Скачать 240.13 Kb.
|
Анализ учебно-воспитательной работы МОУ «Турминская начальная школа – детский сад Кайбицкого муниципального района РТ» за 2011-2012 уч.год 1. Введение. В начальной школе в 1 – 4 классах учащиеся обучаются по программе «Школа России». Педагогический коллектив начальной школы в плане создания оптимальной обучающей среды работает над созданием таких условий, чтобы каждый обучающийся стал субъектом обучения: -развитие критического и аналитического мышления посредством: развитие умений читать, писать, решать, рассказывать, слушать и т. д.; -формирование понимания здоровьесберегающей функции окружающей среды и роли человека в ее сохранении; -развитие способностей сравнивать, оценивать услышанное, написанное, анализировать собственные ответы и поступки посредством: развитие коммуникативных способностей, необходимых для полноценных человеческих взаимоотношений в обществе. Начальная школа работает по 6-дневной учебной неделе, дошкольные группы – по 6-дневной неделе. Во всех классах (2-4классы) строго соблюдается максимальный объем аудиторской нагрузки, а также объем обязательных домашних заданий согласно САНПиН, соблюдено распределение часов по базисному учебному плану на каждый базовый предмет образовательной области, соблюдено распределение часов на каждую учебную дисциплину. Контроль и анализ в начальной школе показали, что все учебные программы выполнены. Все учащиеся переведены в следующий класс. В школе работают учителя первой категории Маркелова Т.Н и Долгова Т.Н.с большим педагогическим опытом. Для работы со слабыми учащимися использовались такие формы работы как консультации, парные и групповые работы учащихся, индивидуальная помощь. Однако следует отметить, что не всегда воспитатели во время прогулки проводят наблюдения за природными явлениями, организуют детей на трудовую деятельность и игры. По вопросу преемственности между детским садом и начальной школой работы проделано недостаточно. 2. Контингент и кадры 2.1. Контингент учащихся Учебный год: сентябрь 2012 учебный год – учащиеся 7. Май 2012 учебный год - учащиеся 7 2.2. Количество учащихся по классам
2.3. Кадровый состав начальной школы-детский сад: Учителя с высшим педагогическим образованием – 1 чел.(2 учителя начальных классов, 1 учитель-совместитель по английскому языку). со средним специальным образованием – 2 чел. Педагогический коллектив школы в основном стабилен. 3. Анализ учебной деятельности 3.1. Задачи I ступени в 2011-2012 учебном году -Обеспечение положительной динамики показателей обученности на уровне образовательного стандарта в начальной школе по всем предметам базисного плана. -Выявление на возможно более ранних ступенях обучения способности учащегося к тем или иным видам деятельности и их развитие. -Расширение использование на уроках современных педагогических технологий с учетом специфики класса и индивидуального дифференцированного подхода к учащимся. -Разработка и внедрение научно-обоснованных и организационно-методических форм и методов деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья учащихся; -Стимулирование повышения внимания учащихся, их родителей, учителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности. Задачи на 2011-2012 учебный год реализовывались через работу методического совета, воспитательную работу, внутришкольный контроль, экспериментальную работу. Реализация данных задач позволила коллективу выйти на определенные рубежи своего развития и добиться результатов в учебно-воспитательной деятельности, свидетельствующих как о положительных тенденциях развития, так и негативных сторонах деятельности. 3.2. Динамика успеваемости и уровня успеваемости учащихся
3.3. Результаты успеваемости учащихся за 2011-2012учебный год Безусловным показателем качества работы учителей и классных руководителей является уровень обученности каждого конкретного класса. Там, где создана в классе комфортная обстановка, там детям учиться спокойно, есть атмосфера достижения успеха и радости от учебы и получения знаний. Из 4 аттестованных учащихся 3 человека окончили учебный год на «4» и «5». Качественный показатель составляет 89%.
