ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного образования, Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича (М.: Просвещение, 2012 г.). В рабочей программе учтены следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. №329-Ф3 (ред. от 21.04.2011 г.);
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р;
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;
Задачи физического воспитания направлены на:
- содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
- углубленное представление об основных видах спорта;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.
Реализацию программы в учебном процессе обеспечивает учебник: Виленский М.Я. Физическая культура 5-7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений, М., «Просвещение». Методическая поддержка: Виленский М. Я., Чичикин В. Т., Торочкова Т. Ю. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение».
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» в основной школе вводится как обязательный предмет, на его преподавание отводится 102 часа в год.
В программе материал делится на 2 части – базовую и вариативную. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по волейболу. Для прохождения теоретических сведений выделяется время как в процессе уроков, так и отдельно 1 час в триместре.
Важной особенностью образовательного процесса является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию раздела, так и по мере освоения умений и навыков.
Распределение учебного времени освоения программного материала по физической культуре
№ п/п
| Вид программного материала
| Количество часов (уроков)
| 1.
| Базовая часть
| 75
| 1.1.
| Основы знаний о физической культуре
| В процессе урока
| 1.2.
| Спортивные игры (баскетбол)
| 18
| 1.3.
| Гимнастика с элементами акробатики
| 18
| 1.4.
| Легкая атлетика
| 21
| 1.5.
| Кроссовая подготовка
| 18
| 2.
| Вариативная часть
| 27
| 2.1.
| Волейбол
| 27
|
| Итого
| 102
| Содержание курса
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
Естественные основы
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Социально- психологические основы
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
Культурно-исторические основы
Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Приемы закаливания
Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правило, дозировка).
Подвижные игры
Волейбол
Терминология игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
Терминология игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика с элементами акробатики
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Легкоатлетические упражнения
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Демонстрировать
-
Физические
способности
| Физические упражнения
| Мальчики
| Девочки
| Скоростные
| Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с.
| 9,2
| 10.2
| Силовые
| Прыжок в длину с места, см.
| 180
| 165
| Лазание по канату на расстояние 6 м, с.
| 12
| -
| Поднимание туловища, лежа на спине, руки за головой, кол-во раз
| -
| 18
| К выносливости
| Бег 2000 м, мин.
| 8,50
| 10,20
| К координации
| Последовательное выполнение 5 кувырков, с.
| 10,0
| 14,0
| Броски малого мяча в стандартную мишень, м.
| 12,0
| 10,0
| |