Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 145.9 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.04.2014
Размер145.9 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан.

Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте.

Современное понятие слова этикет близко к первоначальному и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.

Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье.

Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива.

Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.

Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты.

Цель программы:

воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе этикетных правил.

Задачи:

Воспитанники 4-5 лет

  • Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;

  • Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;

  • Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми; напомнить о необходимости здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

  • Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;

  • Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;

  • Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;

  • Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;

  • Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;

  • Учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.

Воспитанники 5-7 лет

  • Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших; учить способам обращения к незнакомым людям (продавцу, милиционеру и т.д.);

  • Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты;

  • Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре);

  • Учить детей правилам общения по телефону, написания писем;

  • Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;

  • Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих;

  • Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым); понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;

  • Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т.д.;

  • Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;

  • Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.

  • Закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой); способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.

  • Формировать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

Методические рекомендации по обучению детей правилам культуры поведения

Главным содержанием образовательной деятельности по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музей, кафе, библиотека и т.п. – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе образовательной деятельности, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе образовательной деятельности дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, необходимо проводить образовательную деятельность с небольшой группой (10-12 человек).

Для активизации деятельности детей можно использовать положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.

Следует активно вводить детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились.

Для усиления эмоциональной направленности занятий используются литературные, музыкальные и живописные произведения.

В конце образовательной деятельности следует подвести итог. Дети сами могут сделать необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Воспитатель еще раз четко указывает на самое главное, что следует усвоить.

Для закрепления правила можно рекомендовать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки “Репа”. В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются привила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра “Бояре, а мы к вам пришли”. Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости и принимали гостей с радостью. Дети играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.

В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все раз убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Если же поделки принесет воспитательница, то дети поймут: во-первых, она хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, она прекрасная рукодельница и все умеет делать.

Дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото “Как мы одеваемся” поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра “Настольный телефон”, в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.

Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например по темам “Столовый этикет”, “Посещение театра или кафе”, “Прием гостей” и т.д. Они не только наблюдают за своими детьми, но помогают воспитателю, вооружаются теми правилами, которыми овладевают дети.

Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, помните, что взрослого человека надо учить осторожно и навязчиво. Цель воспитателя – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе, порекомендуйте им специальную литературу. Кроме этого, по желанию родителей, можно организовать “Школу молодой семьи” или “Школу этикета”, занятия которой будут посещать желающие родители. По окончании данной школы родителям можно выдать дипломы или свидетельства, присвоить звание “Самый культурный родитель” и т.д.

На родительских собраниях важно соблюдать уважение к личности ребенка и его родителя. Нежелательно говорить плохо о ребенке, тем более в присутствии посторонних для него людей. На собраниях лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать при индивидуальной беседе.

Данные формы работы с дошкольниками наиболее эффективны в воспитании культуры поведения. Однако, обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада. Воспитатель, начиная работу, в группе, совместно с детьми формирует определенный поведенческий порядок: внимательно слушать воспитателя и ребят, не перебивать, не мешать другим, не отвлекаться, отвечать четко и понятно, не смеяться над неудачами других, не бояться ошибаться и т.п.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.

ПРИМЕРНОЕ КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С Е Н Т Я Б Р Ь





4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1 нед.










2 нед.




Игра – беседа «Что такое этикет?

Игра-беседа «Этикетные формулы – помощники общения»

3 нед.




Для чего люди здороваются?

Знакомство с феей Добра и Зла.


4 нед.




Королевские приветствия

Королевские приветствия





О К Т Я Б Р Ь




4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1 нед.




«Плохо без пожалуйста»

Правила приветствия.

Приветственные слова и обороты.

2 нед.




Это слово говорят, когда всех благодарят.

В чем проявляется доброта? Вежливость и доброта 2 сестры.


3 нед.




Зачем говорить «До свидания»

Мое любимое слово «Пожалуйста».


4 нед.




Прощание с копилкой вежливых слов.

Прощание с копилкой вежливых слов.





Н О Я Б Р Ь




4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1 нед.




Развлечения:

«В нашей группе все дружны».

Всем советую дружить, ссориться не смейте, без друзей нам не прожить ни за что на свете.

2 нед.




Учимся дружить и женить друг друга

Друга ищи, а нашел береги.


3 нед.




Друг познается в беде.

Что мешает нам дружить.


4 нед.




Счастье дружбы

Только трусы с глупышками спор решают кулаком.





Д Е К А Б Р Ь




4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1 нед.




Дидактическая игра «Где аккуратность, там и опрятность»

«Добро не умрет, а зло пропадет»


2 нед.




Поведение в общественном транспорте

Правила поведения на улице и в общественном транспорте.


3 нед.




Инсценировка «Пять дел перед снои»

Беседа «Добро не умрет, а зло не пропадет»


4 нед.




Дидактическая игра «Дед Мороз заболел и помочь нам велел»

Дидактическая игра «Дед Мороз заболел и помочь нам велел»





Я Н В А Р Ь




4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1 нед.










2 нед.

Дидактическая игра «Что такое здравствуй»

Инсценировка «Поведение в гостях»

У тебя в гостях подруга (друг).


3 нед.

Дидактическая игра «Назови слова приветствия»

Практическая игра «Накрываем стол к чаю» Чаепитие.

Тебя пригласили в гости. Правила вежливого поведения в гостях.

4 нед.

Дидактическая игра «Слова прощания»

Практическая игра «Накрываем стол к обеду»

Подарочный этикет





Ф Е В Р А Л Ь




4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1 нед.

Дидактическая игра «Закрепление волшебных слов»

Закрепляем в форме игры «Посуда и столовые приборы»

Практическая работа «Сервировка стола»


2 нед.

Инсценировка «Пять дел перед сном»

Продолжение темы «Посуда и столовые приборы»

Манера поведения за столом.


3 нед.

Научим хрюшу умываться.

Правила поведения за столом

Соблюдение правил семейного этикета.


4 нед.

Научим чебурашку правильно сервировать стол к чаю.

Практическое занятие «Поведение за столом»

Игра-инсценировка «Правила пользования столовыми приборами.




М А Р Т




4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1 нед.

Игра-беседа: «Чужие игрушки»

Беседа: «Мама – самое дорогое слово на свете»

Беседа «Самая хорошая»


2 нед.

Игра: «Будь вежлив с друзьями»

Игра-инсценировка: «В театре»

Дидактическая игра «Мы идем в театр»


3 нед.

Дидактическая игра: «Каждой вещи свое место»

Продолжение игры «В театре»

Игра-инсценировка «В театре»


4 нед.

Игра-беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Игра инсценировка: «Поведение в общественном месте»

Развлечения «День рождения только раз в году».





А П Р Е Л Ь




4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1 нед.

Инсценировка «Непослушная Даша»

Беседа «Зависть здоровье забирает»

Соблюдение правил «Семейного этикета».


2 нед.

Дидактическая игра «Что видел Незнайка».

Беседа: «Красота человека и скромности и воспитании»

Беседа «Зависть здоровье забирает»


3 нед.

Дидактическая игра «Волшебная корзина»

Детская игра «У меня зазвонил телефон»

Детская игра «У меня зазвонил телефон»


4 нед.

Игра-развлечение «У куклы день рождения»

Тема: «Разговор с незнакомыми на улице, общение со взрослыми»

Продолжение темы «Разговор по телефону»





М А Й




4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1 нед.




2 нед.




КВН

(Повторение пройденного за год)

КВН

(Повторение пройденного за год)

3 нед.

ДИАГНОСТИКА


ЛИТЕРАТУРА

1.С.В. Петерина “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста”. Москва, 1986 г.

2.Л.М.Шипицина “Азбука общения” раздел № 8 С.-Петербург 2002 г.

3.Т.А. Шорыгина “Вежливые сказки” - этикет для малышей.

4.Н.В. Нищева “Развивающие сказки” 2002 С-Петербург изд. Детство-Пресс

5.С.А. Насонкина “Уроки этикета” С.-Петербург изд. “Акцент” 1998 г. 9.О.Н. Пахомова “Добрые сказки. Этика для малышей” Москва. Прометей 2003 г.

6.Е.А. Алябьева “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М. 2003 г

7.Т. Шорыгина “Этикет для малышей” М. Прометей. 2003 г.

8. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).- Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1999. 

9. Дошкольнику о хороших манерах и этикете: метод. пособие для педагогов/ И.Н. Курочкина.- М.: Просвещение, 2007.

10. Козлова С.А. Мой мир. Социальное развитие дошкольника: советы родителям. -М. «Линка-пресс».2003.

11. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками. – М., «Просвещение», 2005.

12. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста- М., «Просвещение», 1986 . 

13.Баринова Е.В. Уроки вежливости, доброты, М. Просвещение, 2013

14. Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете, М, Прометей, 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск