Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 262.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.03.2014
Размер262.74 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Культура > Исследовательская работа


Исследовательская работа

Тема:

«Уроки доброты А.В.Костюнина- «лекарство» для детских ранимых душ» (По книге «В купели белой ночи»)

Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………………...2

2. Уроки доброты А.В. Костюнина – «лекарство» для детских ранимых душ (по книге «В купели белой ночи»)………………………………………......4

2.1. Необыкновенный дар А. В. Костюнина – затрагивать чувства……..…..4

2.2.Как душа обретает крылья. Жизнь и творчество А.В. Костюнина……..6

3. Анализ произведений по теме «Уроки доброты…. »:

3.1 Проблема ответственности взрослых перед детьми в рассказе «Рукавичка»……………………………………………………………………….8

3.2 Уроки любви, веры, неравнодушия. (По рассказам «Вера», «Деньги», «Поводырь»). Роль учителя в нравственном воспитании ребенка……...…12

3.3 Испытание на человечность в рассказе «Совенок»………………………14

4. Заключение…………………………………………………………………..….19

5. Библиография……………………………………………………………….….21

6. Приложение. Презентация


  1. Введение

Тема исследовательской работы: «Уроки доброты А.В. Костюнина – «лекарство» для детских ранимых душ». (По книге « В купели белой ночи»)

Эпиграф:

«Самые нежные растения прокладывают

путь через самую жёсткую землю...

Так и доброта. Ничто не может сравниться

с силой доброго, искреннего человека!»

(Г.Того)

Актуальность исследования: Дети – чистейшее проявление человеческой сущности. Душа каждого ребенка – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного им в семье и в школе.

Пропаганда насилия, жестокости с экранов телевизоров, со страниц модных журналов и газет, со страниц Интернета растлевает детские души, заполняя их безнравственностью.

Но против бездуховности есть мощное средство – художественная литература. Огромна роль и самого писателя в нравственном воспитании ребенка. Писатель сам должен быть в первую очередь добрым, порядочным человеком, тогда он сможет раскрыть тайну детской души, ее высокое и прекрасное начало.

Цель исследовательской работы: проследить в произведениях А.В.Костюнина влияние взрослых, учителей, сверстников на формирование души, характера, судьбы ребенка.

Объектом исследования являются дети в рассказах А. Костюнина.

Предмет исследования – особенности детской ранимой психики

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1.Пробудить интерес к произведениям А.В. Костюнина о детях.

2. Дать анализ рассказов по заданной теме.

3.Выявить их композиционное единство.

4.Обобщить лучшие, по мнению автора, черты в облике детей.

Методы исследования:

  1. Лингвистический анализ текста.

  2. Сравнительный анализ текстов.

  3. Комментирование текстов.

  4. Блиц-опрос.

Вид работы – поисково-реферативный.

2.Уроки доброты А. В. Костюнина – «лекарство» для детских ранимых

душ.
Мы шагнули в новый мир, в котором денежные отношения стали вытеснять прежние человеческие, построенные на желании бескорыстно помогать друг другу. Мы утратили былую отзывчивость и тепло души.

Свою исследовательскую работу я посвящаю доброте, которая всегда согревает душу того, кто её сотворил, взаимовыручке, которая спасает нас в сложных жизненных ситуациях.

И уроки доброты нам преподаст А. В. Костюнин, и учиться быть добрыми мы будем у героев его рассказов «Совёнок», «Вальс под гитару», «Поводырь», «Вера» и др.

А такие рассказы – предостережения, как: «Рукавичка», «Сострадание», «Младший брат» - будут учить нас противостоять хамству, злости, равнодушию, насилию.
«Приходят мысли ниоткуда, сами,

Об истине, добре и зле.

И разум, поводырь незрячий,

Ранимая и чуткая душа,

Сознание вдруг делает горячим

И наполняет словом, не спеша»

Эти слова моей сверстницы Татьяны Селезневой близки и мне.
2.1. Необыкновенный дар А. В. Костюнина – затрагивать чувства.

Кто же он, малоизвестный и такой нужный писатель, Александр Викторович Костюнин?

Есть на свете люди, сердца которых таят необыкновенный дар – затрагивать чувства. Осторожно перебирая незримыми пальцами струны нашей души, они пробуждают нас, тревожат и успокаивают. Успокаивают тем, что на Свете есть Добро.

Вот как об этом говорит моя сверстница Аня Левашова:

Открой мне двери, я – Добро.

Не веришь? Зря. Не беспокойся.

Закрой глаза. Дай мне ладонь.

Я – настоящее. Коснись, не бойся.

Среди таких людей, несущих людям добро – писатель Александр Костюнин.
Моё первое знакомство с А. Костюниным состоялось недавно, на уроках литературы. Учительница принесла рассказы из книги А. Костюнина «В купели белой ночи», предложила прочитать некоторые из них к уроку внеклассного чтения и для участия в Международном конкурсе по творчеству автора. Я очень заинтересовалась. В тот же день обошла все книжные магазины и библиотеки, но, к сожалению, желанной книги А. В. Костюнина «В купели белой ночи» не нашла. Огорчению моему не было предела. Но не всё ещё потеряно: есть Интернет. Как очень любознательный человек, я много времени провожу в Интернете в поисках новых книг, авторов. Читаю. К классике это не относится: классические произведения люблю читать, взяв книгу в руки.

Из положения о Международном конкурсе я узнала сайт писателя, нашла, прочитала всё о А. В. Костюнине, прочитала его рассказы о детях. И могу сказать, что А. В. Костюнин – писатель честный, добрый и справедливый.

Он рассказывает нам о жизни, предупреждает нас об ошибках, помогает нам, юным читателям, добиваться счастья.

Не случайно произведение А. Костюнина высоко оценено не только читателями, но и уважаемыми членами жюри во главе с Сергеем Михалковым.

За книгу «В купели белой ночи» Александру Костюнину присвоено звание лауреата премии имени А.И. Куприна с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу и звание лауреата премии С.В. Михалкова в номинации «Лучшая книга 2007 года» России.

Это было высшей похвалой для начинающего писателя. Вот как вспоминает Александр Костюнин об этом дне: «Получив высокую награду, я, волнуясь, поблагодарил председателя жюри:

— Сергей Владимирович, спасибо вам за признание моей книги, за высокую оценку начинающего писателя!

— Вы писатель не начинающий. Вы своего читателя уже завоевали. Вы хороший рассказчик. Я желаю вам того, чего и всем: долгой творческой жизни!»

В 2008 году сборник «В купели белой ночи» А. В. Костюнина был признан лучшей книгой года и рекомендован для включения в школьный учебник «Уроки нравственности».
2.2.Как душа обретает крылья. Жизнь и творчество А.В. Костюнина.

О жизни А. В. Костюнина я узнала не так много, как хотелось.

Родился А. Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с. Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г.Медвежьегорске. Детство и юность прошли там же. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей.

Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в городе Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа «Яхонт», задача которых - обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин - председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации.

Казалось бы, как человек, всю свою жизнь посвятивший оборонной промышленности, «технарь», мог написать такие проникновенные рассказы о детях, об афганской войне, о своем родном Карельском крае?!

Александр Костюнин - творческий человек, и творчество его разносторонне: он увлекается фотографией, рисует, устраивает художественные выставки, организовывает встречи с читателями. Вот как сам писатель характеризует свою деятельность фотохудожника:

«Фотография для меня — это символы, ставшие святыми: Родительский дом, красота Природы, любимая Родина. Это активный поиск людей, близких по духу, людей, для которых перечисленные символы являются своими».
Русский Север обладает магической силой. Мы знаем: оттуда вышел Ломоносов… Стержневой край России! Как мощно «В купели белой ночи» переданы картины Севера, Карелии, царство природы, колорит местной жизни…

Александр Костюнин и по сей день живет и трудится в Петрозаводске, продолжая создавать уникальные произведения, встречается со многими интересными людьми. А.В. Костюнину удалось мастерски создать образы неповторимых, неоднозначных героев. Хочется понять, почему его рассказы о детских судьбах, самых обычных, не оставляют равнодушными никого, как удается писателю удерживать внимание читателя на протяжении всего повествования. Нравственные проблемы в рассказах А. Костюнина глубоки и актуальны.
3.Анализ произведений по теме «Уроки доброты…. ».

Книга рассказов «В купели белой ночи» принята читателями всех возрастов. Книгу обсуждают, хвалят, восхищаются, высказывают недовольство, но равнодушной она не оставила никого.

« Разольются дали манящие,

Раздвигая грани разумного,

Погружаюсь в страниц шелестящие,

Неземные миры Костюнина…»

Я верю каждому слову писателя, отчетливо вижу его героев, погружаюсь в атмосферу их детских и юношеских лет. Между мною и героями Костюнина возникает «диалог душ…»

В нашем жестоком мире, страдающем дефицитом понимания, любви, душевной теплоты, герои Костюнина испытывают горечь от сознания того, какие непоправимые ошибки совершают часто люди. С грустью А. В. Костюнин говорит и о себе: о том, что смолчал там, где нельзя молчать, не протестовал там, где нельзя было оставаться равнодушным…

Его мысли созвучны с мыслями моей современницы Тимофеевой Надежды:

Холодно от человеческой жестокости,

В дрожь бросает равнодушие,

Лихорадит вновь от подлости,

Задыхаюсь от удушия….

Очень часто в своих произведениях А. Костюнин обращается к детству, ведь дети и подростки воспринимают окружающий мир глубже и острее, чем взрослые. Я часто думаю о мальчике из рассказа «Вальс под гитару»: мне кажется, что он находится где-то совсем рядом, смотрит в глаза, говорит со мной негромко и серьезно. Я слышу его музыку… музыку «боли и счастья», прислушиваюсь к её чистому голосу и задумываюсь…

И так каждый рассказ А. Костюнина затрагивает тончайшие струны моей души, волнует. Волнует название книги с метафорическим названием «В купели белой ночи». Что такое купель? Купель – сосуд, в который погружается принимающий святое крещение, первый шаг к очищению от грехов.

Соприкосновение с природой Северного края, края «белых ночей», для автора, а вслед за ним и для нас, читателей, - это тоже открытие тайны, от которой на душе становится чище.

Меня заинтересовало, чем же так нравятся современному читателю, (которого трудно чем-либо удивить) рассказы молодого, малоизвестного автора и почему именно его произведение было удостоено высокой награды. Я обратилась к творчеству Александра Костюнина и открыла для себя целый мир.

Я читала рассказ за рассказом, «глотая», впитывая тот мир, в котором были такие знакомые Орфей и Прима, Нытик - «братья наши меньшие», «Совенок», читала об афганской войне, и теперь хорошо понимаю, почему во время традиционных встреч у памятника погибшим в «горячих» точках, участники молчат, а глаза их наполнены слезами.

Я стала чаще обращаться к своему разуму, к своей совести…

И так не хочется мне потеряться в этой жизни, не хочется стать равнодушной к людям, к их боли, не озлобиться. А в будущем хочу встретить на своем пути настоящих друзей, таких, как Наташа и Серёжа из рассказа А.Костюнина «Совенок».

И все эти эмоции подарил мне Александр Костюнин.

Рассказы Александра Костюнина пропитаны нравственностью и учат нас, юных читателей, живущих в сегодняшнем жестоком мире, добру справедливости и состраданию.

Композиция книги «В купели белой ночи» подчинена одной из главных задач: проследить, кто и что оказывает влияние на формирование Души ребенка.

Итак, открываю книгу «В купели белой ночи» и нахожу своё, родное, созвучное душе и сердцу: «Нытик», «Младший брат», «Орфей и Прима», «Математическое ожидание», «Вера», «Деньги», «Поводырь».

Самые потрясающие из них – «Рукавичка», «Совенок», «Таинство».

(слайд 15 первый, второй)

3.1 Проблема ответственности взрослых перед детьми в рассказе «Рукавичка»
Первый же рассказ «Рукавичка» совершенно ошеломил меня. Сжавшись в комок, я сидела с рассказом в руках и боялась дышать. Мне казалось, шевельнись я, вдохни неосторожно, и уйдет боль, что является свидетельством моей живой души.

Что-то подобное было и в нашей школьной жизни. К сожалению, воровство процветает и в наше время, более благополучное, чем описано в «Рукавичке». И воруют уже не поделки, а деньги, ручки, сотовые телефоны, куртки, даже конфеты. Хотя время у нас не голодное.
«Рукавичка» - пронзительный, щемящий душу короткий рассказ с глубоким психологическим, нравственным подтекстом, рассказ об ответственности человека за свои поступки, о непоправимости допущенных ошибок.

«Рукавичка» - прямой, честный и жизненный рассказ, сюжет которого обыден и прост: Алла Ивановна Гришина повела первоклассников на экскурсию в кабинет уроков труда. Учительница по домоводству сначала рассказала о своём предмете, а потом пустила по партам оформленные альбомы с образцами лучших детских работ. Там были сшитые и вязаные кофточки, рукавички, носочки, шарфики, брючки. Всё кукольного размера…. После урока труда пропала маленькая вязаная рукавичка. Кому-то из детей понравилась пушистая аккуратная вещичка. А потом началось ужасное… Чтобы выяснить, кто взял рукавичку, учительница устроила настоящий обыск и допрос с пристрастием, как будто перед ней не маленькие ученики, а настоящие уголовники. Читать равнодушно об этом невозможно.

Вот фрагмент из рассказа:

«Повисла недобрая пауза. Алла Ивановна цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать.

- Кондроева?

- Гусев?

- Ретукина?

- Яковлев?

Очередь дошла до меня... Двинулась дальше.

Ребята, робея, вставали из-за парты и, понурив голову, выдавливали одно и то же: «Я не брал, Алла Ивановна».

- Так, хорошо, - зло процедила наша учительница, - мы всё равно найдём. Идите сюда, по одному. Кондроева! С портфелем, с портфелем... Светка Кондроева, вернувшись к парте, подняла с пола свой ранец. Цепляясь лямками за выступы, не мигая уставившись на учительницу, она безвольно стала к ней приближаться.

- Живей давай! Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать.

Алла Ивановна взяла из рук Светки портфель, резко перевернула его, подняла вверх и сильно тряхнула. На учительский стол посыпались тетрадки, учебники. Резкими щелчками застрекотали соскользнувшие на пол карандаши. А цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли.

Выпала кукла. Уткнувшись носом в груду учебников, она застыла в неловкой позе.

- Ха, вот дура! - засмеялся Лёха Силин. - Ляльку в школу притащила.

Кондроева, опустив голову, молча плакала.

Учительница по домоводству брезгливо перебрала нехитрый скарб. Ничего не нашла.

- Раздевайся! - хлёстко скомандовала Алла Ивановна.

Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слезы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Поминутно всхлипывая, она откидывала с лица косички. Присев на корточки, развязала шнурки башмачков и, поднявшись, по очереди стащила их. Бежевые трикотажные колготки оказались с дыркой. Розовый Светкин пальчик непослушно торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру…

Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики. Нательный алюминиевый крестик на холщовой нитке маятником покачивался на её детской шейке.

-Это что ещё такое? — тыкая пальцем в крест, возмутилась классная. - Чтобы не смела в школу носить. Одевайся. Следующий!

Кондроева, шлёпая босыми ножками, собрала рассыпанные карандаши, торопливо сложила в портфель учебники, скомкала одежонку и, прижав к груди куклу, пошла на цыпочках к своей парте.

Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды».

Читаешь эти строки, и невольно в воображении рисуются картины концентрационного лагеря. Таким, как Алла Ивановна, вряд ли знакомо понятие уважительного отношения к человеку, пусть даже к такому маленькому, знание психологии ребенка, подростковой жестокости, которая во взрослой жизни может привести к самосудам.

Своего апогея, высшей точки, достигает безобразная сцена, когда к столу подходит Юрка Гуров.

« Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас». Мы, читатели, заранее проникаемся жалостью к этому беззащитному ребенку, у которого и так непростая жизнь: «Портфель у него был без ручки, и он нёс его к учительскому столу, зажав под мышкой. Неопрятные тетрадки и всего один учебник - вылетели на учительский стол. Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос».

Всем стало понятно, что именно Юрка взял эту маленькую рукавичку, этот кусочек маленького счастья, семейного уюта, тепла, которого ему так недоставало.

И что же мы видим дальше? Сострадание, сочувствие, понимание, прощение?

Нет!

«Алла Ивановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала маленькая синяя рукавичка.

- Как она у тебя оказалась? Как?!! - зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу.

- Как?! Отвечай!..

- Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе... - лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык.

-А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор! Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас».

Одно слово, одно хлесткое слово — и жизнь мальчика изменилась; его не поняли, не простили: «Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» - раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком. Он стал изгоем... Его по-человечески унижали».

В эпиграфе к рассказу «Рукавичка» Иуда предал Иисуса Христа.

На мой взгляд, Алла Ивановна и есть Иуда, предавшая веру детей в лучшее, в справедливость. Она поселила в детских душах страх, гнев обиду - те чувства, которых не должно быть в хрупкой детской душе. Вот одна такая душа и не выдержала. Ужасен финал этой истории: Юра повесился. Чаша была переполнена.

Рассказ прочитан. Тишина до звука в ушах. Слов нет. Ком поступил к горлу. На глазах слёзы ….

