Рабочая программа по музыке
для 1-7 класса
Учитель: Истомина Е.В.
Применяемые программы: 1-6класс: Программа «Музыка» (2000г)
Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Программа рекомендована
Министерством образования Российской Федерации. 7- класс: Программа «Музыка» (1998г)
Авторы: Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
Программа рекомендована
Министерством образования Российской Федерации.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского на основе государственного стандарта образования по искусству.
В процессе обучения необходимо использовать знания и умения, полученные учащимися на предметах: изобразительное искусство, литература, природоведение, православная культура и др.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования школьников формулируются на основе целевой установки:
развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
воспитание чувства патриотизма, любви к Родному краю.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок.
(30 ч)
Тема первого полугодия «Музыка вокруг нас» 16 ч
Содержание:
Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и
марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений
детей. Музыкальные инструменты.
Задачи:
знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте,
обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие.
№№ Дата
| Тема урока
Используемый муз. материал.
|
Работа с понятиями
|
Оборудование,
Ссылки на ресурс
| 1
| Как услышать музыку
Набор звуков – аплодисменты, балалайка, пение птиц, шум. . .
| Мелодия. Звук музыкальный.
| Магнитофон, ноутбук,
C:\Уроки музыки\1 класс\1 урок Как услышать музыку\Звуки
| 2
| И муза вечная со мной
Муза – покровительница искусств.
П.Чайковский. Па-де-де из балета
«Щелкунчик».
Булат Окуджава Музыкант
| Муза, музыка, композитор, исполнитель, слушатель, оркестр, дирижер
| Магнитофон, ноутбук, аккордеон, ф-но
C:\Уроки музыки\1 класс\2 урок И муза вечная со мной.
| 3
| Хоровод муз
Русск. хоровод. Березка.
П.Чайковский. Па-де-де из балета
«Щелкунчик».
Пение - Во поле береза стояла
| Хор, хоровод
аккомпанемент.
| Магнитофон, ноутбук, аккордеон, ф-но
C:\Уроки музыки\1 класс\3 урок Хоровод муз
| 4
| Повсюду музыка слышна
Веснянка, Наигрыш «Ах ты, береза»
| Муза, музыка, композитор, исполнитель, слушатель
| Магнитофон, ноутбук, аккордеон, ф-но
C:\Уроки музыки\1 класс\4 урок Повсюду музыка слышна
| 5
| Душа музыки мелодия
П.Чайковский. «Детский альбом».
Марш деревянных солдатиков.
Сладкая греза. Полька. Вальс
Пение – Г.Струве «Веселая песенка»
| Композитор, исполнитель, слушатель.
Мелодия, аккомпанемент.
Песня, марш, танец.
| Магнитофон, ноутбук, аккордеон, ф-но
C:\Уроки музыки\1 класс\5 урок Душа музыки мелодия
| 6
| Музыка осени.
«Дождя не боимся», «Дождик»,
П.Чайковский «Октябрь»
| Настроение.
Интонации.
| Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,
C:\Уроки музыки\1 класс\6 урок Музыка осени
| 7
| Сочини музыку
«Дождя не боимся»
| Композитор. Интонации.
Звуки короткие и длинные, ритмич. рисунок.
| Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,
C:\Уроки музыки\1 класс\7 урок Сочини музыку
| 8
| Азбука, азбука каждому нужна
Азбука,
«Школьный корабль» Струве
| Славянская азбука.
| Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,
C:\Уроки музыки\1 класс\8 урок Азбука,азбука каждому нужна
| 9
| Музыкальная азбука.
«До-ре-ми-фа-соль» А.Островского
«Школьный корабль» Струве
| Ноты, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ, клавиатура.
| Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,
C:\Уроки музыки\1 класс\9 урок Музыкальная азбука
| 10
| Музыкальные инструменты: свирель, гусли, жалейка, пастуший рожок, дудочка.
Жарко пахать РН наигрыш, жалейка. Голосок мой певучий (жалейка)Наигрыши в исполнении на гуслях
| Жалейка. Гусли. Дудочка. Свирель. Пастуший рожок. Наигрыш
| Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,
C:\Уроки музыки\1 класс\10 урок Музыкальные инструменты
| 11
| Народный сказ о певце-гусляре Садко.
Былинные наигрыши.
Н.Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки».
Н.Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.
| Гусли, плясовая, колыбельная, сказ.
| Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,
C:\Уроки музыки\1 класс\11 урок Садко
| 12
| Музыкальные инструменты: пастуший рожок, варган, гусли, арфа.
Наигрыши. Л.-К.Дакен. Кукушка. В. Кикта. Фрески Софии Киевской. И.-С.Бах. Шутка из оркестровой сюиты №2 К. Глюк. Танец из оперы «Орфей и Эвридика».
| Пастуший рожок. флейта. арфа, гусли.
| Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,
C:\Уроки музыки\1 класс\12 урок Музыкальные инструменты
|
13
| Звучащие картины
И.-С.Бах. Шутка из оркестровой сюиты №2 К. Глюк. Былинные наигрыши
| Пастуший рожок. флейта. арфа, гусли.
| Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,
C:\Уроки музыки\1 класс\13 урок Звучащие картины
| 14
| Разыграй песню.
А. Коваленков, Л. Книппер.
Почему медведь зимой спит.
| .
| Аккордеон, ф-но магнитофон, ноутбук,
C:\Уроки музыки\1 класс\14 урок Разыграй песню
| 15
| Народные праздники и традиции:
Рождество.
Международный рождественский гимн. Тихая ночь.
Бортнянский Пришло Рождество
Рождество Христово Колядка
| Рождество, гимн, колядка.
| Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека,
C:\Уроки музыки\1 класс\15 урок Пришло Рождество - начинается торжество
| 16
| Добрый праздник среди зимы
Дед Мороз, Новогодняя хороводная,
|
| Аккордеон, магнитофон, фортепиано, фонотека, C:\Уроки музыки\1 класс\16 урок Добрый праздник среди зимы
| Тема второго полугодия «Музыка и ты» 14 ч
Содержание:
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в
выражении чувств человека и окружающего его мира.
Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных
образов. Музыкальные инструменты.
Задачи:
знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте,
обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,
формирование общечеловеческих нравственных ценностей,
эстетическое развитие.
№
№ дата
| Тема урока
Используемый муз. материал
| Работа с понятиями
| Проведено
| 17
| Образ Родины в музыке. Край, в котором ты живёшь. Слова, краски, звуки изображают картины родной природы.
Росия - Родина моя, Россия, Песня о Родине, Родине.
| Звуки, слова, краски.
|
| 18
| Поэт, художник, композитор
Свиридов Романс из драмы «Метель», пастораль
Доброе утро.
| Поэт, художник, композитор, звуки, слова, краски.
|
| 19
| Музыка утра.
Кабалевский Кантата Песня утра Весны и Мира Доброе утро Э.Григ - УТРО из первой сюиты 'Per Gjunt
| Фортепиано, оркестр, романс
|
| 20
| Музыка вечера
Колыбельная медведицы, Колыбельная,
А Гаврилин «Перезвоны»
| А капелла Колыбельная.
|
| 21
| Музыкальные портреты
Баба Яга, (Ариэль, Чайковский)
|
|
| 22
| Разыграй сказку
У каждого свой музыкальный инструмент
| Фортепиано, скрипка,
виолончель, волынка.
|
| 23
| Музы не молчали
Бородин симфония 3 Богатырская Allegro
Окуджава Песня о маленьком трубаче
Солдатушки, бравы ребятушки
Учил Суворов А. Новиков, М. Левашов
|
|
| 24
| Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано
БАХ И ГУНО -AVE MARIA
Бах « Страсти по Матвею» ария «сжалься»
Детские: "Праздник бабушек и мам"
Берлин А. Карганова Е.
| Скрипка, фортепиано
|
| 25
| Мамин праздник.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ,
КОЛЫБЕЛЬНАЯ МЕДВЕДИЦЫ из мультфильма Умка
| Колыбельная
|
| 26
| Музыкальные инструменты: Лютня, тамбурин, клавесин, гармонь.
РАМО - Тамбурин (клавесин), У каждого свой музыкальный инструмент, Что Стоишь, Качаясь, Тонкая Рябина.
| Лютня, тамбурин, клавесин, гармонь.
|
| 27
| Музыка в цирке
Савичева «Артистка цирка», Мойкина Е. В цирке «Веселый пони», «Тюлень, мечтающий об океане», «Милый клоун», «Уставший верблюд», «Иллюзионмст» ДУНАЕВСКИЙ – Галоп, Клоуны, Песенка о цирке, Пони, Розовый слон.
| Электронная музыка. Марш.
|
| 28
| Путешествие в мир музыкального театра: сказочные сюжеты в опере и балете.
ГЛЮК -ТАНЕЦ ИЗ ОПРЕЫ 'ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА'
Римский -Корсаков Садко Хороводная песня Садко Заиграйте мои гусельки
Чайковский Марш из Балета Щелкунчик Щедрин Конек горбунок Иван на Дне
| Опера, балет.
|
| 29
| Ничего на свете лучше нету
Г.Гладков. Бременские музыканты.
| Соло. Дуэт. Ансамбль.
|
| 30
| Обобщение музыкальных впечатлений детей первого года обучения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |