Скачать 96.17 Kb.
|
Сидорова Н.А., МОУ гимназия №19, г. Королев, Московская область Приложение №5 Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №19 г. Королева М.о. Утверждаю Директор МОУ гимназии № 19 _____________/Л.И. Шадрина/ Программа Духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности в гимназии. Рассмотрена на школьном методическом объединении учителей начальных классов гимназии Протокол №5 от 27 мая 2005 г. Разработчики программы: Залецкая Д.Е. Сидорова Н.А. Создание целевой комплексной программы духовно-нравственного воспитания младших школьников гимназии является закономерным итогом целенаправленной деятельности педагогического коллектива и классного руководителя Сидоровой Н.А. с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств. Программа Цель: Гармоничное духовное развитие личности школьника и воспитание основополагающих принципов нравственности на основе культурно-исторических и патриотических традиций России. Задачи: (См. таблицу №1) 1. Формирование целостной и научно-обоснованной картины мира, развитие познавательных и творческих способностей. 2. Формирование духовно- нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей. (См. таблицу №2) 3. Формирование чувства патриотизма: воспитание любви к родной школе, к отчему краю, к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. 4. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания. 5. Физическое развитие учащихся. Формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены. 6. Развитие форм ученического самоуправления. Гармоничное духовое развитие личности школьника и воспитание основополагающих принципов нравственности на основе культурно-исторических и патриотических традиций России. Цель Формирование целостной и научно-обоснованной картины мира, развитие познавательных и творческих способностей Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей Формирование чувства патриотизма: воспитание любви к родной школе, к родному краю, к Родине на основе духовно-нравственных ориентиров Задачи Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Развитие форм ученического самоуправления Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей Таблица №1. Развитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения на основе духовно-нравственных ориентиров Развитие культуры речи и общения Развитие музыкальной и художественной культуры, приобщение к классической, духовной и народной музыке, живописи хоровому пению Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей Воспитание любви к родной школе, родному краю, к Родине на основе изучения национальных традиций Развитие познавательной активности, любознательности, интереса школьников к культурно-историческим традициям России Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей Таблица №2. Этапы реализации Программы I этап – диагностическо-организационный (2005/2006 гг.)
II этап – определяющий организационно-практический (2005/2008 гг.)
III этап – обобщающий (2008/2009 гг.)
Целевая программа осуществляется по пяти направлениям:
Урочная деятельность. Целевая программа и содержащиеся в ней воспитательные задачи интегрированы в содержание учебных предметов. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, изобразительного искусства. Система базовых национальных ценностей отражается в содержании обучения. Внеурочная деятельность. Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо педагогически согласовать. Воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, Полнота духовно-нравственного воспитания, развития личности гражданина России достигается во взаимодействие образовательного учреждения с общественными организациями и институтами гражданского общества: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Педагогические принципы: (Прил.№3) Общепедагогические:
Специальные принципы:
Педагогические подходы:
Методы и формы работы (прил.№7) Методы обучения (По Бабанскому, Лернеру-Скаткину):
Методы воспитания (По Сластенину): убеждения, самовоспитания, стимулирования, поощрения Формы организации учебной деятельности:
Формы внеклассной работы:
Ожидаемые результаты Гармоничная, социально-адаптированная, творческая личность, направленная на самореализацию:
(См. таблицу №3) Модель выпускника начальной школы таблица №3 |