Скачать 189.19 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Повенецкая средняя общеобразовательная школа» «Утверждаю» Директор школы: _______________ И.Г.Петрова «____» ________________ 20___г. Дополнительная образовательная программа туристско – краеведческой направленности «РУССКИЙ ПРАЗДНИК» Возраст детей: 7-16 лет Срок реализации: до 2 лет Количество часов: 68 ч. Южанинова Светлана Евгеньевна, педагог дополнительного образования, I квалификационная категория Обсуждена и согласована на Принята на педагогическом совете методическом объединении Протокол № ____ от Протокол №_____ от «____» ________________ 20__г. «___»_____________20___г. 2011г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа кружка «Русский праздник» имеет художественно-эстетическую направленность. Организация художественного досуга – неисчерпаемый источник полноты жизни. Подготовка спектаклей (репетиции, подготовка костюмов, декораций) – интересное и увлекательное занятие. Во время коллективной работы группа ребят становится дружнее, сплоченнее. Этот вид работы позволяет устанавливать дружеские отношения между детьми разных возрастов. В процессе работы ребята узнают много нового, учатся чему-то интересному. Цель программы: создание условий для социальной, культурной и творческой самореализации личности ребенка и интеграции в систему мировой и отечественной культур; обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактика асоциального поведения. Задачи программы: формирование навыков связного изложения мысли в устной форме, умение владеть интонацией, ритмом, интенсивностью и тембром речи; развитие памяти, образного мышления, творческих способностей, творческой активности и артистизму; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; воспитание лучшего понимания жизни, способности отличать плохое и хорошее, видеть путь к исправлению собственных недостатков. Программа рассчитана на детей 7 – 16 лет. Сроки реализации программы: 2 года (2011-2013 учебный год) Дополнительная образовательная программа рассчитана на 68 учебных часов ( 1 час в неделю). Ожидаемые результаты: Обучающая цель: По окончанию курса учащиеся должны знать:
Уметь:
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
Воспитывающие цели: По окончании курса ребенок должен знать: - нормы общения на сцене; - понимать значимость данного вида искусства для развития культуры. По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован: - уверенность в собственных силах; - осознание своей значимости, социальной востребованности; - коммуникабельность; - пунктуальность; - точность и старательность в выполнении работы; - чувство долга. Развивающая цель: По окончании курса ребенок должен уметь: - планировать, систематизировать, обобщать, анализировать, оценивать учебное занятие; - работать в нужном темпе. По окончании курса у ребенка должен быть сформирован: - интерес к занятиям драматургией. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Словарь театральных терминов. Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом. Актер – деятельный, действующий (акт-действие). Амфитеатр – места, расположенные за портером. Антракт – промежуток между действиями спектакля. Афиша – объявление о представлении. Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, украшение, оружие). Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды) внешности, необходимой актеру для данной роли. Декорация – (лат) украшение, художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната). Драма - сочинение для сцены. Жест – движение рук, головы, передающие чувства, мысли. Карман – боковая часть сцены. Кулисы – вертикальные полосы, обрамляющие сцену. Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент. Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающие эмоциональное состояние. Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли. Лицо, руководящее постановкой спектакля. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Подготовка к спектаклю (1ч.) Цель: репетиция, отработка отдельных сцен, просмотр реквизита. 