СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа распределяет учебные часы по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся.
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс начальной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно
информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Изобразительное искусство является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно- прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Программа воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию школьников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики, из которых ведущая - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной. На каждом занятии педагог формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, художественно - творческую активность, интерес к внутреннему миру, к сознанию своих личных связей с искусством, развивает умения и навыки художественной деятельности, приобщает детей к миру профессионального искусства, красоте природы, человека. Умения и навыки изображения усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческой задачи.
В основе лежит четкая последовательность приобщения ребенка к связям искусства с его личностью: от понимания образности самих художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, то есть способов выражения своих чувств и отношения жизни.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных: видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
В рабочей программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств:
изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б.М.Неменского, В.Г.Горяева, Г.Е.Гурова, Л.А.Неменской и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности На уроках изобразительного искусства формируются умения:
воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения;
объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
создавать творческие работы на основе собственного замысла;
умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Задачи художественного развития учащихся в 3 классе
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- развивать понимание неразрывной связи своей жизни, предметного окружения с деятельностью пластических (пространственных) искусств;
- развивать понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании любого предмета быта и произведений искусства в окружающей человека жизни;
- развивать умение видеть и ценить труд художников, создающих неповторимый облик родного города на протяжении веков;
- развивать интерес к восприятию памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка средствами комплексного воздействия разных видов искусств: изобразительного искусства, музыки, литературы.
Формирование художественно-творческой активности:
- уметь видеть творческий вклад художников в создание различных предметов для дома, для придания своего облика городу, улице, театру;
- творчески участвовать в создании эскизов предметов, окружающих детей дома (игрушек, книжек, посуды и др.), на улицах города, в театре;
- активно участвовать в беседах на уроке, в индивидуально-коллективных формах творчества;
- активно участвовать в организации выставок в классе и школе.
Результаты обучения
Формирование художественных знаний, умений, навыков у учащихся 3 класса:
- учиться понимать, что в создании разных предметов для дома, школы, театра, города важную роль играют качество и красота материала, разнообразие и красота форм, узоров, конструкций;
- знать, что в создании любой вещи, объекта окружающей нас среды, произведений искусства принимают участие Мастера Изображения, Украшения и Постройки;
- знать основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;
- знать, что лучшие произведения искусства хранятся в музеях изобразительного искусства, художественных галереях, музеях декоративно-прикладного искусства и музеях под открытым небом; знать основные музеи нашей страны;
- иметь представление о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (И.Билибин, Ю.Васнецов и др.), об известных народных художественных промыслах России (Хохлома, Гжель, промыслы народной игрушки, промыслы своего региона);
- запомнить ряд имён мастеров, с работами которых встречались на уроках (И.Левитан, А.Саврасов, И.Репин, В.Серов, В.Ватагин);
- владеть элементарными навыками работы гуашью, цветными мелками, а также работы с пластилином или глиной, бумагой, необходимыми для осуществления творческих замыслов;
- владеть элементарными приёмами изображения глубины пространства (наблюдательной перспективой) с элементами загораживания, передачи величины предметов (дальше – меньше, ближе – больше);
- знать начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс);
- учиться передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;
- владеть простейшими навыками объёмного конструирования из бумаги при создании «проектов» оград, фонарей, зданий, витрин, транспорта, выразительных масок и кукол для школьного театра. Содержание программного материала
№ п/п
| Наименование раздела
| Всего часов
| Сроки изучения
| Контрольные и диагностические работы
| Сроки проведения
| Примечания
| 1.
| «Искусство в твоём доме»
| 8 часов
| I четверть
| Выставка работ
| На уроке
|
| 2.
| «Искусство на улицах твоего города»
| 7часов
| II
четверть
| Выставка работ
| На уроке
|
| 3.
| «Художник и зрелище»
| 11часов
| III
четверть
| Выставка работ
| На уроке
|
| 4
| «Художник и музей»
| 8часов
| IV
четверть
| Выставка работ
| На уроке
|
|
| Всего
| 34 часа
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по ИЗО
Планирование раздела №1
«Искусство в твоём доме» (8 часов)
№ п/п
| Тема учебного занятия
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Материалы и зрительный ряд
| Дата
проведения
| 1.
| Вводное занятие.
Твои игрушки
(Создание формы)
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Пластилин, глина, мука, водоэмульсионная краска.
Практическая работа в создании будущей игрушки из данных м-ов.
Подлинники, слайды образцов дымковской, филимоновской , богородской и др. игрушек.
|
| 2.
| Посуда у тебя дома
(Создание посуды на каждый день и праздничной. Связь формы и декора посуды с её назначением)
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Пластилин.
Практическая работа в лепке посуды.
Слайды и подлинники образцов посуды (Хохлома, Гжель и др.)
|
| 3.
| Обои и шторы в твоём доме
(Создание орнамента для обоев)
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Альбом (белая бумага), цветная бумага, гуашь, кисти.
Практическая работа в
создании орнамента для обоев на белой или цв. бумаге. Образцы обоев, слайды.
|
| 4.
| Мамин платок
(Создание эскиза росписи платка. Композиция и эмоциональное звучание цвета в росписи)
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы.
Практическая работа в росписи платка на цветной бумаге. Слайды платков.
|
| 5-6
| Твои книжки
(Создание книги. Форма, цвет, размер, оформление обложки, иллюстрации)
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Белая бумага, цветной картон, белые нитки, игла, степлер, цв. карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.
|
| 7.
| Поздравительная открытка
Создание поздравительной открытки-образа.
(Открытка как предмет искусства)
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
|
Пластилин, стеки, картон, белая и цв. бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти, сухие травы.
Слайды и подлинники поздравительных открыток.
|
| 8.
| Труд художника для твоего дома.
(Обобщение темы четверти)
| 1
| Обобщение
изученного
материала
| Занимательные игры-угадайки, экскурсия по выставке детских работ, выполненных за это время.
|
| Планирование раздела №2
«Искусство на улицах твоего города» (7 часов)
№ п/п
| Тема учебного занятия
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Материалы и зрительный ряд
| Дата
проведения
| 1
| Памятники архитектуры – наследие веков
(Изображение памятников архитектуры, основываясь на разнообр. архит. форм и их нарядном декоре).
| 1
| Изучение и первичное закрепление нов. знаний
| Белая или тонир. бумага, гуашь, кисти, восковые мелки.
Слайды архитектурных памятников.
|
| 2.
| Парки, скверы, бульвары
(Изображение культурной природной среды. Разные по характеру парки (для сказочных героев, весёлый детский парк-аттракцион, аллея воинской славы)
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Белая или тонированная бумага, гуашь, крупные и мелкие кисти. Слайды парков культуры и отдыха.
|
| 3.
| Ажурные ограды
(Создание проектов ажурных оград.) Приобщение детей к красоте ажурно-сетчатых конструкций оград и решёток скверов, парков, перил мостов (чугунное литьё, ковка); деревянного узорочья изб, ворот и т. д.
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Белая, чёрная и цветная бумага, клей, ножницы, цветной картон, серпантин.
Слайды ажурных узоров (ковка, деревян. узорочье).
|
| 4.
| Фонари на улицах и парках
(Создание проектов фонарей.
Важная роль уличных и парковых фонарей в создании неповторимого облика города.)
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Цветная бумага, клей, ножницы. Белая бумага, гуашь, кисти.
Слайды Московского музея фонарей.
|
| 5.
| Витрины магазинов
(Создание проектов оформления витрины. Композиционное решение, цветовой строй, ритм. расположение предметов в пространстве).
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Коробка от обуви, цветная бумага, клей, ножницы.
Слайды витрин магазинов.
|
| 6.
| Транспорт в городе
(Создание проектов машин.
Образ машины через её форму.)
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Коробочки разных размеров, цветная бумага, клей, ножницы.
Слайды городского транспорта.
|
| 7.
| Что сделал художник на улицах моего города (моего села)
(Обобщение темы четверти)
| 1
| Обобщение
изученного
материала
| Урок-викторина, игра в экскурсоводов по коллективному панно детских работ.
|
| Планирование раздела №3
«Художник и зрелище» (11 часов)
№ п/п
| Тема учебного занятия
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Материалы и зрительный ряд
| Дата
проведения
| 1-2
| Художник в цирке
(Изображение циркового зрелища, отдельного номера или персонажа в процессе выступления).
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Гуашь, кисти, белая бумага, восковые мелки, пастель.
Слайды цирковых выступлений.
|
| 3-4
| Художник в театре
(Создание «Театра на столе».
Художественно-декоративное
оформление спектакля).
| 2
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Гуашь, кисти, белая и цветная бумага, картон, ножницы, клей, коробки от обуви, пластилин.
Слайды театр. выступл.
|
| 5-6
| Театр кукол
(Изготовление перчаточных кукол и создание спектакля).
| 2
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Пластилин, мука, водоэмульсионная краска, картон, кусочки ткани, ножницы, клей, картон, большая обувная коробка.
Слайды, образцы кукол.
|
| 7-8
| Маска
(Создание маски).
| 2
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Цветной картон,
цветная бумага, клей, ножницы, старые очки, большое фото лица из журнала (глаза), верёвки,
пакля, бусы и т. д.
Слайды масок, образцы.
|
| 8.
| Афиша и плакат
(Составление эскиза афиши к своему кукольному спектаклю или цирковому представлению).
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Альбомный лист, гуашь, кисти, восковые мелки, пастель.
Слайды афиш.
|
| 9.
| Праздник в городе
(Создание эскиза праздничного оформления города, села, двора на
тему).
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Альбомный лист, гуашь, кисти.
Слайды оформления улиц села (города).
|
| 10.
| Школьный карнавал
(Обобщение темы четверти).
| 1
| Обобщение
изученного
материала
| Урок-путешествие по темам четверти (просмотр кукольных спектаклей, афиш, масок).
|
|
Планирование раздела №4
«Художник и музей» (8 часов)
№ п/п
| Тема учебного занятия
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Материалы и зрительный ряд
| Дата
проведения
| 1.
| Музеи в жизни города
(музей искусства)
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Просмотр слайдов с изображением Третьяковской галереи, Музея изобраз. искусств им. А.С.Пушкина и др.
|
| 2.
| Картина – особый мир Картина-пейзаж (жанр пейзажа)
Изобразить два эмоционально разных пейзажа: радостный и грустный
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Знакомство с станковым искусством. Отличие картины от иллюстрации в книге. Роль рамы в восприятии картины. Просмотр слайдов. Слайды пейзажной живописи (И.Левитан,
А.Саврасов, А.Куинджи).
|
| 3-4
| Картина-портрет (жанр портрета)
(Изобразить портрет интересного для себя человека).
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Гуашь, акварель, кисти, альбом.
Слайды портретов.
|
| 5.
| Картина-натюрморт
(жанр натюрморта)
(Изобразить натюрморт разного эмоционального звучания: радостный,
грустный, нежный).
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Гуашь, акварель, кисти, альбом.
Просмотр слайдов.
|
| 6.
| Исторические картины и картины бытового жанра
(Создать композицию на тему исторических событий или будничной человеческой жизни).
| 1
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Гуашь, акварель, кисти, альбом.
Просмотр слайдов (П.Корин «Александр Невский», В.Васнецов «Витязь на распутье» и др.
|
| 7.
| Скульптура в музее и на улице
(Создать из глины (пластилина) фигурку человека или животного в движении).
| 2
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Глина (пластилин), мука, водоэмульсионная краска, гуашь, кисти.
Слайды скульптур.
|
| 9.
| Художественные выставки
(Обобщение темы четверти и года)
| 1
| Обобщение
изученного
материала
| Занимательные игры-угадайки, экскурсия по выставке детских работ, выполненных за год.
Проведение экскурсии.
|
|
|