Скачать 100.52 Kb.
|
Томилина Т.С., зам. директора по УВР МОУ «СОШ №16» г.Саранск Роль школьного музея в поликультурном воспитании личности (учащихся) В тысячелетие свершается так много Что позабыть легко, где был когда-нибудь, Но из Болгарии — в Россию есть дорога, А из России — до Болгарии есть путь. К. Бальмонт В «Концепции модернизации российского образования» отмечается, что современному обществу требуются не только предприимчивые люди, но и профессионалы, способные понимать ценность общечеловеческого достояния культуры, могущие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, прогнозировать их возможные последствия с учетом данного понимания, отличающиеся мобильностью и, что особенно важно, культуросообразно мыслящие. В связи с этим пред школой все отчетливее встает проблема воспитания личности, способной к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социальных и культурных изменений, человека, способного сохранять свои культурные корни и стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические сообщества, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. На наш взгляд, поликультурное воспитание – одна из главных задач современного образования, и заметную роль в её решении может сыграть школьный музей. Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. В нашей средней общеобразовательной школе №16 создан музей российско-болгарской дружбы. История его создания символична. Когда в 1966 году города Саранск и Ботевград стали побратимами, одна из улиц Ботевграда получила название «Саранской», а одна из центральных улиц нашего города – «Ботевградской». Напротив школы, находившейся на этой улице, поставили бюст болгарскому революционеру Христо Ботеву. Дружба между двумя славянскими народами и положила начало созданию школьного музея. Будучи в то время ученицей школы №16, я помню, сколь значимым для нас, учеников, и для педагогов было открытие этого музея, у истоков которого стояла тогда учитель русского языка и литературы Караваева Светлана Петровна. В процессе культурного обмена активно пополнялась экспозиция музея, учащиеся знакомились с культурой братского болгарского народа, была налажена переписка учащихся Саранска и Ботевграда. С уходом из школы Светланы Петровны связан перерыв в деятельности музея. Однако, понимая, какое важное педагогическое значение сегодня имеет состояние поликультурного пространства внутри современного учреждения образования и вокруг него, как велика роль эффективного межэтнического взаимодействия и успешной адаптации учащихся в поликультурной среде, мы пришли к пониманию необходимости возрождения музея российско-болгарской дружбы. В 2009 году мы начали восстановление его экспозиции. Неоценимую помощь в этом нам оказала Караева С.П. Сейчас школьный музей является одной из форм поликультурного образования, развивающей творчество и познавательную активность школьников. Его фонд включает подлинные музейные предметы, творческие работы учащихся, выполненные на уроках и на занятиях блока дополнительного образования. Экспозиция музея представлена четырьмя большими блоками: 1.История создания музея. 2.Культура Болгарии. 3.Современные дружественные связи с Болгарией. 4.Национальная мордовская культура*. Программа работы школьного музея носит название «Дружба на века». Целью данной программы является изучение национальной болгарской культуры во взаимодействии с русской и мордовской культурой, осмысление учащимися места родной культуры в мировой истории, воспитание чувства патриотизма, развитие интеллектуальных и творческих способностей. Истоки дружбы России и Болгарии, основные этапы взаимоотношений в области политики, дипломатии и культуры представлены в экспозиции документами, фотографиями, книгами, полученными в рамках культурного обмена. Братство на века - не просто красивые слова. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. в упорных и тяжелых боях у Старой Загоры, на Шипке и под Плевной спаяла этническое славянское единство - русские солдаты и болгарские ополченцы, сражавшиеся плечом к плечу, навеки скрепили кровью дружбу русского и болгарского народов. Болгарский народ всегда с благодарностью помнит о подвиге россиян. Выражением признательности болгарского народа России в наше время являются многочисленные памятники, связанные с событиями XIX в., Великой Отечественной войны и современной эпохи (в 2007 г. в г. Шейново открыт памятник В. Высоцкому). В музее богатый материал по болгарской литературе. Самыми известными её представителями были апостолы, проповедники свободы, революционеры, завоевавшие свободу своей родины ценой собственной жизни: пламенные поэты-революционеры Любен Каравелов (1835-1879 гг.) и Христо Ботев (1848-1876 гг.), самый почитаемый в Болгарии писатель Иван Вазов (1850-1921 гг.), посвятивший свою жизнь и творчество идеалам свободы Никола Вапцаров (1909-1942 гг.). В Болгарии понятие культуры неотделимо от национальной самобытности. В закрытых витринах музея хранятся куклы-сувениры в национальной болгарской одежде – подарки, сделанные представителями многочисленных болгарских делегаций. Ежегодно в День города, 12 июня, делегация из города Ботевграда прибывает с дружественным визитом в столицу Мордовии. В программе визита гостей из Болгарии непременное возложение цветов к памятнику Христо Ботеву и встреча с педагогами и учащимися школы №16. В настоящее время работа музея включает: - просветительскую деятельность (экскурсионно-лекторская работа; музейные уроки, проведение интегрированных уроков ИЗО, МХК, музыки, литературы, географии, истории; подготовка и проведение фольклорных праздников; проведение конкурсов и викторин; проведение выставок детского творчества), - научно-исследовательскую деятельность (исследование музейных предметов, времени и места их использования), - поисковую деятельность (пополнение фонда, оформление сменных экспозиций и выставок, работа с архивом музея, ведение инвентарной книги, работа с библиотеками и интернет-ресурсами), - оформительскую деятельность (оформление выставок детского творчества). В системе поликультурного воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. В вариативной части учебного плана выделены часы на социальную работу в музее. Ведется дистанционный курс «Музейное дело» для учащихся 7-8 классов. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучают специальную литературу, анализируют фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии. Для младших школьников: «Истоки дружбы российского и болгарского народов», «Болгарский народный костюм», «Мартенички – символ дружбы болгарского народа». Для учащихся 5 – 9 классов: «Христо Ботев – болгарский поэт-революционер», «Жизнь и деятельность Н.Вапцарова», «Традиционные болгарские праздники». В перспективе планируется проведение экскурсий для родителей учащихся, что позволит превратить музей в социокультурный центр микрорайона. Предполагается расширение экспозиции музея, что в свою очередь расширит орбиту включения учеников в работу. На данный момент дизайнерская группа работает над страницей школьного сайта, где будет размещен материал о музее. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. Развитию интереса к культуре Болгарии, воспитанию поликультурной личности способствуют уроки, на которых учащиеся выполняют работы на исторические темы, рисуют сюжеты сказок, национальные костюмы, приобщаются к произведениям народных мастеров, создавая различные орнаменты, эскизы элементов росписей и т.д. В практике учителей школы музейные уроки по истории, географии, литературе, ИЗО, МХК. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Учащиеся школы принимают участие в конкурсах исследовательских и проектных работ. Так, в мае 2011 года пять учащихся представили свои работы на Олимпиаду по славянской филологии, проводимую филологическим факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова. Учащаяся 9-го класса Уткина Александра стала победителем этой олимпиады. Она получила Диплом III степени и подарки: содержательные, прекрасно иллюстрированные книги о культуре Болгарии, Чехии, Польши. Только в том случае, когда ведется исследовательская работа по изучению культурного наследия братского народа, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой. Все вышеназванные формы работы в музее позволяют создать оптимальные условия для сочетания базового, регионального и школьного компонентов образования, найти наиболее приемлемый путь для ориентации школьников на общечеловеческие ценности через мордовскую, русскую и болгарскую национальные культуры, которые могут стать основой формирования и интеграции знаний в региональном аспекте содержания образования. Представляем разработанную нами модель поликультурного воспитания личности. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛЬ – формирование поликультурной личности учащегося, адаптированной к жизнедеятельности в социокультурной среде ЗАДАЧИ Расширение знаний о культуре своего народа с учетом регионального компонента Пробуждение интереса к культуре болгарского народа Утверждение поликультурной социально-психологической ориентации, установки на культурный релятивизм в процессе межнационального общения ПРИНЦИПЫ Природосообразности Поликультурности Диалогизма Деятельно-творческого подхода Личностно-ориентированного подхода Культуросообразности Доступности Ценностно-смысловой направленности ФУНКЦИИ Образовательная Социально-ориентирующая Адаптационная Культурологическая МЕТОДЫ Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский УСЛОВИЯ Материально-техническая база школы Культурно-эстетическая среда в стране, регионе, школе СРЕДСТВА Ознакомление с культурой болгарского народа Общение с представителями культуры Болгарии Исследовательская деятельность учащихся КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ Уровень поликультурной коммуникации в школьной среде. Степень национально-региональной самоидентификации учащихся. Уровень знаний в области культуры мордовского, русского, болгарского народов. Разработанная модель поликультурного воспитания школьников посредством школьного музея позволяет организовать педагогическую деятельность на основе принципов поликультурности, природосообразности, диалогизма, деятельностно- творческого подхода, личностно-ориентированной воспитательной работы педагога, культуросообразности, доступности, ценностно-смысловой направленности. Основными условиями реализации модели выступают: расширение знаний о культуре своего народа с учетом регионального компонента, пробуждение интереса к культуре болгарского народа, утверждение поликультурной социально-психологической ориентации, формирование установки на культурный релятивизм в процессе межнационального общения. Словарь: Поликультурное воспитание школьников представляет собой имманентное направление гуманистической социализации личности, способной сочетать в себе национальное достоинство с равносубъектным общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп. Поликультурная личность – субъект общественных и межличностных отношений, обладающий способностью к свободному диалогу с представителями разных культур, открывающему возможности для взаимопонимания и сотрудничества. Основными критериями поликультурной личности выступают: – готовность и умение жить в ситуации межнационального общения и сотрудничества с представителями разных этнических групп, проживающих в одном государстве или в данном регионе; – сочетание национальной самоидентификации с ориентацией на установление добрососедских отношений со всеми народами; – стремление повысить общую культуру за счет взаимного обогащения опытом духовного развития, освоения достижений науки и культуры всех народов. Как и другие качества социально ориентированной личности, поликультурность является результатом, с одной стороны, объективных условий влияния социальной среды, а с другой, целенаправленного воспитания. |