Скачать 63.25 Kb.
|
Гадиев Р.ГОрганизация проектной деятельности учащихся на уроках музыки Образовательная область «Искусство» - одно из самых динамично развивающихся направлений педагогики в последние годы. Предметы образовательная область «Искусство» - ИЗО, музыка и МХК в школе являются тем фундаментом, на котором нашли свое отражение духовный опыт человечества, поиски смысла жизни и существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций. Предмет «Музыка», как предмет эстетического цикла, располагает большими возможностями для творчества. Музыка – есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, где ведущее значение имеет потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации и самосовершенствованию. В преподавании музыки в общеобразовательной школе накоплен немалый опыт: определены требования на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по музыке, разработаны вариативные образовательные программы, созданы альтернативные УМК, включающие учебники, рабочие тетради для учащихся, нотные хрестоматии и фонохрестоматии (на аудиокассетах) и методические рекомендации для учителя. Но в связи с изменением социально-политической ситуации в стране последние десятилетия возникло необходимость значительного обновления музыкального материала. Происходило обогащение урока фольклором, духовной музыкой, усиливалась роль импровизации, пластического интонирования. Большое внимание авторы вариативных программ предмета «Музыка» уделяли обновлению песенного репертуара, Как известно, каждому поколению соответствуют свои песни и авторы программ по музыкальному образованию, предлагают к исполнению музыкальные произведения, которые выдержали испытание временем, и на которых выросло не одно поколение детей. Для разучивания на уроке предлагаются песни с учетом культурной и педагогической целесообразности. Современные подходы преподавания музыки в общеобразовательной школе, предполагают актуализацию, следующих направлений деятельности учителя: -организация проектной музыкально-творческой деятельности учащихся; - использование информационно-коммуникативных средств в обучении. Одной из ведущих технологий, наряду с использованием информационно-коммуникативных средств в обучении, на уроках музыки, является и метод организации проектной музыкально-творческой деятельности учащихся. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Килпатриком. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале XX века. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учитель музыки предлагает ученику проблему, знакомую и значимую для ученика, для решения которой необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести на уроках и подсказывает новые источники информации, направляет мысли учеников для самостоятельного поиска. В проектных заданиях на уроках музыки применяются следующие виды проектов: -исследовательские: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающим научным исследованием; -творческие: учащиеся проектируют, ищут информацию и импровизируют, а затем оформляют в виде сочинения, видеофильма, драматизации, программы праздника, репортажа и др.;
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, координация проектов должна быть гибкой, учитель ненавязчиво направляет работу детей, организует отдельные этапы. По комлексности или по предметно-содержательной области можно выделить два типа проектов: -монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания; -межпреметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. По характеру контактов проекты бывают разных типов. Они могут быть: -внутриклассными; -внутришкольными; -региональными; -межрегиональными; -международными. По продолжительности выполнения проектная музыкально-творческая деятельность учащихся на уроках музыки могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы, которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе предмета «Музыка» или как междисциплинарные; -средней продолжительности (от недели до месяца); -долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). Стадии разработки проекта: 1.Организационно-подготовительная стадия – проблематизация, разработка проектного задания: выбор, поиск и обоснование проблемы, анализ предстоящей деятельности, выделение подтем в теме проекта и формирование творческих групп. 2. Разработка проекта: планирование и организация деятельности. 3. Технологическая стадия: осуществление деятельности, выполнение технологических действий, моделирование. 4. Заключительная стадия: презентация и оценка результатов. Проектную деятельность можно применять на уроках введения в тему и на уроках углубления темы, а также на обобщающих уроках музыки. Проектные задания могут заканчиваться компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстрированный материал к уроку, либо творческие работы учителя и учащихся. Возможные темы презентаций на уроках музыки:
Организация проектной музыкально-творческой деятельности со школьниками, позволяет повысить эффективность музыкального образования. «Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI веке, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества»16.(с.67). Используемая литература:
С, 1998 |