СОГЛАСОВАНО
стратегической комиссией Учредительного совета Школы
|
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 95
___________________________
И.Б. Пасичник
|
ПРОГРАММА
ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
В МОУ СОШ № 95
на 2011-2016 год город Краснодар 2011
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационная карта программы
| 3
| Пояснительная записка
| 5
| Цель и задачи программы
| 4
| Срок реализации программы
| 4
| Возраст детей
| 4
| Формы и методы реализации программы
| 6
| Перечень организаторов программы
| 4
| Направления и виды деятельности Перечень основных мероприятий по реализации
| 8
8
|
| Механизм реализации программы
| 18
| Ожидаемые результаты
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
| 1.
| Полное название программы
| «Я-здоровый человек»
| 2.
| Цель программы
| Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни
| 3.
| Направление деятельности.
| Учебно-развивающее
| 4.
| Автор программы
| Черемных Елена Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе
| 5.
| Методическое сопровождение
| Чирухина Наталья Николаевна
заместитель директора по УМР
| 6.
| Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу
| МОУ СОШ № 95
| 7.
| Адрес, телефон
| г. Краснодар,
ул. Кореновская, 33
| 8.
| Место реализации
| МОУ СОШ № 95
| 9.
| Количество учащихся
| 180 человек
| 10.
| Возраст учащихся
| от 7 до 11 лет
| 11.
| Сроки проведения.
| 2011-2016 г.
|
Программа по здоровьесбережению "Я — здоровый человек!"
В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье
Паспорт программы
Необходимость создания программы: ухудшение здоровья обучающихся в связи с изменениями экологической обстановки города и района, отношения к своему здоровью, социального благополучия.
Основные разработчики программы: Черемных Е.Ю., заместитель директора по ВР, Чирухина Н.Н., заместитель директора по научно-методической работе.
ЦЕЛЬ: формирование у обучающихся первой ступени понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;
организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков;
Сроки реализации программы. 2011 – 2016 гг.
Перечень основных блоков:
Педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
Психологический (работа педагога-психолога);
Социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
Блок двигательной активности (физическое развитие)
Исполнители. Педагоги школы
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы будут:
снижена заболеваемость или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),
повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус детей и подростков;
апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
разработана школьная программа по здоровьесбережению;
разработаны рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
включено в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
создана комната психологической разгрузки для обучающихся;
организована система кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ.
Система управления и контроля за реализацией программы.
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.
Формы контроля: результативность работы рассматривается 1 раз в год на МО классных руководителей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
14 % детей практически здоровы;
50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.
Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города школы и отдельно взятого класса.
Город Краснодар входит в число городов края, имеющих четко выраженную промышленную специализацию . С точки зрения воздействия на окружающую среду, практически все предприятия характеризуются повышенными вредными выбросами, которые усугубляются географо–климатическими особенностями города, расположенного в низине. Река и водоемы, протекая по территории интенсивной хозяйственной деятельности, загрязняются промышленными и городскими стоками, а также поверхностными, ливневыми и талыми водами. Одним из основных загрязнителей атмосферы является углекислый газ. Газообразные выбросы на территории Краснодара – оксиды железа, свинца, сажа, фтор, хлор, ртуть и другие соединения, опасные для здоровья, особенно опасны аэрозоли свинца. В результате хозяйственной деятельности происходит загрязнение почв различными тяжелыми металлами, содержащимися в отходах добычи и переработки полезных ископаемых, в продуктах сгорания топлива и хозяйственно-бытовых отходах, обладающими высокой токсичностью к растениям, животным и человеку.
Прикубанский округ, в котором расположено наше образовательное учреждение и проживают все обучающиеся класса, является зоной повышенного внимания экологической службы города, так как расположен в низине относительно других районов города, в окружении сельскохозяйственных объединений, которые удобряются химикатами.
В связи со всеми вышеперечисленными причинами в районе наблюдаются хронические заболевания, связанные с дыхательной системой и желудочно-кишечным трактом. Анализ уровня заболеваемости за период обучения в начальном звене, показал, что у 44 % обучающихся наблюдается предрасположенность к заболеваниям такого рода. Еще одним фактором, подтолкнувшим к созданию данной программы, послужило наличие в классе обучающихся с нарушениями осанки и зрения.
Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей данного класса:
интенсификация учебного процесса и гиподинамия;
стрессовая ситуация в семье и школе;
несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
недостатки в существующей системе физического воспитания;
низкий уровень медицинского обслуживания, направленного, как правило, только на оказание экстренной, необходимой медицинской помощи;
отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.
Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”; закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; закона РФ “Об образовании”; письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования”; письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 “Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7; “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02” // Официальные документы в образовании – 2003, №3; приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 “О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ” // Официальные документы в образовании 20/2002; письма Минобразования “О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению “Здоровьесберегающие технологии””// Официальные документы в образовании - 2002, №26; письма Минобразования РФ от 21.02.2001 №1 “О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) ОУ”; приказа Минобразования РФ от 28.02.2000 г. № 619 “О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде” // Вестник образования – 2000, апрель №8; письма Минобразования России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 “О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков”; санитарных правил “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях” // Вестник образования – 2000, №1; решения коллегии Минобразования РФ от 08.04.1997 г. № 4/2 “Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией”; закона от 29.11.2000 г. №821 “Об образовании в Кемеровской области”; региональной программы “Здоровье и образование”; приказа Минобразования России и Минздрава России от 30.06.98 № 186/272 “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях”).
Цель программы — формирование у обучающихся первой ступени понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Миссия программы — научить “безопасному плаванию по жизни”
Задачи:
отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
создать информационный банк о состоянии здоровья детей и подростков;
организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков.
Основные блоки программы:
педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
психологический (работа педагога-психолога);
социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
блок двигательной активности (физическое развитие).
Задача классного руководителя в педагогическом блоке – стать организатором, координатором совместного творчества (сотворчества) детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое помогало бы каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.
Социально-профилактическая работа в социальном блоке по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы. Данная профилактика должна стать частью всей системы воспитания.
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни должно также стать одним из основных направлений работы психолого-социальной службы школы. Проведение мониторингов по выявлению учащихся “группы риска” поможет педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики с разными группами учащихся, что даст позитивный результат. Комплексный психолого-педагогический подход к проблеме позволит аккумулировать эффект от взаимодействия всех специалистов.
1 класс – “Здоровье – это здорово!”, под девизом “Твой завтрашний успех начинается сегодня”;
2 класс – “Здоровье – это спорт!” под девизом “Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся, снова побеждай”;
3 класс – “Здоровье – это победа над собой!” под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой”;
4 класс – “Здоровье – это умение общаться!” под девизом “Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее важно, чем обладание талантом”;
5 класс – “Здоровье – это жизнь!” под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя”.
В учебной деятельности здоровьесберегающий компонент реализуется в ходе уроков. Во внеурочной деятельности программа “Я – здоровый человек!” опирается на школьную программу воспитательной работы “Будущее в настоящем
Основные направления и предполагаемые результаты реализации программы Направления работы
| Исполнители
| Предполагаемые результаты
| 1 класс – “Здоровье – это здорово!”, по девизом “Твой завтрашний успех начинается сегодня”;
| Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники
| - создание благоприятного психо-эмоционального фона;
-развитие адаптационных возможностей;
- формирование у обучающихся потребности ЗОЖ.
| 2 класс – “Здоровье – это спорт!” под девизом “Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся, снова побеждай”;
| Классный руководитель, учитель физической культуры
| - совершенствование физических качеств;
- формирование приоритетного отношения к своему здоровью.
| 3 класс – “Здоровье – это победа над собой!” под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой”;
| Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники
| - развитие самопознания;
- формирование психологической культуры личности.
| 4 класс – “Здоровье – это умение общаться!” под девизом “Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее важно, чем обладание талантом”;
| Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники
| - совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности.
| 5 класс – “Здоровье – это жизнь!” под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя”.
| Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники
| Формирование здоровой целостной личности
| Предполагаемые результаты
Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику .В результате работы может быть построена модель здорового школьника
Перечень основных мероприятий по реализации
программы «Я – здоровый человек» на 2011 - 2016 годы.
1 класс
«Здоровье – это здорово!»
(план работы)
Твой завтрашний успех начинается сегодня
№ п/п
| Сотрудничество
| Учебные четверти
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| 1
| Классный руководитель
| Классный час «Что такое здоровье?»
| Кл. час «Как живешь, первоклассник?»
