Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 388.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации28.03.2014
Размер388.52 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Отдел образования и молодежной политики администрации Вурнарского района Чувашской Республики

МБОУ «Алгазинская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

естественно - научного цикла

Протокол №__ от __.__.2012г.

Руководитель ШМО____________

Приложение №__ к приказу по школе

от __.__.2012 г. №___


Рабочие учебные программы

по ИЗО для 5-7 классов
Срок реализации программы: 2012-2013 уч. год

Рабочие программы разработаны на основе авторской программы Б.М.Неменского, « Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.» составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Составитель: учитель 1 категории МБОУ «Алгазинская СОШ» Вурнарского района ЧР

Васильева Елена Николаевна


д. Алгазино, 2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятия мира.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства — живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—7 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

УI и УII классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит из:

  • введения в тему занятия,

  • восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

  • созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

  • обобщения и обсуждения итогов урока;

  • подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

— сотворчество учителя и ученика; диалогичность;

— четкость поставленных задач и вариативность их решения;

— освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

Программа <Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА.

Учащиеся должны знать:

— истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

— особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

— несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы ХУII века);

— различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

— выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

— умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

— уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

— умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

— создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

— владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА.
Учащиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образны языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзаж и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусств в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной куль туре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • — основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • — о ритмической организации изображения и богатстве вы разительных возможностей;— о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

  • — пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • — видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета

  • и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной

  • и воздушной перспективы;

  • — видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения ПРИ изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ,

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА.
Учащиеся должны знать:

— о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменёний видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

— о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

— о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

— о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

— о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

— о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

— о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

— о роли художественной иллюстрации;

— о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

— наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины ХIХ—ХХ столетий.

Учащиеся должны иметь представление:

— об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей Й направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

— о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.

В процессе практической работы учащиёся должны:

— получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

— научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

— развивать навыки наблюдательности, способность образно- го видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

— получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

— получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5-ОМ КЛАССЕ.


№ урока

Наименование разделов темы

Дата по плану

Основные понятия

Межпредметные связи

Элементы дополнительного содержания

Задание для учащихся

" 1

2

3

4

5

6

7

I четверть. Тема «Древние корни народного искусства»

1

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и

формы




солнечные диски дерево

жизни, символы

История (древние славяне,Русь)

ОМС модуль «Архитектура древней Руси»

подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба»

2

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня»




Народное искусство, декор, изба

Геометрия (конструирование), литература (народное творчество), психология («Кто я?»)

Презентация «Народное искусство. Декор»

подбор материала по теме «Народные вышивки»

3

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня»




4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце




Народный быт, тема

росписи, символика, вышивки, орнамент

технология (рукоделие)

Презентация «Орнамент»

набор репродукций

по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках

5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце




6

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»




интерьер

история, геометрия,

технология

Пр. «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома»


подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров

7

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»




8

Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн




архитектура, дизайн, мода

Геометрия (конструирование), технология, психология

ОМС модуль «Виды дизайна»

подбор материала о

глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь)

II четверть. Тема «Связь времен в народном искусстве»

9

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки




Дымково, Филимоново,

Каргополь, Полкан, глиняные игрушки

Музыка (народное творчество), литература (сказки, загадки, игры), экономика (промысел), история (культура России), психология (русская ментальность)

ОМС модуль «Виды декоративно-прикладного искусства», «Глиняная игрушка». Пр. «Дымковские игрушки», «глиняные изделия чувашей»

современным народным промыслам. Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово

10

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки




11

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки




12

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец




промыслы, ремесла, Гжель, Городец, Жостово, керамика

U Музыка (народное творчество), литература (сказки, загадки, игры), экономика (промысел), история (культура России), психология (русская ментальность

ОМС модуль «Декоративная живопись», пр. «Гжель. Жостово. Городец»

сбор иллюстративного материала о русском народном костюме

13

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец




14

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец




15

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец




III четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире»

16

Народная праздничная одежда. Эскизы русского народного костюма




Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные

уборы

история, МХК, технология, литература

Пр. «Народная праздничная одежда»

подбор материала по теме «Народные вышивки»

17

Народная праздничная одежда. Эскизы чувашского народного костюма




18

Изготовление куклы берегини в русском народном костюме

(урок-практикум)




Народный костюм, трехъярусный строй,

рубаха, сарафан, славянские головные

уборы

история, МХК, технология, литература




подбор материала по теме «Народные вышивки»

19

Эскизы орнамента по

мотивам вышивки

русского и чувашского народного костюма




символика вышивки,

орнамент

история, культура

ОМС модуль «Орнамент как основа декоративного украшения», «Виды и разновидности орнамента»

подбор материала о современной моде

20

Русский и чувашский костюмы и

современная мода




мода, дизайн




Пр. «Современная мода»

сбор иллюстративного материала по народным праздникам

21

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (урок-практикум)




хоровод, Масленица

Музыка (народное творчество)

Пр. «Праздничные народные гулянья»

Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края»

22

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» (урок-практикум




23

Народные промыслы

родного края (урок-

конференция)




художественные

промыслы, ремесла

краеведение

Пр. «народные промыслы родного края»

Народные промыслы нашей страны

24

«Красота земли родной»







краеведение




подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта

25

Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум




IV четверть. Тема «Декор, человек, общество, время»

26

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта




костюм, символика цвета

история, литература (мифы и эпосы),

психология

Пр. «Древний Египет»

подбор иллюстративного материала о ДПИ Древней Греции

27

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика




чернофигурные и

краснофигурные

вазы

История человеческого общения,

экономика, цивилизации, право (история государств)

Пр. «Архитектура древних греков», Пр. «Костюм эпохи Древней Греции»

подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш. Перро, братьев Гримм

28

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика




29

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья




костюм, стиль

история ,культура




поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»

30

0 чем рассказывают гербы




символ,

эмблема,

герб

история человеческого общения, экономика, цивилизации, право (история государств)

Пр. « Что такое гербы»




31

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям







история, культура

Пр. «Что такое эмблемы и о чем рассказывают эмблемы»




32

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества







культура







33

Урок-викторина








история, культура







34

Урок-игра

















  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск