Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 61
г. Челябинска
РАССМОТРЕНО
| УТВЕРЖДЕНО
| на заседании МО
учителей начальных классов
| на заседании
методического совета
| Протокол № ______от_______2010 г.
| Протокол № ______ от________2010 г.
| Руководитель МО
| Директор МОУ № 61
| _________/М.А. Широкова
| _________ О.М. Серышева
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(«Школа России»)
для 1-4 классов Составители программы: А.Ю. Гумметова, учитель начальных классов высшей категории;
М.А. Широкова, учитель начальных классов высшей категории;
Т.К. Зорич, учитель начальных классов высшей категории;
А.В. Стафеева, учитель начальных классов первой категории;
С.А. Плешанова, учитель начальных классов первой категории;
А.Э. Новаковская, учитель начальных классов первой категории.
Челябинск, 2010 г. Пояснительная записка
В соответствии с «Положением о рабочей программе в МОУ № 61», Уставом МОУ № 61 (раздел IV, п. 39) разработана рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов.
Преподавание предмета «ИЗО» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003г № 2783).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004).
Приказ ГУОиН Челябинской области «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 01.07.2004г. № 02-678).
Приказ МОиН РФ от 23.12.2009 г. № 822 «Об утверждении федерального перечня учебников на 2010/2011 учебный год».
Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план // Сборник нормативных документов. Начальная школа / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006.
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству. Сборник нормативных документов. Начальная школа / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007
Письмо МОиН Челябинской области № 103-3073 от 28.06.2010 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010/2011 учебном году».
Приложение 1 к письму МОиН Челябинской области № 103-3073 от 28.06.2010 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в образовательных учреждениях Челябинской области в 2010/2011 учебном году».
9. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (авт. Б.М. Немен ский, В.Г. Горяев, Г.Е. Гуров, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских, М.Т. Ломоносова, Е.И. Коротеева)// Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч/ Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев и др. - М.: Просвещение, 2009
10. Учебный план МОУ № 61 на 2010/2011 учебный год.
Формирование учебно-методического комплекса ОУ по ИЗО проводится в соответствии с федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. №822.
При этом учитывались следующие факторы:
Реализуется миссия школы до 2015 года (создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся, формирование потребности в саморазвитии и самосовершенствовании для достижения образовательного стандарта, подготовка обучающихся к социально-профессиональному определению).
Квалифицированные кадры для реализации данного УМК (высшая и первая квалификационные категории учителей начальных классов).
Наличие программного и учебно-методического обеспечения (Учебно-методический комплект по ИЗО издательства «Просвещение» (под редакцией Б.М. Неменского): учебники и методические пособия соответствует государственному стандарту, имеет завершенность учебной линии).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета (кабинеты начальных классов оборудованы дидактическим материалом для выполнения практической части)
ИЗО относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в начальной школе.
Согласно действующему Областному Базисному учебному плану, Учебному плану МОУ № 61 на 2010/2011 учебный год и авторской программе общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» (авт. Б.М. Немен ский, В.Г. Горяев, Г.Е. Гуров, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских, М.Т. Ломоносова, Е.И. Коротеева)// Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч/ Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев и др. - М.: Просвещение, 2009 в начальной школе предусмотрено на изучение ИЗО 135 учебных часов, которые распределены следующим образом:
1 класс-33 ч., 2 класс-34 ч., 3 класс-34 ч., 4 класс – 34 ч. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения ИЗО на ступени начального общего образования, изложенные в Пояснительной записке к программе по ИЗО. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип: «От родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру.
В начальной школе в преподавание ИЗО представлено в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство. 1 класс: знакомит учащихся с Мастером Изображения, который учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать видеть, рассматривать мир. 2 класс: основная задача – познакомить с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материалов. Знакомство с мастерами Украшения и Постройки. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. 3 класс: одна из основных идей программы – «От родного порога - в мир культуры Земли», т.е. без приобщения к культуре своего народа (даже культуре своей «малой родины») нет пути к общечеловеческой культуре. 4 класс: целью художественного воспитания и обучения является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека. Братья – Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознания многообразия художественных культур мира. Для реализации НРК содержания образования предмета «Изобразительное искусство» отводится 10 % учебного времени с целью: познакомить учащихся с творчеством художников, архитекторов родного края, воспитать их патриотами своей малой родины, обогатить содержание уроков изобразительного искусства.
Содержание национально-регионального компонента отражено в календарно-тематическом планировании с учетом соответствующих тем, положений базового компонента программы и распределения учебного времени при изучении курса «Изобразительное искусство»
в 1 классе:
-
№ урока
| Тема
| Содержание
| 5
| Мастер Изображения учит видеть.
| Красота Уральской природы.
| 10
| Художники и зрители.
| Картинная галерея г. Челябинска
| 14
| Цветы. Узоры на крыльях.
| Цветущие растения класса
| 15
| Красивые рыбы. Украшение рыб.
| Беседа об аквариуме в парке ЧМК. 20 мин.
| 16
| Украшение птиц.
| Животный мир Урала.
| 18
| Мастер Украшения помогает сделать праздник.
| Беседа о праздничном городке на площади Революции, площади у к/т «Россия»
| 19
| Постройки в нашей жизни.
| Старинные постройки города.
| 27
| Город, в котором мы живем.
| Город Челябинск – мой родной город. 30 мин.
| 28
| Мастер Постройки помогает придумать город.
| Волшебные руки строителей города.
| 30
| Праздник птиц.
| Птицы Урала.
| 31
| Разноцветные жуки.
| Насекомые Урала.
| во 2 классе:
-
№ урока
| Тема урока.
| Содержание
| 6
| Создание коврика из осенних листьев.
| Каштакский бор. Заочная экскурсия.
| 10
| Изображение животных в зоопарке.
| Челябинский зоопарк. Беседа после посещения.
| 13
| Украшение и фантазия.
| Национальный костюм народов Южного Урала.
| 17
| Изображение добрых и злых животных.
| Цирк города Челябинска. Беседа после посещения
| 24
| Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов и одежды.
| Герои сказов П.П.Бажова.
| 27
| Изображение Огневушки-Поскакушки (фантазирование)
| Сказ П.П.Бажова «Огневушка-Поскакушка»
|
в 3 классе:
-
№ урока
| Тема урока
| Содержание
| 2
| Посуда у тебя дома
| Красота Южно – Уральского фарфора
| 5
| Твои книжки
| Иллюстрирование сказов
П. П. Бажова
| 10
| Парки, скверы, бульвары
| Детский парк Металлургического района (история, природа парка)
| 11
| Ажурные ограды
| Каслинское литьё
| 15
| Что сделал художник на улицах моего города
| Родному городу 274 года. Металлургическому району – 65 лет
| 16
| Художник в цирке
| Цирк города Челябинска. Беседа после посещения.
| 21
| Театр кукол
| Кукольный театр г. Челябинска. Беседа после посещения.
| 27
| Музеи в жизни города
| Музеи города Челябинска. Обзорная заочная экскурсия.
| 29
| Картина - пейзаж
| Художники Урала
|
в 4 классе:
-
№ урока
| Тема урока
| Содержание
| 4
| Деревня – деревянный мир
| Художественное творчество Урала
| 9
| Древнерусский город - крепость
| От крепости к современному городу (ко дню рождения г. Челябинска)
| 10
| Древние соборы
| Архитектура соборов и церквей Челябинска
| 13
| Города русской земли
| Архитектурный облик городов Урала
| 28
| Все народы воспевают мудрость старости
| Судьба семьи в судьбе страны.
| 31
| Герои, борцы и защитники
| Памятники героям в Челябинске
|
Реализация национально-регионального компонента и дополнительная литература, используемая для расширения знаний по предмету
Народное искусство Урала. Традиционный орнамент. Текстиль. Автор-составитель О.Б. Ворончихина. Екатеринбург. Свердловский областной дом фольклора, 2003
Атлас Челябинской области. Люби и знай свой край.- М.: Росткартография, 1998
Корецкая Т.Л. Путешествие по Челябинску. Челябинск: Юж.-Урал. кн. Изд-во, 2006
Виноградов Н. Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учебник для учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997.
И.М. Пешкова. Искусство каслинских мастеров. В 2-х книгах. Челябинск. Южно-уральское книжное издательство, 1983
Челябинская фабрика художественных изделий. Челябинский сувенир. ММП РСФСР. Управление местной промышленности челябинского облисполкома.
Электронное пособие «Национально – региональный компонент: природа Южного Урала» для учителей начальных классов. - Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ», Факультет подготовки учителей начальных классов Кафедра МЕиМПМиЕ.
Евстифеева Н.А. Кое-что о птицах Южного Урала. Информационное пособие по естествознанию для учителей начальных классов. – Челябинск: «Взгляд», 2003.
Литературное краеведение. Челябинская область/ Н.А. Капитонова. – Челябинск: АБРИС, 2008.
Историческое краеведение. Челябинская область: учеб.пособие /Н.Б.Виноградов, М.С.Гитис, В.М.Кузнецов – Челябинск: АБРИС,2009.
Географическое краеведение. Челябинская область: справочно-учебное пособие /М.С.Гитис, А.П.Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2008.
Моисеев А.П. Память челябинских улиц. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1988.
Памятники истории Челябинской области: Справочник / Ф.Я.Дробот, В.С. Колпакова, Н.П.Парфентьев и др. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1990.
Очерки истории Челябинской области. / Н.Б.Виноградов, В.Н.Елисеева, А.В.Лушников и др. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1991.
Весь Челябинск и его окрестности. Справочник. /Составители: А.Ш. Либерман, А.П.Моисеев, Н.К. Хрюкина. Издательство «Экодом». – Челябинск, 1995.
Челябинск в разных измерениях. Сост. А.А. Золотов. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986
Изобразительное искусство. 20 век Челябинск. Всероссийский Фонд «Культурное наследие». Челябинская Областная Картинная Галерея. Союз Художников России. Челябинская организация.
Костарева Т.В. Он любил жизнь и людей. Челябинск: Цицеро, 2007
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994
Народные художественные промыслы. Дымковская игрушка. Изд-во «Планета», Москва
Наш дом – металлургический район. Изд. фирма «ГАРО». Челябинск, 1995
Челябинск. История моего города. Книга для чтения/Под ред. В.С. Боже, Г.С. Шкребня. Челябинск: АБРИС, 2005
Шевалев В.П. Музей под открытым небом. –Каменск-Уральский: Калан, 1997
Владимир Садырин. Зеркала души. Книга-альбом. М.: «Вентана-Граф», 2008
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение
образовательной области «Искусство». ИЗО
МОУ № 61
Образовательная область
| Предмет
| Класс
| Кол-во часов
в год/в неделю
| Учебная программа
| Учебники и учебные пособия для учащихся
| Методические пособия для учителя
| Инструментарий для оценивания уровня образованности учащихся
| Искусство
| ИЗО
| 1
| 33/1
| Изобразительное искусство и художественный труд. Авт. Б.М. Неменский, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуров и др. (Школа России Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях // Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев - М.: Просвещение, 2009
| 1. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская: под ред Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2010.
: учеб. для 1 класса нач. шк./Л.А. Неменская; под ред Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.
| 1.Изобразительное искусство: 1 – 4 кл.: методическое пособие [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.]; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
2.Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М: ВАКО, 2009.
| Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Начальная школа / Изобразительное искусство/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007
| ИЗО
| 2
| 34/1
| Изобразительное искусство и художественный труд. Авт. Б.М. Неменский, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуров и др. (Школа России Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях // Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев - М.: Просвещение, 2009
| 1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.]; под ред Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2010.
2. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Г.Е. Гуров, Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь . 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2009.
| 1.Изобразительное искусство: 1 – 4 кл.: методическое пособие [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.]; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
| Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Начальная школа / Изобразительное искусство/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007
| Искусство
| ИЗО
| 3
| 34/1
| Изобразительное искусство и художественный труд. Авт. Б.М. Неменский, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуров и др. (Школа России Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях // Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев - М.: Просвещение, 2009
| 1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [ Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.]; под ред Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2010.
2. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь . 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010.
| 1.Изобразительное искусство: 1 – 4 кл.: методическое пособие [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.]; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
2.Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.А. Горяевой, Л.А. Неменской, А.С. Питерских (под ред Б.М. Неменского)/ авт -сост С.Б. Дроздова.- Волгоград: Учитель, 2007.
| Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Начальная школа / Изобразительное искусство/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007
| Искусство
| ИЗО
| 4
| 34/1
| Изобразительное искусство и художественный труд. Авт. Б.М. Неменский, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуров и др. (Школа России Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях // Е.В. Алексеенко, Л.П. Анастасова, В.Г. Горяев - М.: Просвещение, 2009
| 1. Изобразительное искусство. Каждый народ- художник. 4 класс. учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2010.
2. Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь . 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2008.
| 1.Изобразительное искусство: 1 – 4 кл.: методическое пособие [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.]; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
2.Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А.Неменской (под редакцией Неменского Б.М.). Составитель В.В.Асеева. – Волгоград: ИТД «Корифей»,2007.
| Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Начальная школа / Изобразительное искусство/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007
| Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе- дневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта Практические работы направлены на формирование и развитие специальных учебных умений и навыков у учащихся, на применение знаний, полученных в процессе теоретической подготовки
Практические работы выполняются на каждом уроке. Содержание практических работ указано в календарно – тематическом планировании. Все работы во 2 – 4 классе являются оценочными. Критерии и нормы оценочной деятельности
Критериями следует считать творческий труд, который ученик вкладывает в свою работу, степень выполнения поставленной задачи, умение пользоваться полученными знаниями и приобретенными навыками изобразительной деятельности, аккуратность и чистоту исполнения, законченность исполнения и соблюдение сроков сдачи.
Критерием художественного развития учащегося является способность понять, пережить, осмыслить увиденное, сформировать свое отношение к окружающему миру, так как любой творческий процесс немыслим без переживаний, эмоций, чувств. Оценка выполнения практических работ Оценка «5»ставится, если:
- задание выполнено полностью самостоятельно;
- рисунок расположен на всей плоскости листа или в центре листа;
- форма предметов передана точно;
- пропорции предметов соблюдены;
- окраска предметов реальна;
- передача пространственных отношений в рисунке точная;
- уровень изобразительной деятельности соответствует возрасту. Оценка «4»ставится, если:
- задание выполнено с частичной помощью учителя;
- рисунок расположен либо на полосе, либо в верхней или нижней части листа;
- предметы нарисованы приблизительно;
- пропорции соблюдены с некоторыми неточностями;
- допущены небольшие ошибки в передаче пространственных отношений;
- уровень изобразительной деятельности соответственно возрасту немного снижен. Оценка «3»ставится, если:
- самостоятельность работы была низкая;
- рисунок расположен в верхней или нижней части листа;
- форма предметов упрощенная;
- не соблюдаются пропорции;
- пространственные отношения нарушены;
- уровень изобразительной деятельности соответственно возрасту снижен. Оценка «2»ставится, если:
- рисунок расположен в одной половине листа;
- форма предметов не передается;
- рисунок очень мелкий;
- окраска предметов частичная или отсутствует;
- уровень изодеятельности соответственно возрасту значительно снижен;
- задание не выполнено.
Перечень справочно-информационной и дополнительной литературы, используемой для расширения знаний по предмету «ИЗО»:
Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Музыка, архитектура и изобразительное искусство. Сценарии творческих уроков / Под ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006.
Народное искусство Южного Урала / Автор-составитель Н.М. Шабалина. - Челябинск: «Челябинский Дом печати», 1997.
Школа рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Верделли А. Искусство рисунка / Пер. Г. Сахатского – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
Шубина Т.Г. Портрет. Фигура человека. – Мн.: Современный литератор, 2004.
Селютин, И.Ю. Как нарисовать портрет \ Игорь Селютин. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.
Пауэлл, У.Ф. Рисунок: пер. с англ. / Уильям Ф. Пауэлл. – М.: Астрель: АСТ, 2006.
Ван, Люси. Китайская живопись / Люси Ван; пер. с англ. А.Ю. Броновицкой. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Энциклопедия рисования / Пер. с англ.Т.Ю. Покидаевой – М.: Росмэн, 2006.
Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Рисуем 50 памятников архитектуры / Худ. П.С. Богданов, А.А. Борозенников. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Попури», 2003.
Хэммонд Л. Учимся рисовать животных / Пер. с англ.; Худ. Обл. М.В. Драко. – 3-е изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2002.
Браун Д. Учитесь рисовать перспективу / Пер. с англ. Н.В. Кремко; худ. Обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2002.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1996.
|