муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Альметьевска
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам. директора и введено в действие
протокол № 1 «27»08 2012г. приказ № 159/2
от «24» 08 2012г. Фаттахова Э.И. от « 29» 08 2012г.
Яруллина М.М. Панкова Г.Н.
Рабочая программа
учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по
ИСКУССТВУ (ИЗО)
Для 1а класса
составитель: учитель 1 квалификационной категории
Яруллина Миляуша Мухарямовна
2012-2013 учебный год Пояснительная записка
1 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2009 года; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№2». При создании рабочей программы использована авторская программа для образовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского 1-9 классы (3-е издание, Москва «Просвещение» 2007), согласно приказа МО и РТ №7699/12 от 23.06.12г. «Об учебных планах 1-9 классов школ РТ, реализующих программы начального общего образования и основного общего образования»; базисный учебный план образовательного учреждения; положения ОУ о рабочих программах. Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графика, скульптура, ДПИ. Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Содержательная и практическая части программы выполняются за счёт уплотнения материала.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Учебный предмет «Искусство» (ИЗО) в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщения к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка. Учащиеся получают представления об изобразительном искусстве как целостном явлении.
Цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
- развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно – прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
В программе определены виды и приёмы художественной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме;
- декоративная конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества;
- изучение художественного наследия;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Предусматривается освоение трёх способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трёх видах деятельности позволит систематически приобщить их к миру искусства.
Три вида художественной деятельности, определяющие всё многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного класса.
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
В 1 четверти учащиеся знакомятся с Мастером Изображения, который учит видеть и изображать. Задачей Мастера является и обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться в последующих классах.
Вторая четверть посвящена знакомству с Мастером Украшения, т.е. с декоративной художественной деятельностью. Задания позволяют освоить многие художественные материалы.
Третья четверть посвящена знакомству с Мастером Постройки, конструктивной художественной деятельностью, знакомству с архитектурой и дизайном на основе детских игровых форм. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать, на универсальные способности мышления человека.
В 4 четверти три Мастера показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе, в любом изображении, постройке или украшении всегда присутствуют все эти три вида художественной деятельности.
Содержание программы
1 классТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
| Тема урока
| Кол – во часов
|
| Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.
| 9ч.
| 1.
| Изображение всюду вокруг нас
| 1ч.
| 2.
| Мастер Изображения учит видеть
| 1ч.
| 3.
| Изображать можно пятном
| 1ч.
| 4.
| Изображать можно в объёме
| 1ч.
| 5.
| Изображать можно линией
| 1ч.
| 6.
| Разноцветные краски. Шары для клоуна.
| 1ч.
| 7.
| Разноцветные краски. Всё, что нас окружает имеет свой цвет.
| 1ч.
| 8.
| Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
| 1ч.
| 9.
| Художники и зрители
| 1ч.
|
| Ты украшаешь. Знакомство с мастером Украшения.
| 7ч.
| 10.
| Мир полон украшений
| 1ч.
| 11.
| Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях бабочек.
| 1ч.
| 12.
| Красоту надо уметь замечать. Красивые рыбы.
| 1ч.
| 13.
| Узоры, которые создали люди. Украсим тарелочки. Растительный узор.
| 1ч.
| 14.
| Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка. Геометрический узор.
| 1ч.
| 15.
| Как украшает себя человек
| 1ч.
| 16.
| Мастер Украшения помогает сделать праздник. Гирлянда.
| 1ч.
| Мастер Украшения помогает сделать праздник. Фонарики.
|
| Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.
| 9ч.
| 17.
| Постройки в нашей жизни
| 1ч.
| 18.
| Домики, которые построила природа
| 1ч.
| 19.
| Дом снаружи и внутри
| 1ч.
| 20.
| Всё имеет своё строение. Снеговик.
| 1ч.
| 21.
| Всё имеет своё строение. Неваляшка.
| 1ч.
| 22.
| Всё имеет своё строение. Звезда.
| 1ч.
| 23.
| Постройка предметов (упаковок)
| 1ч.
| 24.
| Строим город
| 1ч.
| 25.
| Город, в котором мы живём
| 1ч.
|
| Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
| 8ч.
| 26.
| Совместная работа трёх Братьев-Мастеров
| 1ч.
| 27.
| Сказочная страна
| 1ч.
| 28.
| Праздник весны. Конструирование из бумаги. Птицы.
| 1ч.
| 29.
| Праздник весны. Конструирование из бумаги. Бабочки.
| 1ч.
| 30.
| Праздник весны. Конструирование из бумаги. Жуки.
| 1ч.
| 31.
| Урок любования. Умение видеть
| 1ч.
| 32.
| «Здравствуй, лето!» Красивые цветы.
| 1ч.
| 33.
| «Здравствуй лето!» Сказочные цветы.
| 1ч.
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
К концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• Положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• Познавательной мотивации к изобразительному искусству;
• Осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
• Внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
• Эмоционально – ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• Называть расположение цветов радуги;
• Различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
• Составлять дополнительные цвета из основных цветов;
• Работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
• Использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
• Элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа ( загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).
Учащиеся получат возможность научиться:
• Передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
• Подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
• Выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
• Определять (узнавать) произведения традиционных народных худоственных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.); МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• Адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• Выполнять работу по заданной инструкции;
• Использовать изученные приёмы работы красками;
• Осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной учебнике последовательностью;
• Вносить корректный в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
• Понимать цель выполняемых действий,
• Адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• Анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• Решать творческую задачу, используя известные средства;
• Включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике;
• Находить нужную информацию в словарях учебника;
• Вести поиск при составлении коллекций картинок,открыток;
• Различать цвета и их оттенки,
• Соотносить объекты дизайна с определенной геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• Различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
• Сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
• Характеризовать персонажей произведения искусства;
• Группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
• Конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• Комментировать последовательность действий;
• Выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• Участвовать в коллективном обсуждении;
• Выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
• Учащиеся получат возможность научиться:
• Выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
• Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). 1 класс (33 часа)
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
1 четверть. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 часов)
№
п/п
| Название темы
Тип урока
| Элемент содержания
| Требования к уровню подготовки
| Виды контроля
Характеристика учебной деятельности
| Кол-во
часов
| Дата проведения
| План
| факт
| 1.
| Изображение всюду вокруг нас
Вводный урок
| Мастер изображения, который помогает рисовать, лепить
| Знать о различных изображениях, которые встречаются дома, на улице, в школе, выполненные художниками; Мастера изображения, который помогает рисовать, лепить.
Диагностика дошкольной подготовки.
| Индивидуальная
Изображение большого радостного солнца на весь лист бумаги.
Любой художественный материал, бумага.
| 1 ч.
| 3.09
|
| 2.
| Мастер Изображения учит видеть
Урок- игра
| Понятие «форма»
| Знать о форме.
Уметь анализировать, наблюдать.
| Индивидуальная
Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме деревья.
Цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага.
| 1 ч.
| 10.09
|
| 3.
| Изображать можно пятном
Урок- игра, практическая работа
| Пятно – одно из главных средств изображения
| Знать о главных средствах изображениях: пятно.
Уметь анализировать, наблюдать, узнавать по тени её хозяина, превращать пятно в в изображение с помощью дорисовки деталей.
| Индивидуальная
Превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки.
Чёрная гуашь, фломастер, бумага.
| 1 ч.
| 17.09
|
| 4.
| Изображать можно в объёме
Урок практической работы
| Понятие «объём»
| Знать об объёмных изображениях, которые можно рассматривать со всех сторон.
Уметь анализировать, лепить объёмные формы из большой формы пластилина способом вытягивания, вдавливания.
| Индивидуальная
Лепка птицы или зверушки.
Пластилин, дощечка, стеки.
| 1 ч.
| 24.09
|
| 5.
| Изображать можно линией
Урок овладения ЗУН
| Возможности линии, линии в природе
| Знать о изображение линией, повествовательных возможностях линии.
Уметь создавать рисунок линией по теме.
| Индивидуальная
Рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе» или на темы стихов С.Маршака.
Чёрный фломастер или карандаш, бумага.
| 1 ч.
| 1.10
|
| 6.
| Разноцветные краски. Шары для клоуна.
Разноцветные краски. Всё, что нас окружает имеет свой цвет.
Урок овладения ЗУН
| Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета
| Знать о свойствах гуашевых красок.
Уметь пользоваться красками, организовывать своё рабочее место.
| Индивидуальная
Изображение по представлению
-Шары для клоуна.
-Нарисовать то, что каждая краска напоминает.
Гуашь, кисти, бумага.
| 1 ч.
| 8.10
|
| 7.
| 1ч.
| 15.10
|
| 8.
| Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Урок практической работы
| Мир наших чувств
| Знать о том, что изображать можно не только предметный мир, но и чувства.
Уметь изображать с помощью цвета и ритма чувство радости, грусти.
| Индивидуальная
Изображение радости и грусти, нарисовать музыку.
Гуашь, кисти, бумага.
| 1 ч.
| 22.10
|
| 9.
| Художники и зрители
Урок- путешествие
| Понятие «произведение искусства»
| Уметь понимать работу художника, быть зрителем.
| Фронтальная
Участие в выставке детских работ.
| 1 ч.
| 29.10
|
|
2 четверть. Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения (8 часов)
1.
| Мир полон украшений
Урок сказка, практическая работа
| Знакомство с Мастером Украшения
| Знать о украшениях, которые всюду и вокруг нас.
Уметь украшать заданную форму.
| Индивидуальная
Придумать и нарисовать сказочный цветок.
Гуашь, кисти, бумага.
| 1 ч.
|
12.11
|
| 2.
| Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях бабочек.
| Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту
| Знать о украшениях бабочек, рыб, птиц.
Уметь украшать по заданной форме, характерными узорами.
| Индивидуальная
Изображение по воображению
-Узоры на крыльях бабочек.
-Красивые рыбы.
Гуашь, кисти, бумага.
| 1ч.
| 19.11
|
| 3.
| Красоту надо уметь замечать. Красивые рыбы.
УЗУН
| 1ч.
| 26.11
|
| 4.
| Узоры, которые создали люди. Украсим тарелочки. Растительный узор.
УЗУН
| Разнообразие орнаментов, природные и изобразительные мотивы
| Знать об орнаментах, которые создали люди, где встречаются, что они украшают.
Уметь создавать свои орнаменты, работать гуашью и кистью.
| Индивидуальная
Украшение по форме
-Придумать свой орнамент, украсить изделие круглой формы (растительный мотив).
-Узоры по мотивам дымковской игрушки (геометрические мотивы).
Гуашь, кисти, бумага.
| 1 ч.
| 3.12
|
| 5.
| Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка. Геометрический узор.
УЗУН
| 1ч.
| 10.12
|
| 6
| Как украшает себя человек
Урок сказка, практическая работа
| Что могут рассказать украшения
| Знать о украшениях человека, которые могут рассказать о своём хозяине.
Уметь изображать сказочных героев и их украшения.
| Индивидуальная
Изображение любимых сказочных героев и их украшений.
Цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага.
| 1 ч.
| 17.12
|
| 7.
| Мастер Украшения помогает сделать праздник. Гирлянда.
Урок практической работы
| Без праздничных украшений нет праздника
| Знать о праздничных украшениях.
Уметь создавать праздничные украшения, конструировать, работать с ножницами, бумагой, клеем.
| Групповая
Создание праздничного украшения для новогодней ёлки. Гирлянда.
Цветная бумага, клей, ножницы.
| 1 ч.
| 24.12
|
| 8.
| Мастер Украшения помогает сделать праздник. Фонарики.
Урок практической работы
| 1ч.
| 24.12
|
|
3 четверть. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (9 часов)
1.
| Постройки в нашей жизни
Комбинированный урок
| Знакомство с Мастером Постройки
| Знать о многообразии архитектурных построек, форме.
Уметь изображать сказочный дом, компоновка на листе, работать художественными материалами.
| Индивидуальная
Придумать и нарисовать сказочный дом для себя и своих друзей.
Цветные мелки, карандаши, бумага.
| 1 ч.
| 14.01
|
| 2.
| Домики, которые построила природа
Комбинированный урок
| Мастер Постройки умеет увидеть домик в любом предмете
| Знать о природных домиках: стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда.
Уметь лепить объёмные формы домиков в форме овощей и фруктов, грибов.
| Текущий
Индивидуальная
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов.
Пластилин, дощечка, стеки.
| 1 ч.
| 21.01
|
| 3.
| Дом снаружи и внутри
Комбинированный урок
| Понятия «снаружи» и «внутри»
| Знать о внешнем виде и внутренней конструкции дома.
Уметь изобразить дом в виде буквы алфавита, нарисовать окна, двери, лестницы, балконы.
| Индивидуальная
Изображение дома в виде буквы алфавита. Нарисовать двери, окна, лестницы, балконы.
Цветные мелки, карандаши, бумага.
| 1 ч.
| 28.01
|
| 4.
| Всё имеет своё строение. Снеговик.
Комбинированный урок
| Конструкция – построение предмета
| Знать о геометрических формах, конструкции предметов.
Уметь конструировать из простых геометрических форм изображения по теме.
| Индивидуальная
Конструирование из бумаги
-Создание из простых геометрических форм изображения зверей в технике аппликации.
-Аппликация из кругов «Снеговик».
-Аппликация из треугольников «Звезда».
| 1 ч.
| 4.02
|
| 5.
| Всё имеет своё строение. Неваляшка.
Урок практической работы
| 1ч.
| 11.02
|
| 6.
| Всё имеет своё строение. Звезда.
Урок практической работы
| 1ч.
| 25.02
|
| 7.
| Постройка предметов (упаковок)
Урок практической работы
| Мастер Постройки придумывает форму для наших бытовых вещей
| Знать о работе дизайнера, форме бытовых предметов.
Уметь конструировать из бумаги, украшать по форме.
| Индивидуальная
Конструирование из бумаги упаковок или сумок, украшение их.
Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
| 1 ч.
| 4.03
|
| 8.
| Строим город
Урок практической работы
| Конструктивная работа с бумагой
| Знать о разных формах зданий, работе архитектора.
Уметь конструировать из бумаги путём складывания, украшать по форме.
| Индивидуальная
Конструирование в технике оригами
Постройка домика из бумаги.
Цветная бумага, клей, ножницы.
| 1 ч.
| 11.03
|
| 9.
| Город, в котором мы живём
Урок практической работы
|
| Уметь наблюдать, рассматривать, конструировать из бумаги.
| Коллективная
Конструирование из бумаги
Создание построек (оригами) с наклеенными деталями в технике аппликации.
| 1 ч.
| 18.03
|
|
4 четверть. Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу (8 часов)
1.
| Совместная работа трёх Братьев-Мастеров
Урок- путешествие
| Три Мастера неразлучны, роль каждого Мастера
| Знать о работе каждого Мастера, его роль в каждой работе.
Уметь смотреть, обсуждать рисунки, скульптуру, выделяя работу каждого Мастера.
| Фронтальная
Выставка работ за предыдущие четверти, просмотр и обсуждение рисунков, выделяя в них работу каждого из Мастеров.
| 1 ч.
| 1.04
|
| 2.
| Сказочная страна
Комбинированный урок
| Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его
| Знать о сказочном мире и его изображение.
Уметь изображать по заданной сказке.
| Индивидуальная
Создание сказочного дворца из геометрических фигур.
Цветная бумага, клей, ножницы.
| 1 ч.
| 8.04
|
| 3.
| Праздник весны. Конструирование из бумаги. Птицы.
УПР
| Конструирование природных форм и украшение их
| Уметь конструировать из бумаги, украшать, наблюдать за природной формой.
| Индивидуально – коллективная
Конструирование украшение
Цветная бумага, клей, ножницы.
| 1 ч.
| 15.04
|
| 4.
| Праздник весны. Конструирование из бумаги. Бабочки.
УПР
| 1ч.
| 22.04
|
| 5.
| Праздник весны. Конструирование из бумаги. Жуки.
УПР
| 1ч.
| 29.04
|
| 6.
| Урок любования. Умение видеть
Урок- экскурсия
| Наблюдение живой природы с точки зрения трёх Мастеров
| Уметь наблюдать за живой природой.
| Фронтальная
Экскурсия в природу
| 1 ч.
| 6.05
|
| 7.
| «Здравствуй, лето!» Красивые цветы.
Урок- викторина, УПР
| Образ лета в творчестве российских художников
| Знать о образе лета в творчестве художников.
Уметь создавать изображения по впечатлениям от увиденного.
| Индивидуальная
Изображения по впечатлению от природы.
-Красивые цветы.
-Сказочные цветы.
Акварельные краски, кисти, бумага.
| 1 ч.
| 13.05
|
| 8.
| «Здравствуй лето!» Сказочные цветы.
Урок- викторина, УПР
| 1ч.
| 20.05
|
| |