Конкурс рисунков о здоровье
| Лекторий-игра «Мои жизненные ценности» (1 этап)
| ПДД. Дорожные «ловушки»
Экскурсия в спортивный центр п. Энка
| 2
| Классный руководитель и педагог-психолог
| Сопровождение адаптационного процесса
| Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!»
| Психологическое занятие «Дружеский десерт»
| Проведение дней психологической адаптации
| Адаптационная игра «Правила трех С – сотрудничество, сочувствие, самоконтроль»
| Игра «Наши учителя»
| Факультативный курс «Психология личности»
| 3
| Классный руководитель и учителя-предметники (физкультуры, музыки, ИЗО)
| Природоведение. Урок «Закаливание организма».
| Природоведение. Урок «Питание и здоровье человека».
| Природоведение. Урок «Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека»
| Технология.Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов, Литературное чтение. Урок «Устное народное творчество. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного
| 4
| Классный руководитель и медицинские работники
| Проведение профилактических прививок.
| Фиточай.
| Мониторинг санитарно-гигиенических условий
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся.
Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»,1-5 класс
| Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся.
| Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 11 классов. Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка», 4-5кл.
| Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья», 1 - 11кл.
| 5
| Классный руководитель и родители
| Психологическая беседа «Особенности адапатационного периода» (педагог-психолог)
| Психологическая беседа «Трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины» (психолог)
| Собрание «Как сохранить здоровье ребенка?»
| Родительское собрание «Семейное воспитание и здоровье наших детей» (психолог)
| 6
| Классный руководитель и педагог-организатор, ПДО
| Конкурсная программа «Посвящение в первоклассники»
| Беседа : «Если хочешь быть здоров»
| Беседа «для чего нужен режим дня»
| Сказка «Репка» о вредных привычках
| 7
| Классный руководитель и учитель физической культуры
| Неделя туризма.
«Путешествие в страну «Витаминию»
| День здоровья.
Игровая программа «Спортлото»
| День здоровья.
«Богатырские игрища»
| День здоровья.
День здоровой семьи.
|
2класс
«Здоровье – это спорт!»
(план работы)
Не тешься успехом долго,
намечай новую цель,
снова добивайся, снова побеждай.
№ п/п
| Сотрудничество
| Учебные четверти
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
| 1
| Классный руководитель
| Беседа «Определение здорового образа жизни»
| Кл. час «Курение – медленная смерть»
Экскурсии по спорткомплексам города
| Беседа «Мы разные, но мы- одна семья»
| Викторина «В плену вредных привычек»
Экскурсия в дендрарий КСХИ
| 2
| Классный руководитель и педагог-психолог
| Факультативный курс «Психология личности»
| Анкетирование «Это сладкое слово «успех»
| Анкетирование «Хорошие и плохие привычки»
| Тренинг «Привычки и воля»
| Игра по развитию толерантности «Волшебный кристалл»
| 3
| Классный руководитель и учителя-предметники (в том числе ИЗО, физкультуры, музыки)
| Окружающий мир.Урок «Профилактика переутомления), 2 класс.
| Кубановедение. Урок-фантазия «Витамины полей и садов края и наш организм».
| Литературное чтение. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного)
| Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов, 1- 11кл.
| 4
| Классный руководитель и медицинские работники
| Проведение профилактических прививок.
| Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»,2 класс
| Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся.
| Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 11 классов. Составление кроссвордов о витаминах «Веселая минутка», 2 кл.
| Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья», 1 - 11кл.
| 5
| Классный руководитель и родители
| Круглый стол «Первые проблемы здоровья школьника» (психолог)
| Собрание «Компьютер в жизни школьника»
| Родительское собрание «Физическое развитие школьников»
| Лекторий «Здоровая семья – здоровый образ жизни»
| 6
| Классный руководитель и педагог-организатор, ПДО
| Беседа инспектора ГИБДД о ПДД«Будь внимателен на дорогах»
| И снова о вреде курения
| Беседа соцпедагога «Относись к другим, как если бы ты хотел. Чтобы относились к тебе»
| Дискуссия «Здоровье мы делаем сами»
| 7
| Классный руководитель и учитель физической культуры
| День здоровья.
Праздник пяти олимпийских колец.
| День здоровья.
Праздник мяча.
| День здоровья.
«Зимние забавы»
| День здоровья.
«Папа, мама, я – здоровая семья»
| |