Скачать 222.08 Kb.
|
АНАЛИЗ методической работы МБОУ ДОД «Дом детского творчества» за 2011-2012 учебный год Содержание Введение 1. Основные направления работы 2. Реализация основных направлений работы: Направление 1. Организационно-педагогическая деятельность. Управление методической работой. Направление 2. Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов Направление 3. Работа с педагогическими кадрами Направление 4. Работа с родителями Направление 5. Контрольно-оценочная деятельность педагогов Направление 6. Методическое сопровождение инновационной деятельности
Введение МБОУ ДОД «Дом детского творчества» - это учреждение, ориентированное на работу с детьми, имеющими устойчивую положительную мотивацию к творческой деятельности. Основная цель ДДТ - создание условий для оптимального развития всех детей, включая и одаренных, и тех, чья одаренность пока не проявляется в ощутимых результатах. Именно это является особенностью ДДТ в системе образования района. В течение 2011-2012 учебного года в ДДТ функционировало 32 детско-подростковых объединения, которые посещали 325 детей. Из них детей из малообеспеченных, социально неблагополучных, многодетных семей - 7, детей и подростков, испытывающих трудности в социально-психологической адаптации - 4. Всего в ДДТ на постоянной основе работает 12 педагогов, 2 являются совместителями.
Работа Дома детского творчества ведется в соответствии с календарно-тематическими годовыми планами. План участия в областных и районных мероприятиях выполнен полностью. Коллектив ДДТ находится в постоянном творческом поиске и работает над развитием своих потенциальных возможностей. Происходит стабильное развитие методической структуры, наращивается содержание ее деятельности. Стратегическая цель методической работы — создание благоприятных условий для повышения профессионального мастерства, творческого роста и качества труда педагогических работников. Задачи методической службы: 1. Осуществление непрерывного повышения квалификации педагогов. 2. Информационное и информационно-методическое обеспечение образовательного процесса. 3. Формирование и реализация единой методической темы ДДТ. 4. Формирование, выявление, изучение, обобщение и распространение результативного педагогического опыта. 5. Создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов. 1. Основные направления работы: Педагогический коллектив ДДТ в 2011-2012 учебном году работал над методической темой: «Методическая подготовка педагога дополнительного образования как условие повышения результативности образовательного процесса». Цели работы:
В 2011-2012 учебном году перед педагогами ДДТ ставились следующие задачи: - повышение эффективности процесса обучения; - развитие, а в некоторых случаях формирование специальных способностей учащихся; - развитие дополнительных (по отношению к процессу усвоения знаний) возможностей учеников; - обучение и развитие педагогов, повышение их квалификации; - выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педагогического коллектива; - методическое обеспечение осуществления образовательного процесса. Методическая работа в ДДТ организована как деятельность, направленная на успешную организацию образовательного процесса и состоит из шести основных направлений: организационно-педагогическая деятельность, управление методической работой; информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью; контрольно-оценочная деятельность педагогов; методическое сопровождение инновационной деятельности. Для организации работы по всем этим шести направлениям разработан план методической работы на учебный год, в котором четко выделены основные цели и задачи и те организационно - методические мероприятия, которые позволяют их реализовать. 2. Реализация основных направлений работы Направление 1. Организационно-педагогическая деятельность, управление методической работой Задачи: Обеспечение контроля и анализ результатов исполнения плана методической работы. Исходя из общей методической темы года, проведены три заседания педсовета:
Определены репертуарные планы на 2011-2012 учебный год
Проведены четыре заседания методического Совета:
Документация по УВР систематизирована следующим образом: 1. Нормативная документация Нормативные документы Журнал учета работы с нормативно-правовыми документами Входящие нормативно-правовые документы 2. Концептуальная документация Устав МБОУ ДОД «Дом детского творчества» Районные комплексно-целевые программы Программа развития МБОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2007-2012 годы Целевые комплексные программы 3. Рабочая (учетная) документация Планы работы Дома детского творчества (на год, месяц) Перспективные планы работы объединений Образовательные программы объединений Рабочие материалы, инструкции Расписание занятий 4. Отчетная документация Аналитико-статистический годовой отчет (Публичный доклад о состоянии и развитии «Дома детского творчества») Справки, оперативные информационные сообщения Материалы по педагогическому составу и работе с кадрами Дома детского творчества Отчеты о работе объединений Открытые занятия. Журнал регистрации открытых уроков Журнал регистрации посещения занятий 5. Входящая документация Семинары работников образования Положения о районных конкурсах Положения об областных, республиканских, международных конкурсах Приказы о командировании Справки о проверках, решения отдела образования р.п. Мучкапский, других вышестоящих организаций 6. Материалы по направлениям деятельности Профилактика девиантного поведения, работа с детьми девиантного поведения Работа с одаренными детьми 7. Методическая копилка Семинары Материалы педсоветов Тематические материалы Документация методической службы систематизирована следующим образом: 1.Методическая служба ДДТ Нормативная документация Приказ о назначении методиста, определение функциональных обязанностей Правила организации и осуществления учебно-методической работы Приказы об организации методической работы Положение о методическом совете Планирование методической работы Анализ методической работы (предыдущий год) План работы методической службы Перспективный план повышения квалификации педагогов Методическое обеспечение повышения квалификации Личные карточки учета данных педагогов Передовой педагогический опыт Методическая копилка Входящие документы 2.Аттестация Нормативная документация Об утверждении Правил аттестации педагогических работников Приказ аттестационной комиссии отдела образования о присвоении и подтверждении категорий Заявления на аттестацию Аттестационные листы Мероприятия по проведению аттестации План мероприятий ДДТ по проведению аттестации педагогических работников Методическая копилка Удостоверения о присвоении, подтверждении категории Копии сертификатов и удостоверений Список аттестующихся педагогов Анкета аттестуемого учителя Индивидуальные планы аттестации В результате проверки ведения документации педагогами было выявлено следующее: при заполнении журналов, написании поурочных планов некоторые педагоги испытывают затруднения. В течение года помощь оказывалась по мере поступления запроса со стороны педагогов. Направление 2. Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогов Задачи: Обеспечить методическую поддержку деятельности педагогов с целью реализации их творческого потенциала В данном направлении были проведены следующие мероприятия:
Направление 3. Работа с педагогическими кадрами Задачи: Сопровождение профессионального роста педагогов, обобщения и представления педагогического опыта Проведены районные семинары, мастер-классы:
Обобщение и распространение передового педагогического опыта, презентация опыта работы. Основная цель изучения, обобщения, презентации и распространения передового педагогического опыта – создание условий для рефлексии педагогами своего профессионального пути, получения обратной связи. Методической службой ведется работа по накоплению, обобщению и распространению передового педагогического опыта. Для ее более рациональной организации используется следующее: Проведены открытые уроки на уровне ДДТ и района:
Организовано прохождение курсовой подготовки:
Педагоги готовили учащихся к конкурсам:
Педагоги участвовали в различных конкурсах:
Результаты аттестации В 2011-2012 учебном году через аттестационные испытания прошли четыре педагога
Направление 4. Работа с родителями Задачи: Освоение эффективных форм организации образовательной деятельности учащихся. Выявление и накопление успешного опыта работы педагогов в данном направлении. В 2011-2012 учебном году проведены два общих родительских собрания, диагностика степени удовлетворения родителей качеством предоставляемых образовательных услуг. Родители оценивают работу коллектива педагогов дополнительного образования ДДТ положительно. Направление 5. Контрольно-оценочная деятельность педагогов Задачи: Обеспечение контроля и анализ результатов работы педагогов В начале 2011-2012 учебного года были составлены графики посещения занятий, открытых уроков, циклограмма методической работы. Намеченное выполнено полностью, написаны справки по итогам контроля деятельности педагогов. Направление 6. Методическое сопровождение инновационной деятельности Задачи: Создание условий для освоения педагогами новых технологий, осознанного применения их в своей деятельности Результатом осмысления проблем и задач дальнейшего развития ДДТ как образовательного учреждения стало создание «Программы деятельности Дома детского творчества на 2012-2015 годы». Цель программы развития: создание условий и механизмов устойчивого развития ДДТ как учреждения дополнительного образования, обеспечение качества на основе сохранения лучших традиций и учета новых социокультурных условий. Задачи программы: разработка и реализация стратегии развития ДДТ в едином образовательном пространстве р.п.Мучкапский, сохранение и расширение услуг дополнительного образования детей; создание условий для увеличения охвата детей различными направлениями образовательной и творческой деятельности при соблюдении принципов общедоступности и добровольности; совершенствование и обновление содержания, форм, методов, технологий образовательной деятельности в сфере дополнительного образования детей. Затем через проведение открытых мероприятий осуществлялось осмысление педагогами современных требований к работе педагога дополнительного образования. Цель работы методиста в этом случае - создание режима потребностей в презентации педагогами своих успехов, освоение современных педагогических технологий, публикации своих разработок в периодической печати различного уровня. При реализации образовательной деятельности педагоги всех направлений сталкиваются с проблемой дефицита или отсутствия программно-методического обеспечения. Таким образом, руководители объединений творчески перерабатывают методические рекомендации педагогов, работающих в аналогичном направлении, разрабатывают самостоятельно программное содержание. Результативность намеченного объема и качества образовательных услуг корректируется или подтверждается через апробацию в процессе образовательной деятельности. Программы проходят апробацию, корректируются, обновляются с учетом современных требований к оформлению образовательных программ. На данный момент реализуются следующие проекты и программы: «Счастливый дом», «Кукольный театр», «Выжигание», «Прелестинки», «Рукопашный бой», «Настольный теннис» и др. 2. Внедрение педтехнологий В процессе поиска подходов, обеспечивающих эффективность обучения, педагоги ДДТ осваивают современные педагогические технологии. Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом. Необходимо отметить, что применение педагогических технологий не всегда связано с полнотой научного обоснования, чаще оно происходит под воздействием ситуативных требований. Отсутствие в ДДТ жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику образовательной деятельности. 3. Внедрение ИКТ-технологий В проведении занятий и мероприятий педагоги используют ИКТ-технологии на функциональном уровне. Ими успешно создаются слайдовые тематические презентации, стендовая информация, осуществляется работа с Интернет-ресурсами. Все педагоги овладели навыками работы на компьютере и технологией поиска информации в сети Интернет. 3. Заключение Анализ работы методической службы ДДТ позволяет сделать следующие выводы: 2011-2012 учебный год можно с уверенностью назвать периодом стабильной работы методической службы. В ДДТ создана комфортная образовательная и воспитательная среда, как для педагогов, так и для их воспитанников, позволяющая развивать творческие способности. |