Хочется побыть наедине с Юркой Гуровым, понять его, пережить вместе с ним его личную драму…

Но учителя?! Как они могли?! Неужели такое возможно?! Ведь в наше время учитель «косо» посмотреть в сторону ученика не имеет права – родители «заклюют» за своё чадо!

Какой же нравственный урок извлекаем мы из этого рассказа?

Человек должен быть человеком в любое время, в какое он живет. Нужно было простить мальчика, Юру Гурова, потому что он немногословно просил этого прощения.

Автор, став взрослым, осознаёт это и просит прощения у своего бывшего одноклассника…

«Юрка, Юрка... твоя судьба для меня - укор... И чувство вины растёт. Что-то провернулось в моей душе. Заныло. Но заглушать эту боль я почему-то не хочу».

Я думаю, какой это душевный человек, - Александр Костюнин, ведь вижу, что болит у него душа за Юрку Гурова, чувствует себя грешником, хотя в чём его вина? И как писатель талантлив. Пишет просто, коротко, но слова до сердца достают. Писатель призывает нас быть милосердными и показывает нам, что осудить и изгнать человека проще, чем понять и простить, а ещё тяжелее признать свою неправоту, свою жестокость и раскаяться. Надо жить дружно, понимать и помогать другим.

Вечером я поделилась впечатлениями о рассказе «Рукавичка» с мамой. Она поняла мои чувства. «Знаешь, дочка, сказала мама, - писатель, видно взял эту историю из жизни. Иногда человек совершает проступок не потому, что он такой плохой и уже родился преступником. Бывает горе, нужда заставляет его это делать. Понять Юрку Гурова можно. Мальчик никогда не видел в своей жизни ничего хорошего, и эта рукавичка для него – диковинка, просто чудо. Вот и соблазнился парнишка». Слова мамы немного успокоили меня.

А ведь не только Юрка живет в таких условиях.

…Вокруг нас дети, которые не имеют одного из родителей, или отцы пьянствуют. Но ведь так жить нельзя! Надо что-то делать!

Я на всю жизнь запомнила, что есть разные судьбы.

А свою судьбу каждый человек создает сам, а взрослые нам помогают.

3.2 Уроки любви, веры, неравнодушия. (По рассказам «Вера», «Деньги», «Поводырь»). Роль учителя в нравственном воспитании ребенка
Роль учителя в нравственном воспитании ребенка очень важна.

В рассказе «Рукавичка» представлен, на мой взгляд, негативный образ учительницы, Аллы Ивановны Гришиной.

К счастью, в других рассказах А. Костюнина перед нами предстают совершенно другие учителя, в которых автор выделяет лучшие черты людей этой профессии.

Какими я вижу героев А. Костюнина в рассказах «Деньги», «Вера», «Поводырь»? - Не яркими, на первый взгляд, личностями, в чем-то даже ущербными. Так, у героини рассказа «Деньги» многодетная семья, и она в школе, уча детей добру и любви, дома не может свести концы с концами, у неё порой нет денег даже на хлеб.

А учительница из рассказа «Вера» настолько беззащитна, что когда её уволили из-за факультатива по основам православия, то она долго не могла найти работу по специальности. Что уж говорить об Антоне Карловиче Качмарике, герое рассказа «Поводырь», который был абсолютно слеп, и его мог обидеть любой.

Конечно, мы, дети, любим молодых, красивых, успешных. Но мы также безошибочно чувствуем, кто нас любит, и отзываемся на любовь всем сердцем. Автор убежден, что главная азбука, которую мы должны получить в школе - это «азбука любви».

Три разных учителя во главу угла ставят любовь. Одна (из рассказа «Деньги») сплачивает ребят и взрослых, создает «одну большую семью», дарит каждому вырезанное из бумаги маленькое красное сердечко.

Другая (из рассказа «Вера») «построила совсем новый вид общения между детьми», научила их дарить маленькие радости друг другу, замечать в людях всё доброе, красивое. А слепой учитель музыки (из рассказа «Поводырь»), как бы его ни выводили вредные ученики, «никогда не взрывался», никогда не осуждал, даже своих детей, забывших из-за вечной занятости родного отца.

Третьей чертой, характерной для героев А.В. Костюнина, по-моему, мнению, является скромность, о которой когда-то говорили, что она украшает человека, и о которой стали сейчас забывать. И меня очень огорчает, что сейчас быть скромным не современно.

Но любимые герои писателя живут так, чтобы никого не обременять, чтобы «прокладывая себе жизненный путь, никого не расталкивать локтями».