3.4. Анализ внутришкольного контроля 1. Вопросы руководства и контроля за учебно-воспитательным процессом были направлены на: -усиление качественного анализа прохождения программ обучения; -повышение персональной ответственности учителя за результаты своего труда; -расширение использования новых педагогических технологий преподавания; 2. Вся эта работа реализовывалась через посещения уроков, внеклассных и внеурочных мероприятий, проведение административных контрольных работ, срезов знаний, индивидуальные собеседования с учащимися, учителями, родителями. 3. Внутришкольный контроль носил системный характер, мониторинг проводился как по промежуточным, так и по конечным результатам. 4. Посещение уроков носило дифференцированный характер. Их цель была: -анализ эффективности методических приемов учителя, обеспечивающих прочность знаний учащихся; -подтверждение или повышение качественного разряда учителя; -работа с учащимися низкого уровня обученности; -работа с учащимися с высокой мотивацией к учебно-познавательной деятельности. 5. Учителя Маркелова Т.Н и Долгова Т.Н словесно и письменно поощряют учеников как сильных, так и слабых. Однако, виды работ, проводимых учащимися дома, не всегда разнообразны, чаще всего это репродуктивные задания, хотя на уроках работа поставлена на продуктивном и частично творческом уровне. Самостоятельные работы не всегда проводятся с учетом индивидуальных особенностей учащихся. 6. Превышения норм учебной нагрузки в расписании по отношению к учебному плану отсутствуют. 7. В 1-х классах в сентябре и октябре проводилось по 3 урока в день по 35 мин, 4-е уроки были музыка, ИЗО. 8. Объем домашних заданий по каждому учебному предмету соответствовал общему объему заданного, администрация школы отслеживала в рамках ВШК. 3.7. Анализ учебной документации 1. Всё содержание обучения в начальной школе направлено на воспитание личности, подъём его культуры, на развитие личности, готовой к интеллектуальному труду. 2. На первый план выдвигаются воспитательные задачи и формирование познавательной активности учащихся, создание условий для развития творческой деятельности, умения самосовершенствоваться, способности к самостоятельному приобретению знаний повышенного уровня. 3. Решая основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности, составлен учебный план МОУ «Турминская начальная школа – детский сад Кайбицкого муниципального района РТ» направленный: на развитие адаптивной среды; на обеспечение уровня универсального содержания образования; на одарённых учащихся школы; на сохранение здоровья школьников; на развитие творческих (исследовательских) способностей учащихся, проектной деятельности. 4. Учебный план школы разработан на основе базисного учебного плана Республики Татарстан для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Учебный процесс организован по типовой программе, утвержденной Министерством образования РФ. 5. В использовании школьного компонента имеется системность. Ежегодно учителя ведут работу с одарёнными учащимися, готовят их к творческим конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным играм, при этом наблюдается преемственность в содержании школьного компонента. Проблемы по данной проблеме связаны с низким количеством детей в школе. 6. Все журналы проверялись администрацией вовремя и регулярно. 7. Проверка рабочих тетрадей учащихся позволила выявить качество и регулярность проверки тетрадей учителями. 4. Анализ работы начальной школы, связанный со здоровьем обучающихся. Здоровье обучающихся. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным. 4.1. Система профилактических мер здоровьесбережения В целях оздоровления школьников проводится целая система профилактических мер здоровьесбережения:
4.2. Система работы школы направлена на профилактику и сохранение здоровья учащихся, основными компонентами которой являются: -создание условий для сохранения и улучшения здоровья школьников; -использование здоровьесберегающих технологий; -совершенствование системы физического воспитания; -системный подход к организации дополнительного образования; -формирование здорового образа жизни, развитие устойчивых навыков безопасного поведения; -повышение качества медицинского обслуживания. 4.3. Профилактическая деятельность
5. Анализ воспитательной работы 5.1. Цели и направления воспитательной работы В качестве основного принципа организации воспитательного процесса в школе в этом учебном году был избран принцип личностно-ориентированного, деятельного подхода к воспитанию учащихся, учёт интересов детей, их возможностей и возрастных особенностей, а также возможностей и особенностей образовательного учреждения. Целью воспитательной работы школы являлось формирование гражданско-патриотического, нравственного и правового пространства для развития инициативной, самостоятельной, культурной, творческой личности ребёнка. Основными направлениями воспитательной работы школы являлись: -гражданско-патриотическое; -нравственное; -художественно-эстетическое; -спортивно-оздоровительное; -трудовое. Основными направлениями воспитывающей деятельности являлись: -формирование положительных привычек; -познавательная деятельность; -художественная деятельность; -нравственное и эстетическое воспитание; -работа с родителями. 5.2. Гражданско-патриотическое воспитание Воспитательные задачи:
Основные формы и виды деятельности по решению воспитательных задач:
Выводы:
5.3. Нравственное воспитание Воспитательные задачи:
Основные формы и виды деятельности по решению воспитательных задач:
Полученные результаты: В течение года по вопросам нравственного воспитания были проведены беседы: «Что значит быть воспитанным человеком», «Что такое нравственность и безнравственность», «Поведение в общественных местах» и другие. Выводы:
5.4. Художественно-эстетическое воспитание Воспитательные задачи:
Основные формы и виды деятельности по решению воспитательных задач:
Полученные результаты:
Выводы:
3. Изыскать возможность побывать в театрах, музеях и т.д. 5.5. Спортивно-оздоровительное воспитание Перед коллективом начальной школы в 2011-2012 учебном году по проекту «Здоровый образ жизни» ставилась основная цель: улучшение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, обучения основам здорового образа жизни. Для достижения данной цели были определены наиболее приоритетные задачи: -стимулирование повышения внимания учащихся, их родителей, учителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности; -укрепление здоровья, поддержание и повышение работоспособности учащихся на уроках; -развитие основных двигательных качеств с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Так как общеобразовательная школа это не медицинское учреждение, то при реализации проекта «Здоровый образ жизни» педагогический коллектив остановился на следующих направлениях работы: просветительская деятельность; профилактическая деятельность; информация для родителей. 5.6. Просветительская деятельность 1. Большую роль в осуществлении проекта играют классные руководители. Каждый классный руководитель, составляя план работы на год, планирует классные часы по оздоровительной тематике в соответствии с возрастными особенностями своих учеников. Классные руководители 1-4 классов проводят на уроках физкультминутки, классные часы по ЗОЖ, конкурсы и викторины. 2. Из-за малочисленности детей классные руководители Маркелова Т.Н. и Долгова Т.Н проводят объединённые классные часы. На классных часах у них всегда доброжелательная и благоприятная обстановка. Существенное значение имеет и психологический микроклимат в классе, стабилизация которого тоже зависит от классного руководителя. 3. В ходе проверок также было установлено, что не все тематические классные часы по проблемам здоровья и здорового образа жизни соответствовали возрастным особенностям детей. Поэтому в этом году были разработаны, рекомендации для классных руководителей по проведению классных часов направленных на оздоровление учащихся с учетом возрастно-половых особенностей. 4. В неделе "Здорового образа жизни", приуроченная ко Всемирному дню здоровья (7 апреля), в которой принимали участия все учащиеся нашей школы: 1-2 класс - уроки обсуждения «Мой распорядок дня – зачем он нужен»; 1-2 класс – конкурс рисунков; 1-4 класс – праздник здоровья «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу; конкурсы плакатов и рисунков по ЗОЖ. 5. Также были проведены спортивные соревнования «Веселые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья», «День семьи», «Зарничка». 6. В начале учебного года были разработаны и рекомендованы учителям - предметникам, воспитателям, учителям начальной школы новые оздоровительные режимные моменты для учебной и внеклассной деятельности: -динамические паузы, физкультминутки, направленные на укрепление глазных мышц, мышц спины, плечевого пояса. -методика проведения спортивного часа во время удлинённого перерыва; -игры в режиме дня; -правила здорового образа жизни. 7. В течение года проводилась работа с родителями по культуре здоровья на классных собраниях. Даны индивидуальные консультации родителям. 6. Анализ воспитательной работы в дошкольных группах Дошкольные группы работают по программе М.А.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду». Воспитатели с высшим педагогическим образованием – 0 чел., со средним специальным образованием – 1 чел. Мы строим свою работу по формуле: дети + семья + педагоги = Сообщество. Основой нашего взаимодействия является умение выслушать, ощутить проблемы, побудить к созиданию, коррекции возникших проблем. Взаимодействие строится на принципах взаимопонимания, взаимного уважения и доверия, поддержки и партнерства, взаимоответственности. Главная цель детского сада - обеспечить развитие детей, удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка, запросов семьи и государства, путем предоставления широкого спектра качественных оздоровительных и образовательных услуг, на основе принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса для воспитания человека и гражданина. Основные задачи:
Приоритетные направления в развитии содержания образовательной деятельности.
Приоритетные направления в развитии технологий педагогического процесса.
Показатели конечного результата (модель выпускника детского сада)
Теперь коротко остановимся о работе коллектива по каждому направлению работы:
Физическое воспитание в ДОУ осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, в повседневной жизни детей. В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически проводится утренняя гимнастика. Примерный режим дня на холодный период года
Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки. Также воспитатели постоянно работают над расширением индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям - ходьба (обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два, в разных направлениях, в рассыпную и т.д.), бег, катание, бросание, ловля, метание, ползание, лазанье, прыжки. Детей обучают четко, ритмично, в определенном темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, а также под музыку. В физическом воспитании большое место отводится физическим упражнениям, которые проводятся в игровой форме, и подвижным играм: *Бегите ко мне *Лохматый пес *Птички и птенчики *Птички в гнездышках *Мыши и кот *Поймай комара *Бегите к флажку *По ровненькой дорожке *Найди свой цвет *Воробышки и кот *Трамвай *С кочки на кочку *Поезд *Мыши в кладовой *Кто бросит дальше *Попади в круг и т.д. *Сбей кеглю *Береги предмет *Найди свое место *Угадай, кто и где кричит *Найди, что спрятано *С кочки на кочку Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются. Самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно- волевых качеств, творческих способностей. С целью формирования навыков личной гигиены в течение года несколько раз проводим «Встречи с доктором Айболитом», уроки здоровья, конкурсы совместно с родителями «В страну здоровья». Мы учим детей осознавать ценность ЗОЖ, знакомим с элементарными правилами безопасного поведения в общественных местах, на дороге, ежегодно проводим игру «Светофорик». 2. Умственное воспитание. Фундаментом умственного развития ребенка является ориентировка в окружающем мире. В процессе различных видов деятельности развиваем у детей внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, а также умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой у детей формируются элементарные экологические представления. В панораме добрых дел наших дошкольников: *Сбор семян цветов *Участие в акции «Посади дерево и сохрани его» *Помощь зимующим птицам (кормушки, подкормка, очистка кормушек от снега) *Скворечники вместе с папами *Уход за цветочными клумбами *Частые прогулки в соседний лес Так, в течение года ребята познакомились с профессиями своих родителей, побывали в заочном путешествии по космосу (с помощью учеников 2-4 классов), провели викторину «Знаешь ли ты зимующих птиц?» и т.д. *ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.); *формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.; *формирование первоначальных сведений о социальной среде (двор, магазин, аптека, больница, транспорт и пр.), о деятельности людей; * С целью формирования первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях ребята ведут свой календарь наблюдений. *На занятиях по развитию речи, во время чтения художественной литературы воспитатели подводят детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления, что для выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова. В группе проводятся упражнения на развитие диалоговой речи, формирование культуры речевого общения. Вся воспитательная работа расписана в сетке занятий. 3.Нравственное воспитание. Направлено на воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, Родине. Перед воспитателями стоит задача воспитания с раннего детства уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений, умения дружно играть и трудиться. 4. Трудовое воспитание. С целью развития у детей ( с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия ребята по очереди выполняют функции дежурных. В весенний период на маленьких грядках и клумбах, а зимой в ящиках выращивают зелень, злаки, цветы и овощи. 5. Художественная литература. Особое место в программе развития дошкольника занимает ознакомление с художественной литературой. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, закладывает позитивное отношение к миру. В процессе чтения дети знакомятся с писателями и поэтами, учатся обмениваться мнениями по поводу прочитанного, знакомятся с особенностями художественной прозы и поэтической речи. Мы читаем ребятам русские народные сказки, сказки народов мира, произведения поэтов и писателей России и разных стран: Пушкина, Бунина, Толстого, Дмитриева, Александрова, Паустовского, Заходера, Цветаевой и др. 6. Художественно-эстетическое воспитание. Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Значительную роль в эстетическом воспитании отводится конструированию (с игровым строительным материалом, с бумагой и природными материалами), лепке, аппликации. Мы учим детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил колобок», «Два жадных медвежонка», «Мир бабочек», «Снеговик и его друзья», «Осень», «Подводный мир» и т.д. Дошкольные группа работает в тесном единстве с учениками начальных классов. Все праздники и большие мероприятия мы готовим совместно |