуальность программы «Волшебный сундучок идей» , заключается и в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, лоскутного шитья ,и изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Через знакомство и приобщение детей к разным видам искусства , оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальным традициям, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание. Конечно, когда речь идёт о малышах, они это скорее чувствуют, нежели понимают, но роль осознания себя, как части культуры Родины, в дальнейшем воспитании переоценить невозможно. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.Еще20 лет назад родителям и детям приходилось больше работ делать руками (перебирать крупу,стирать белье и т.д.-),сейчас же все заменяют машины.Следствие этого –неготовность большинства детей к письму,многие (из личной практики)испытывают проблемы с простым вырезанием ножницами даже бумаги.А речь и работа мелкой моторики рук, как мы знаем тесно взаимосвязана.Занятия помогают ребенку быстро и незаметно подкорректировать все эти трудности. Программа соответствует различным потребностям детей и их родителей, т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности школьников приходящих в объединение. Гибкость и многоуровневая структура программы позволяет заниматься в объединении младшим школьникам, имеющим задержку развития, проблемы со здоровьем и в тоже время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым обучающимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. Практика показала универсальность программы: по ней с успехом могут заниматься ,как одарённые дети, так и дети имеющие нарушения в развитии. Им программа помогает в социальной адаптации. Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу). Новизна программы в том, что она состоит из множества блоков ,что позволяет ребенку быстро развиваться и совершенствоваться ,не стоять на месте ,что очень важно ,так как на практике,уже доказано, что дети быстро устают от одного вида работ .Освоив определенный вид искусства –ребенок переходит к следующему новому блоку ,что позволяет сохранить интерес к дальнейшей работе в объединении .Новизна заключается так же в использовании сравнительно новых видов техник POP-UP ,Айрис-Фолдинг. Программа предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся. Обучение детей и подростков по данной образовательной программе позволяет придать её реализации комплексный характер: – происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни; – постигается важная сторона истории, народной духовной практики, что необходимо для формирования зрелой гражданской позиции; – вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной и зарубежной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения как к своему культурному наследию ,так и культуре других стран; – формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности. При разработке данной программы учитывались особенности детской и подростковой психологии, а так же запросы обучающихся в объединении. Кроме того, работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические особенности детского и подросткового возраста и применять в программе здоровье сберегающие технологии. Цели программы – создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить познавательный интерес к рукоделию и творческой деятельности на тематической и технологической основе изучения разных видов искусства и этнографического материала. -подготовка детей к самостоятельной жизни в современном мире ,и дальнейшему самоопределению. Задачи:
Программа носит образовательный характер. Занятия по программе помогают привить уважение к труду, приобщиться к народной культуре, своим национальным корням. Программа ориентирована на детей разных возрастных групп-от7 до 18 лет.Программа рассчитана на 2года обучения. Максимальное количество детей в группе –15 человек.Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Второго года 3раза в неделю по 2 часа. Структура занятий :организационное время-5 минут, основная часть-30 минут(теория ,практика),заключительная часть – 10 минут. Программа строится с учетом основных методических принципов:
Формы и методы обучения: Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы. Другие формы:
Отдельно как форму можно выделить общественно-полезный труд, где дети шьют небольшие применение в работе. Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:
Деятельностный подход в обучении реализуется через использование метода проектов – что связано с более глубоким изучением культурологического аспекта программы на этапе совершенствования мастерства. Используются информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе (подготовка материалов к занятиям, компьютерные презентации и т.д.) Используется технология коллективной деятельности и этно- педагогические методы образования: - передающие знания традиций и обычаев народа (народные праздники, игры, фольклор); - методы включения ребёнка в деятельность (игровую, обучение ремеслу); - методы, регулирующие поведение (социализация личности посредством фольклора – развитие отношения к себе, труду, окружающим, искусству). Обучение включает следующие методы и приемы:
2.Занятия практические и теоретические как социально - организованные методы обучения. 3.Индивидуальная работа 4.Социализация, как приобретение социального опыта через совместное участие в конкурсах, праздниках. 5.Проблемно – поисковый метод:
6.Социоконструкция (самостоятельное построение творческого процесса, создание результата) 7.Диалоги, беседы ( на философские темы о смысле жизни, о мире, нахождении своего места макро – и микромире и т.д.) Прогнозируемые результаты и способы их проверки Обучаемые в конце первого года должны знать: – основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства; – освоят основные техники выполнения лоскутного шитья; будут уметь составлять несложный узор для лоскутных блоков; изделия для реализации, в результате которого не только наблюдают востребованность результатов своей работы, но и обеспечивают возможность заниматься в объединении бесплатно, приобретая на заработанные средства расходный материал для занятий. – узнают и овладеют основными законами композиции изделий; – овладеют технологией кройки деталей из ткани и собирания их в полотно; – будут уметь выбирать нужную ткань для лоскутного шитья. -основные базовые схемы модульного оригами, -самостоятельно составлять и придумывать композицию, -способы крепления нитей,проволоки разные техники плетения бисером, -основные элементы скруток в технике квиллинг, -как использовать в декоративных целях различные предметы и материалы. Результат образовательного процесса при обучении и воспитании детей в процессе работы в объединении «Волшебный сундучок идей» складывается из: -интереса и приобщения к различным видам рукоделия, -умения гармонично подбирать цвет лент ,бусин, бисера ,лоскутков ,бумаги в изделиях, -желании работать с различными материалами ,радовать друзей и близких своими подарками, -приобретения необходимых личностных качеств :аккуратности ,усидчивости, заинтересованности в работе. -открытие для себя новых возможностей в проявлении фантазии, выдумки, творческой заинтересованности. Педагогический контроль. Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития. Формы контроля: Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль. Промежуточный контроль: выполнение контрольных и творческих работ по темам Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества, защиты проекта Критерии отбора работ:
Кроме этого в течение года воспитанники участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами. Однако следует оговориться, что контроль знаний в группах должен осуществляться строго дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка. Календарно – тематическое планирование первого года обучения
|