Образы учителей встречаются у Александра Костюнина и в других рассказах. И если создать собирательный образ и дать ему название, то лучше всего подойдет для этого слово, ставшее заглавием одного из последних рассказов «Поводырь». «Поводырь - тот, кто помогает кому-то, водит кого-то» - читаем мы в толковом словаре. Слепой учитель «служил... поводырем в мире музыки» маленькому мальчику, попавшему в интернат, где «всё незнакомое, одинокое, чуждое...». Ребенок вырос и уже сам стал водить домой по темным страшным улицам своего наставника, стал его глазами: «Да, свою жизнь, полностью, без оглядки посвятил любимому учителю

Мы все помним некрасовские строки, обращенные к учителю :

«Сейте разумное, доброе, вечное».

И Александр Викторович Костюнин напоминает нам о том, что учителя призваны, как скромные пахари, возделывать почву, чтобы потом на ней проросло и выжило семя добра. А зелёным ростком должно стать чувство вины, личной ответственности за то, что, забирая всё, мы все когда-то недодали той, «какой-то… совсем не яркой… учительнице… А может быть, как герой – рассказчик из «Поводыря»- просто не успели, опоздали.

3.3 Испытание на человечность в рассказе «Совенок»
Не одевайте равнодушия маску,

Не погасите совести свечу!

Как яркий мазок на полотне художника, как просвет на сером небе - это рассказ «Совёнок» Александра Костюнина. Он предлагает задуматься об искренности, чистоте чувств, о разных проявлениях любви. Жизнь ребёнка - это целый мир, который рисует автор с такой подробностью, с такими мелочами, что трудно не проникнуться чувствами к девочке по прозвищу Совёнок.

Рассказ писателя «Совёнок» вызвал у меня противоречивые чувства: негодование по отношению к матери-кошке, ласковой для «котов» - ухажеров и безразличной к собственному ребенку; жалость к Совёнку, скрипом металлических качелей раздирающей душу; тревожное ожидание конца сказки про Айгу, и, наконец, слёзы радости, облегченный вздох за её дальнейшую судьбу.

Что лежит в основе рассказа?

Какой стилистический прием, знакомый нам по рассказу «Рукавичка», использует автор?

Так, в основе рассказа «Совёнок» лежит печальная история о легкомысленной женщине, продавщице Раисе, устраивающей личную жизнь и забывающей о своей маленькой дочери.

И вновь Костюнин применяет свой излюбленный прием — контраст. Название «Совенок» наталкивает читателя на красивый сюжет со счастливым концом.

Но уже в самом начале рассказа видим несоответствие: «жизнерадостный жёлтый домик-одуванчик» - это то, что видно снаружи, а внутри - огромные серые крысы, которые хозяйничают в доме. Уютная обитель была возведена... на месте бывшей помойки. При спешном строительстве нижние кирпичи служили фундаментом. Поэтому дом на глазах врастал в землю. Между полом и стенами появились щели. Это обстоятельство устраивало исконных обитателей... Огромных серых крыс. Свалка, где они раньше безраздельно хозяйничали, стараниями горожан обрела крышу в виде дома. Серые полчища пищали под полом, устраивали оргии». Именно в такой обстановке растут дети. Такие разные дети. Один - опекаемый и любимый, другая растет, как трава в поле. «На дикой яблоне ничего не может вырасти, кроме дичка». Безотцовщина... Наташа-Совёнок растёт на улице, потому что каждый вечер приходит новый «папа», и, чтобы не мешала развлекаться, Раиса выставляет дочку за дверь.

Писатель точно подбирает детали, показывающие отношение к этой девочке взрослых и мальчика-соседа.

Фрагменты из текста: «Мать заплетала ей [Совенку] косички раз в неделю. Очень туго, чтоб не растрепались».

«Совенок пошла в первый класс. Мать проводила ее до школы один раз, на этом провожания закончились».

«Раиса отдала Совенка в продленную группу, забирала последней».

«В темноте двора - прерывистое металлическое повизгивание: Совенок качается на качелях. Этот одинокий скрип в черной тишине щемит душу».

Или выгоняли из комнаты: «- Марш на кухню! Дай с матерью поговорить!

«Мой Сережка каждое утро дожидался Совенка во дворе, заботливо брал за руку, и они торжественно шествовали в храм науки. А то еще тетрадки с домашним заданием посмотрит. Сын опекал ее без понуждения, охотно. Совенок благодарно молчала в ответ. Я был уверен: с возрастом у Сережки прихоть нянькаться пройдет. Но время шло, а ничего не менялось».