2. Постановка спектакля (1ч.) Цель: дать возможность детям раскрыться каждому в своей роли. 3. Тренинг на внимание (1 ч.) Цель: Развивать внимание и память Научить детей «видеть» незаполненные углы сцены. 4. Дыхательные упражнения (1ч.) Цель: Показать возможности вдоха и выдоха во время произношения фраз. Развивать правильное речевое дыхание. 5. Театрализованное представление «Покров» (1ч.) Цель: Предоставить возможность детям раскрыться каждому в своей роли. 6. Упражнения на три вида дыхания (1ч.) Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата. 7. Расстановка актёров в пространстве сцены от двух до шести (1ч.) Раздел: «Мизансцена» Цель: Рассказать детям о тесном и широком расположении, познакомить с общим понятием «мизансцена», показать примеры. 8. Кузьминки - по осени поминки. Театрализованное представление (1ч.) Цель: Предоставить возможность детям раскрыться каждому в своей роли. 9. Что такое образ? Виды образа. Типы. Амплуа – герой (1ч.) 10. Жесты, как средство выражения характерности героя на примерах сказочных персонажей (1ч.) Использовать раннее просмотренный видеоматериал и с помощью вопросов по анализу характера героя, привести в пример наиболее яркие его жесты. 11. Жесты, как важное средство выразительности (1ч.) Цель: работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. 12. Пластика тела (1ч.) Цель: Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. 13. Скороговорки (1 ч.) Цель: Выучить с детьми несколько скороговорок, для того чтобы сформировать правильное чёткое произношение и дыхание. 14. Дыхательные упражнения с воздушным шариком на примере выученных скороговорок (1ч.) Цель: Научиться эмоционально произносить на одном дыхании длинные и короткие фразы, используя разный темп стихотворного текста. 15. Театрализованное представление «Чудо Рождества» (1ч.) Цель: Предоставить возможность детям раскрыться каждому в своей роли. 16. Упражнение с хлопками и с футбольным мячом (твёрдая атака звука) (1ч.) Цель: Научиться держать темпоритм внятно произнося слова. 17. Пластика тела. (1ч.) Цель: Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений. 18. Этюд «Сценическое оправдание и сценическое отношение в предлагаемых обстоятельствах» (1ч.) Цель: оправдать своё поведение. 19. Этюд «История по предлагаемым обстоятельствам» (1ч.) 20. Расположение животных на сцене во время предлагаемых обстоятельств. Цель: Закрепление ранее изученного материала. Научить детей ориентироваться в пространствах сцены во время элементарных действий по предлагаемым обстоятельствам. 21. Дыхательные упражнения. (1ч.) Цель: Освободить мышцы шеи и челюсти. 22. Грим. (1ч.) Цель: научить детей элементарным навыкам нанесения грима. 23. Работа на стуле. (1ч.) Раздел: сценическое движение. Смотреть №18, 19, 20-29, 64-69. 24-25. Работа на стуле. (2ч.) Раздел: сценическое движение. Смотреть упражнения 1-9 плюс предмет (зонт, книга, телефон, расчёска) 26. Театрализованное представление «Проводы зимы» (1ч.) Цель: Дать возможность каждому ребёнку раскрыться в своей роли. 27. Скороговорка «У оленя дом большой» (1ч.) Цель: Скоординировать движения рук с речью. 28. Этюд (Т1) «Ожидание» (1ч.) « Главное в этот момент: Не заторопить результат!» 29. Этюд «Кто на картинке?» (1ч.) 30-31. Подготовка к спектаклю «А зори здесь тихие» Цель: отработка отдельных сцен. 32. Стоп! Я не слышу! (1ч.) Цель: Работа над дикцией, силой голоса. 32. Иди сюда! А.С. Макаренко свидетельствовал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить эту фразу с 18 различными интонациями. 34. Изучи своё лицо (1ч.) Мини - истории для одного актёра Разминка - лица. СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧНИЯ. 1. Подготовка к спектаклю (1ч.) Цель: репетиция, отработка отдельных сцен, просмотр реквизита. 2. Постановка спектакля (1ч.) Цель: дать возможность детям раскрыться каждому в своей роли. 3. Тренинг на внимание (1ч.) Цель: Развивать внимание и память. 4. Дыхательные упражнения. «Поклонение солнцу!» (1ч.) Цель: Тренировать вдох и выдох во время произношения коротких и длинных реплик. Развивать правильное правильное речевое дыхание. 5. Упражнения на пластику тела (1ч.) Цель: Раскрепостить каждого ребёнка. 6. Закрытые и открытые позы (1ч.) Цель: Предоставить возможность детям почувствовать возможности своего тела. 7. Упражнения на три вида дыхания (1ч.) Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата. 8. Расстановка актёров в пространстве сцены от трёх до семи (1ч.) Цель: Вспомнить с детьми тесное и широкое расположение. 9. Праздник Покрова (1ч.) Цель: Предоставить возможность детям раскрыться каждому в своей роли. 10. Что такое образ? Виды образа. Типы. Амплуа – герой (1ч.) Виды: лирический, комический, трагический, патриотический. Типы: комик, трагик, Инженю – молодая девушка, комическая старуха, простофиля и т.д. 11. Жесты, как важное средство выразительности (1ч.) Цель: работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. 12. Музейный праздник. Кузьминки – по осени поминки. Цель: Предоставить возможность детям раскрыться каждому в своей роли. 13. Пластика тела. Цель: Передавать в пластических свободных образах характер и настроение животных. 14. Речевая координация и жесты рук. Цель: Научиться ощущать темпоритм фразы, используя ровный темп и паузы. 15. Тренинг по Михаилу Чехову. Упражнение «Маятник». Упражнение «Поводырь». Упражнение «Гипноз». 16. Музейный праздник «Рождество». Цель: Дать возможность раскрыться каждому ребёнку в своей роли. 17. Гимнастика тела. Цель: Растянуть все мышцы тела. Освободить детей от внутреннего зажима. 18. Одиночный показ. Парный показ. Сюжетная и линейная позы. Цель: Повторить ранее изученный материал. Научить детей владеть навыками пластики тела в парах. Показать два противоположных образа, взаимодействующих друг с другом. 19. Мизансцена в линейных и сюжетных позах. Раздел: Актёрское мастерство. Цель: Уметь красиво и ярко представить картину взаимоотношений персонажей. 20. Парный показ. Симметричная и скульптурная позы. Цель: научить детей владеть навыками пластики тела в парах, иллюстрируя фантазию в сочинении парной композиции. 21. Одиночны этюды. Цель: Предоставить возможность детям импровизировать бытовые сцены. 22. Скороговорки. Цель: Секрет актёрской веры в хорошо найденных ответах: Почему? Зачем? (Для чего?) Когда? Где? Каким образом? При каких обстоятельствах? 23. Творческие задания к скороговоркам: Цель: Отрабатывать интонацию, правильно ставить логическое ударение в тексте, экспериментировать над силой звучания голоса и по индивидуальному замыслу прочтения текста установить темп речи. 24. Музейный праздник «Святки». Цель: Предоставить возможность детям раскрыться каждому в своей роли. 25-26. Работа на стуле. Цель: Развитие координации, пластики. 27-28. Пластика тела. Цель: Растянуть все мышцы тела. Освободить детей от внутреннего зажима. 29. Что такое образ? Виды образа. Типы. Амплуа – герой (1ч.) Цель: Показать разнообразие образов. Переход от одного образа к другому. 30. Этюд «Кто на картинке?» Цель: Работа в группах. Умение договариваться, распределять роли. 31. Грим «Олень», «Бабочка». Цель: Научить детей элементарным навыкам нанесения грима. 32-33. Подготовка к спектаклю. Цель: Репетиция, отработка отдельных сцен, просмотр реквизита. 34. Постановка спектакля. Цель: Дать возможность детям раскрыться каждому в своей роли. Технические средства: Телевизор, Видеомагнитофон, DVD, Компьютер, Диски с записью сказок и постановок. Литература: 1. Мочалов в роли Гамлета. В сб.: Белинский о драме и театре. М.-Л., 1999г. с.241-251. 2. Горчаков Н. Режиссёрские уроки К.С. Станиславского. М., 1989г. 3. Режиссёрские уроки Евг. Б. Вахтангова. М. 1988г. 4. Гончаров А. Режиссёрские тетради. М., 1980г. 5. Голубовский Б. Место работы - театр. М., 2005г. 6. Завадский Ю. Рождение спектакля. М., 2006г. 7. Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1998г. 9. Русский драматический театр. М., 2009г. Журнал «Воспитание школьников» №4, 2004 год. Журнал «Воспитание школьников» №3, 2005 год. Журнал «Классный руководитель» №6, 2001 год. Журнал «Классный руководитель» №2, 2003 год. Журнал «Классный руководитель» №7, 2003 год. Журнал «классный руководитель» №5, 2004 год. Журнал «Классный руководитель» №7, 2005 год. |