Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №5 «Тынденок» г. Тынды Амурской области
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно – речевому развитию
Валеологическое воспитание дошкольников
Фабер Любовь Петровна, воспитатель
г. Тында, 2013г.
Введение
Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье.... Нет. Детям совершенно также как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.
Януш Корчак.
В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т. д. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40 % детей можно считать условно здоровыми. В нашем дошкольном учреждении дети с I группой здоровья составляют всего 16 %. Таким образом, состояние здоровья наших граждан, как физическое, так и нравственное, входит в противоречие с потребностями современного общества. Ведь для развитого постиндустриального, информационного государства, которое мы хотим иметь, необходима социально и профессионально мобильная личность, способная адаптироваться к реальной жизни в этом сложном, динамичном мире, способная взять на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора, творчески выполнять работу, общаться в микрогруппе, и что особенно важно - быть здоровой. Воспитание здорового ребёнка является приоритетной задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Необходимость усилить оздоровительную работу с детьми нашла свое отражение в целом ряде правительственных документов. Концепция реформирования системы образования предусматривает коренное улучшение организации образовательного процесса, исходя из задач укрепления здоровья обучающихся, нормализации учебной нагрузки сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения.
В связи с этим воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.
II. Основная часть.
Понимая актуальность проблемы укрепления здоровья дошкольников, обратила внимание на то, что изучение эффективной деятельности, направленной на развитие образованности при условии сохранения и укрепления здоровья, находится в центре внимания многих наук. Но наиболее важной считаю роль новых методических и практических разработок древней науки валеологии, помогающей понять, от чего же зависит наше здоровье, чем определяется его потенциал. Валеология (от латинского valeo - здравствовать) - область научных знаний о человеке, его строении, образе жизни, его здоровье, в основе которой лежит три принципа: формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Как показали исследования, влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:
Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20% Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%
Деятельность системы здравоохранения - на 10%
Образ жизни человека - на 50%
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Валеология как раз и предлагает активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.
Известно, что формирование здоровых привычек, «жизненной философии» наиболее эффективно в детстве. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше верит ребенок своему воспитателю. Это создает наиболее благоприятные возможности для формирования нужных для сохранения здоровья качеств и свойств личности. Чем раньше начато воспитание, тем прочнее навыки и установки необходимые ребенку во всей его последующей жизни. С возрастом нарастает психологическая сопротивляемость, кроме того, существует необратимость сенситивных периодов, и время для воспитания некоторых качеств может быть безвозвратно утеряно. Изменения отношения к своему здоровью, прежде всего, проблема воспитательная. Поэтому считаю важным начинать валеологическое воспитание с дошкольного возраста.
Также очевидно, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка. Широким спектром педагогических средств и приемов.
В последние годы достаточно активно проводятся исследования, посвященные проблеме сохранения здоровья детей. Особое внимание уделяется этому вопросу в научных трудах медиков: физиологов и гигиенистов Л.П. Банниковой, Н.Н. Даниловой, А.А. Минха, J1.E. Панина, Р.С. Тулинской, Н.А. Фомина и др. Важность валеологического воспитания дошкольников отмечают в своих работах известные современные педагоги Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, В. Т. Кудрявцев, В. Г. Алямовская.
Валеологическое воспитание в системе непрерывного образования обеспечивает переход на обучение с новым содержанием и развивающими технологиями образования, реальные возможности идти по пути опережающего развития для всех возрастных групп, ориентацию на личностные возможности ребенка-дошкольника и подчиняется принципам педагогики:
научности - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека;
реалистичности и доступности - предлагаемый объём представлений адаптирован к восприятию его детьми дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не должно быть излишней упрощённости или усложнённости;
системности - воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим развитием;
ценностного отношения к жизни и здоровью - весь материал должен доводить до сознания детей, что жизнь и здоровье — это огромные ценности и относиться к ним надо с умом, уважением и трепетом, что от состояния здоровья зависит вся жизнь человека, что здоровый образ жизни - необходимое условие человеческого существования;
деловитости и занимательности - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза; нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности;
личностно-ориентированной направленности - основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, воспитанию направленности на сохранение долгой, здоровой, полноценной жизни, а не на болезнь и пессимизм;
развивающего обучения - развивать личность творца собственной жизни;
исследовательского познания - постановка ребёнка в активную позицию исследователя;
принцип альтруизма - предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам - научи других».
принцип меры - для здоровья хорошо то, что в меру.
Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.
Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования: Человек, познай и сотвори себя.
Познай, преобразуй, сотвори себя - это и есть оздоровительная доктрина современного человека.
Цель валеологического образования: введение в работу ДОУ системы формирования общей валеологической культуры на основе психолого-педагогической, медицинской диагностики, адекватной коррекции, реабилитации психофизического здоровья детей, повышения резервных возможностей организма.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Помочь ребёнку осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он должен отвечать сам и сам же обязан поддерживать свой организм в естественном, здоровом состоянии.
Дать детям знания по основам личной гигиены и охраны своего здоровья, о себе, собственной индивидуальности и неповторимости.
Обеспечить пространственно-временные условия для реализации самостоятельной двигательной деятельности;
С формировать представления о том, что полезно т что вредно для организма.
Повысить мотивацию детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры.
Развивать представление о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.
Сформировать умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, знать причины их возникновения. Производить анализ экстремальных ситуаций и находить выход из них.
Влияние валеологических знаний на формирование и становление ребенка как личности многопланово и рассматривается по следующим аспектам воздействия.
Педагогический аспект. Формирование культуры здоровья в тесном контакте с общей культурой ребенка, удовлетворение информационных запросов ребенка;
самопознания и культурно-исторический опыт.
Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.
Познай, преобразуй, сотвори себя - это и есть оздоровительная доктрина современного человека.
И цель валеологического образования: введение в работу ДОУ системы формирования общей валеологической культуры на основе психолого-педагогической, медицинской диагностики, адекватной коррекции, реабилитации психофизического здоровья детей, повышения резервных возможностей организма.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Помочь ребёнку осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он должен отвечать сам и сам же обязан поддерживать свой организм в естественном, здоровом состоянии.
Дать детям знания по основам личной гигиены и охраны своего здоровья, о себе, собственной индивидуальности и неповторимости.
Обеспечить пространственно-временные условия для реализации самостоятельной двигательной деятельности;
С формировать представления о том, что полезно, а что вредно для организма.
Повысить мотивацию детей к занятиям оздоровительными формами физической культуры.
Развивать представление о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.
Сформировать умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, знать причины их возникновения. Производить анализ экстремальных ситуаций и находить выход из них.
Влияние валеологических знаний на формирование и становление ребенка как личности многопланово и рассматривается по следующим аспектам воздействия.
Педагогический аспект. Формирование культуры здоровья в тесном контакте с общей культурой ребенка, удовлетворение информационных запросов ребенка;
успешному развитию и индивида, и общества.
Обязательное условие валеологического воспитания дошкольников - это создание здоровой, экологически чистой и безопасной среды с наличием современных оздоровительных средств; организация гибкого режима, рационального питания, оптимального режима двигательной активности, всех необходимых условий для проведения закаливания и занятий по физической культуре. Ребёнку предоставляется необходимая информация для формирования осознанного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни в целом; с ним проводятся занятия по формированию культурно-гигиенических навыков, навыков адаптивного и безопасного поведения, организуется специальная деятельность, направленная на приобретение опытов и знаний о возможностях и строении собственного тела, о влиянии окружающей среды, физических упражнений и некоторых оздоровительных средств на организм, о значении чувств и эмоций; ребёнком приобретаются умения и навыки грамотного выполнения физических и дыхательных упражнений, правильного поведения во время лечебно-профилактических и закаливающих процедур с ребёнком проводятся занятия, коррекционные и оздоровительные мероприятия.
Считаю важным, чтобы педагогическому процессу сопутствовала благоприятная психологическая обстановка, позволяющая каждому ребёнку чувствовать себя как дома, проявлять индивидуальность. Избавляться от зажатости и проблем.
Валеологическое образование невозможно без изучения строения человеческого организма. Но необходимо учитывать особенности восприятия детей дошкольного возраста. В подробных знаниях нет необходимости. Важно заинтересовать ребёнка этой темой, сформировать знания о том, что от состояния организма зависит успешная деятельность человека, показать красоту человеческого тела, как самого совершенного творения природы.
В младших группах детей знакомим с основными частями тела человека (голова, руки, ноги, туловище) Моделью для изучения строения тела Человека может бать
любой сказочный герой. В старшем дошкольном возрасте дети получают знания о частях тела: глаза, нос, шея, рот и т.д. Дети узнают о внешнем отличии мальчика и девочки.
Сформировать умения ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, знать причины их возникновения. Производить анализ экстремальных ситуаций и находить выход из них.
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от типа его поведения, который в основном формируется в семье, поэтому роль семьи при формировании ЗОЖ очень велика. Ни один навык здорового образа жизни невозможно полностью сформировать без активной поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера: нельзя говорить о добре, добрых поступках и в тоже время быть сердитым и раздражительным; нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу. Родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования.
Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество “дети-родители-педагоги”.
Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны: собрания, круглые столы, дискуссии и т.д. Для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогических проблем используются новые перспективные формы сотрудничества с родителями: групповые дискуссии, имитационно-ролевые игры, «круглые столы», совместные праздники, спортивные развлечения, родительские собрания, беседы и консультации. Предлагаю родителям следующие темы для обсуждения: «Как воспитать ребёнка здоровым», «Профилактика простудных заболеваний», «Основные виды детского травматизма» и др. Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условными, задачами, содержанием и методом воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь.
Выставляю папки - передвижки по теме, которая изучается в данный момент; на собрание приглашаю медицинскую сестру. Провожу консультации для родителей: «Режим дня», «Предупреждение вредных привычек», «Личная гигиена» и др. Мною подготовлена анкета для родителей: «Обращаете ли вы внимание детей на опасные ситуации, которые могут подстерегать ребёнка?», «Интересуетесь ли вы, с кем дружит ваш ребёнок?», «Чем занимаетесь с ребёнком в свободное время» и д.р.
III. Заключение.
Все знания и умения в валеологии, которые приобретаются детьми в учебно-воспитательном процессе, соответствуют единой модели эволюционного круговорота, в центре которого находится человек.
Построение такого мировосприятия даёт возможность человеку в любой конкретный момент жизни осознавать и реализовать в себе и в обществе принципы природной инициативы, накопления, защиты и рождения, который является основой независимого здорового эволюционно-развивающего человека.
|