Сын автора пытается помочь своей маленькой подруге пережить недетские беды.

Совенок могла бы стать несчастнейшим ребенком: нелюбимая матерью, которую больше волновали ухажеры, одинокая , выброшенная на улицу, как ненужная вещь на помойку.

Кто знает, что было бы с этим ребенком, если бы не Сережка, сам, по сути, ребенок. Но именно он взял на себя ответственную функцию и отца, и матери этой маленькой запуганной девочки. Это он провожает ее в школу, проверяет уроки, играет и гуляет с ней, переживает за ее боли и обиды. Сережа упорно ведет свою маленькую подругу по пути, ведущему к новой светлой жизни. Он опекает и заботится о ней.

Писатель не стал подробно описывать, как живется Совенку с новым «папой». Он включает в повествование всего одну сцену — сцену наказания, которая показывает жестокость одних взрослых и трусость и нежелание вмешиваться других. «Дядя» Жора ставит провинившуюся малышку на колени на горох, оставляя ее в холодном углу на всю ночь: «За стеной захлопали дверки кухонных шкафчиков, зашуршала бумага, и на пол что-то посыпалось, словно бусы порвали.

— . . .Дядя Жора, я больше не буду! — умоляла Наташка.

— На колени вставай! Сбежишь — убью!

Послышалась возня. Стараясь сдерживаться, девочка приглушённо мычала».

Рассказчик, находившийся в тот момент за стенкой, ничего не предпринял. Он, возможно, испытал угрызения совести, однако у него не хватило мужества вступиться за ребенка.

Читаешь эти строки и не понимаешь, что больше возмущает: жестокое обращение с ребенком или бездействие человека, оказавшегося невольным свидетелем этой драмы.

А как же поступает ребенок? Совенок не отгораживается от мира полностью, но, словно уходит в себя, посвящая в свои тайны соседского мальчишку, разделяющего с ней ее печали и радости. Вечерами через стенку они ведут разговоры. После наказания Совенок придумывает свою собственную сказку, которая помогает ей защититься от жестокости и пошлости мира и создать свой собственный мирок, в котором она обязательно найдет то, чего у нее никогда не было: отца, а вместе с ним семейное счастье — мама, папа, Совенок и юноша из сказки.

Функция сказки в рассказе очень велика. Сказка олицетворяет жизнь Совенка, такую, о которой та мечтает. Это как решение всех проблем и обретение такого хрупкого, но уже надежного счастья: «За стеной, будто за кулисами театра, детский голос таинственно произнёс:

Жила-была... на свете... маленькая девочка...

Сказительница вздохнула и продолжила:

— Была она очень красивая. Длинные волосы её были цвета солнца. Ходила она всегда в красных башмачках и белых чулочках. Жила девочка за тридевять земель в сказочной долине, в маленьком белом домике с мамой. А повсюду хозяйничали огромные злые крысы. Никто не мог с ними справиться. Папы у них не было... и потому она очень боялась крыс. Ты не подумай, это я не про себя рассказываю».

В сказке Совенка ее мать Раиса оборачивается большой рыжей кошкой:

— А ты не знаешь, почему мою маму во дворе называют «Кошка»?

— Не-ет...

— Потому что она самая-самая ласковая. Вот!

Именно мама помогает девочке в сказке найти своего отца и прекрасного юношу.

Сказка заканчивается . . .

« — А дальше я не придумала. Но всё кончится обязательно хорошо. Не может быть дальше нехорошо, ведь Айгу нашла своего отца. Главное, теперь они вместе: мама, папа, Айгу и... юноша».

Вскоре семья рассказчика покидает убогий домик. После отъезда соседей Совенок подобрала на улице котенка, который теперь заменяет ей друга. Но тот однажды «напрудил» в Жоркины кеды. На глазах у ребенка сожитель убивает животное, бьет Раису... Нервное потрясение было настолько велико, что Совенок навсегда теряет дар речи. Немота Наташки теперь символизирует беспомощность и бессилие света в этом жестоком мире.

Зачем нужен Совенку голос, если ее никто не хочет слышать и слушать?

Она замкнулась в себе вновь, как после ночи на горохе в углу, но вновь обрела того друга, который когда-то уже помог ей. Через несколько лет Наташа выходит замуж за Сергея.

Чем же закончилась сказка про Айгу?

«Совёнок всем телом подалась вперёд, попробовала ответить сама, но лишь некрасиво замыкала... Страдающее усилие исказило её лицо. Щёки запылали огнём. Стала что-то торопливо, взволнованно объяснять Серёжке жестами и мимикой.

Сын несмело перевёл:

— Наташа говорит, что своего принца она нашла и хотела бы... называть папой... тебя. Потому что ты добрый, хороший.... Если ты, конечно, не против...

Мне словно душу оголили... Я почувствовал, как из неё с болью... выкатилась... крупная сухая горошина.

— Я... что я?.. Лишь бы вам было хорошо... — неожиданно сорвалось у меня. И будто тяжёлый гнёт свалился». Автор до сих пор чувствует свою причастность к горю маленького Совенка. Он не сумел найти в себе силы, чтобы противостоять произволу дяди Жоры, тогда, когда его сын смог помочь девочке найти себя в жизни, не сбиться с пути и не пойти по дороге ее матери.

Рассказ А. Костюнина — это нравственная антитеза, в нем показано столкновение чистоты ребёнка, любви к матери, к окружающему миру и безответственности, пошлости, равнодушия, распущенности и жестокости. Результат - сильнейшее эмоциональное потрясение Наташи, потеря речи. Эта история намного глубже и труднее, чем, кажется на первый взгляд, но ее герои смогли обрести счастье, несмотря ни на что.

Поражают заключительные строки рассказа: «Своей искренностью, любовью, верой в чистое, светлое Совёнок покорила меня. Да, эта девчонка — волшебница!».

4. Заключение

А.В. Костюнин умело исследует человеческие души. У него своя нравственная программа.

Что такое жизнь? Что такое любовь? Что такое страдание? Что такое вера?

И писатель своими рассказами старается ответить на эти вопросы, чтобы проверить наши души на сострадание и любовь.

В мире очень много зла, а его источник – человек. Почему бы нам не стать чуточку добрее? Как созвучны с моими мыслями о добре слова сверстника Барашкова Артёма:

«Сердце мне шепчет: «Будь добрее.

Лучшие чувства умей сохранить.

Чёрствость и злоба тают быстрее,

Если плохое сумеешь простить».

Впитав в себя историю своего края, быт и нрав коренных жителей, сам дух малой Родины, Карелии, Александр Костюнин показывает нам его в своих рассказах, вынося на суд, не оправдывая и не осуждая – на, пей!!! Пойми этот мир, пойми этих людей с их заботами, бедами и радостями, смелостью и жизнелюбием.

И тогда, если хочешь – суди!

А люди эти мы – живущие на Земле.

И всё, что происходит плохого или хорошего, страшного или смешного – от нас! И какому быть миру вокруг нас, и нашей жизни в итоге, только наш Выбор.

«Направь шаги

Тропою

Доброты

И радость помоги найти кому-то»

Рассказы А.Костюнина пробуждают в наших душах самое сокровенное. И мы благодарны автору за то, что он не дает нашим душам погрузиться в черствость равнодушия. И его уроки доброты, любви, веры, честности останутся в наших сердцах навсегда. Хочу привести слова К.И. Пирогова: «Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы». Думаю, они в полной мере относятся к книге Александра Костюнина «В купели белой ночи».
Вывод:

В ходе исследования опрошено 50 человек МОБУ СОШ№2

Из них знают о творчестве А.В. Костюнина 28%,

10% - не знают о писателе ничего,

62% - заинтересовались творчеством современного карельского писателя А.В. Костюнина.

Выводы по теме исследования:

  1. «Уроки доброты» А.В. Костюнина – мощное средство против бездуховности и безнравственности.

  2. Рассказы А.В. Костюнина – «золотой ключик» к ранимым детским сердцам.



  1. Библиографический список литературы




  1. Костюнин А.В. В купели белой ночи: избранные произведения. – Петрозаводск, 2007г.

  2. Костюнин А.В. Ковчег души / Александр Костюнин; рис.Е.П. Крушельницкой.- Петрозаводск, 2009.272с.:ил.

  3. Полное собрание произведений Костюнина А.В. Размещено на сайте писателя http:// konstjunin.karelia.ru

  4. Костюнин А. Рассказ «Рукавичка» /Творческая лаборатория. Карелия, с. Вешкелица, 2006 год.

  5. Костюнин А. Земное притяжение. – Петрозаводск, 2005г.

  6. Костюнин А. Сборник произведений. – Петрозаводск, 2009г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск