Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 111.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.04.2014
Размер111.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Краснодарский край, Динской район, поселок Южный Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Начальная общеобразовательная школа № 15»
УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 30 августа 2012 г.

Председатель педсовета

_________________ Лактионова Н.В.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по духовно – нравственному воспитанию «Этика: азбука добра»
Срок реализации программы 4 года
Возраст обучающихся 7 -11 лет
Количество часов 132
Составитель: Гриценко Ирина Александровна

1. Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных

классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности,

способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести

моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное

взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и

справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного

возраста.

Основная цель — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика курса. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме кружка

«Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

—развивающие нравственное сознание;

—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Курс «Этика: азбука добра» рассчитан на четыре года, 132 часа (33 часа в каждом классе: с 1 по 4, 1 час в неделю) Программа составлена с учётом возрастных особенностей развития младших школьников.




2. Тематический план программы




Наименование разделов/

модулей, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

4




Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные




1.



Школьный этикет

5

3

2

4

1

3

2

3

2

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.

2.



Правила общения

8

5

3

4

4

5

3

5

3

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким. Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации. Нравственное содержание ситуации, оценка ситуации.

3.

О трудолюбии

7

5

2

4

3

3

4

3

4

Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома. Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства

4.

Культура внешнего вида

5

3

2

3

2

3

2

3

2

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

5.

Внешкольный этикет

8

4

4

3

5

4

4

3

5

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.

Правила поведения в общественных местах.

Итого:

33

20

13

18

15

18

15

17

16





Содержание программы

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.

Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка —

мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за

выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса. В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Предполагаемые результаты реализации программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые

и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,

без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),

оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

—использовать в речи слова вежливости;

—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков

(в реальной жизни, героев произведений);

—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие

как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

—проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его;

—оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

в практических и жизненных ситуациях;

—оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях

(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким

и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,

театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

—использовать доброжелательный тон в общении;

—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Формы и виды контроля

Концерты, конкурсы, конференции, защиты проектов.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


  1. Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Бако», 2008

  2. Н.Ф.Дик «Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день» (ООО «Феникс») Ростов, 2008

  3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010

  4. М.А. Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4классы», издательство «Экзамен», ( серия « Учебно- методический комплект»), Москва, 2009

  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2007

  6. Воспитание школьников. № 6 – М., 2004 г .

  7. Воспитание школьников. № 2 – М., 2006 г.

  8. Воспитание школьников. № 6 – М., 2007 г.

  9. Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г.

  10. http://www.portal-slovo.ru/

  11. http://www.bestreferat.ru/referat-98091.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск