Скачать 0.59 Mb.
|
МБОУ Мучкапская средняя общеобразовательная школа
. Рабочая программа по физической культуре 1-11кл. Составитель: учитель физической культуры Кащеева Т.Н 2012Г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника /крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную работу./ Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач: -укрепление здоровья, воспитание гармоничной физически развитой личности; -обучение жизненно важным умениям и навыкам; -развитие двигательных /кондиционных и координационных/ способностей; -приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; -воспитание у учащихся потребностей и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности, укрепления своего здоровья, организации содержательного досуга; -содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности; -целенаправленное формирование активной познавательной деятельности на уроках физической культуры. Система физического воспитания в школе включает в себя: -уроки физической культуры ; -внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; - система мер профилактики несчастных случаев, преодоления нестандартных ситуаций. Объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, система создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе лежат идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. В целях решения задач физического воспитания, деятельность учащихся направляется на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации, на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, - 1 – воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьники учатся способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. * * * Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ. Настоящая комплексная программа* имеет три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в 1—4, 5—9 и 10—11 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Предваряют этот материал задачи физического воспитания и показатели физической культуры учащихся начальной, основной и средней школы. Первая часть программы регламентирует проведение уроков физической культуры. Вторая, третья и четвертая части программы предназначены для педагогического коллектива школы. Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры, учителей начальной школы, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций, родителей. ________________ Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны ведутся по специальным программам в соответствии со степенью заболевания и состоянием здоровья каждого ученика. - 2 – РАЗДЕЛ 1. 1-4 КЛАССЫ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ Задачи физического воспитания учащихся 1—4 классов направлены на:
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ В результате освоения Обязательного минимума содержания /учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры Знать и иметь представление:
- 3 –
. о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
Уметь: • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формировании правильной осанки; . вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
Демонстрировать:
Двигательные умения, навыки и способности: В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности. Бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений. Отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-9 шагов. Преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий. Прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180—360°; проплывать 25 м. В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1—3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек. В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5-1 кг с соблюдением правильной осанки); лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять опорный прыжок с мостика через козла или коня высотой 100 см; ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сед, выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1—4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола. В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол). Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей (табл. 1). Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности. – 5 - Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам). Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий. Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определены региональными и местными органами управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) стоит из углубленного изучения волейбола и баскетбола, знакомства с правилами футбола, бадминтона и «Русской Лапты» и включает в себя следующие способы владения мячом и технической подготовкой: перемещения без мяча, и с мячом, ведение правой и левой рукой, остановки и падения, овладение техникой бросков и передач. Таблица 1
1 Уровень физической подготовленности учащихся 7—10 лет - 6- |