Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество





Скачать 53.28 Kb.
НазваниеИзучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество
Дата публикации08.08.2013
Размер53.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Изучить мозг художника

Ученые и художники рассказали, как устроено творчество
Текст Инна Логунова
Перформанс «Измеряя магию взгляда» представлял собой отчасти научный эксперимент, в ходе которого нейрофизиологи собрали дополнительную информацию о невербальной коммуникации между людьми.
В Политехническом музее прошел симпозиум «Brainstorms. Художник в контексте нейронаук» с участием Марины Абрамович, творчество которой и послужило импульсом для беседы. В течение двух дней художники и ученые искали ответ на вопросы: как устроен мозг художника, что такое творчество, можно ли его измерить или хотя бы описать в научных терминах. «МН» тоже попробовали разобраться в сложном вопросе.
«Тело — это инструмент свободы»
Точкой отсчета стал знаменитый перформанс Марины Абрамович «Присутствие художника» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (2010). В течение трех месяцев она просто сидела на стуле в одном из залов. Любой зритель мог сесть напротив нее и посмотреть ей в глаза. Кто-то задерживался на пять минут, кто-то на час, были и такие, что задерживались на семь и двенадцать часов. Но дело даже не в этом. Оказалось, что обмен взглядами вызывает у людей самые разнообразные эмоции — от эйфории до подавленности и истерики. Одни улыбались, другие плакали. Полторы тысячи человек, 716 с половиной часов. Сама Марина говорит, что перформанс изменил ее полностью, психически и физически.
Это художественный эксперимент имел продолжение — уже в качестве эксперимента научного, объединившего художников и ученых. Он состоялся в центре перформанса в Уотермилле под Нью-Йорком. Процессы, происходящие в мозге испытуемых при обмене продолжительными взглядами, тщательно фиксировались.
Следующим этапом стал перформанс «Измеряя магию взгляда» в московском Центре современной культуры «Гараж» в 2011 году. С перформансом в МОМА его объединяло то, что он также происходил в художественном пространстве, но в отличие от нью-йоркского, был ограничен во времени. Отчасти это тоже был научный эксперимент, в ходе которого нейрофизиологи собрали дополнительную информацию о невербальной коммуникации между людьми. Ее осмысление и анализ — процесс длительный, и симпозиум Brainstorms, организованный Laboratoria Art&Science Space, — попытка приблизиться к этому пониманию и определить дальнейшие направления исследования. Многие говорили о начале формировании новой парадигмы, в которой наука и искусство, логическое и интуитивное начала тесно связаны. Представляем наиболее интересные высказывания участников научно-художественного мозгового штурма.
Марина Абрамович, художник
— Это был самый сложный для меня перформанс. На физическом уровне это было путешествие из боли в боль, с недолгими перерывами расслабления между ними. А потом — совершенно особое состояние «пустоты сознания». Изменилось мое ощущение пространства — я буквально могла чувствовать, что происходит у меня за спиной. Обострилось обоняние — я стала лучше различать запахи. Не запахи помещения и не искусственные запахи вроде духов, а оттенки человеческих запахов.
Константин Анохин, нейробиолог
— Взгляд имеет удивительные свойства. Как только наши глаза встречаются с глазами другого человека — даже если это виртуальный человек — в нашей голове моментально происходит вспышка совершенно особых процессов, к которым нас приготовила эволюция. Это является объектом исследования социальной нейронауки. Но есть ли что-то сверх этого? Похоже, что опыт, который описывает Марина, опыт участников ее перформанса, это что-то сверх обычного зрительного контакта. И может быть, это глубокое эмоциональное переживание роднит работу мозга с другим глубоким эмоциональным переживанием, которое мы испытываем в контакте с прекрасным.

Творческие процессы в науке и в искусстве идентичны: в мозге активируются одни и те же механизмы.
Марина Абрамович, художник
— В творческом процессе всегда есть несколько стадий. Сначала это длительный период тяжелой, напряженной работы. Потом наступает момент, когда ты оказываешься в тупике, перед тобой стена, и ты понимаешь, что дальше идти некуда. Тогда ты бросаешь и отступаешь на время. И просто плывешь по течению. И вдруг — неизвестно откуда — озарение, все складывается в цельную картину.
Юрий Бужаки, нейробиолог
—Когда вы ощущаете пустоту, и вам кажется, что ни о чем не думаете, или во время сна активность нейронов в гиппокампе — части мозга, который, как мы думаем, является источником творчества — очень высока. Таким образом на подсознательном уровне, без видимых усилий, соединяются многие элементы. И потом, на сознательном уровне, возникает этот момент «спонтанного» озарения.
Каждому знакомы такие моменты, но не все и не всегда могут вынести их на поверхность. По этой причине многие художники принимают вещества, изменяющие сознание — чтобы перейти на тот уровень, где происходят эти креативные процессы.
Константин Анохин, нейробиолог
— Согласно некоторым представлениям, источник творчества находится в правой части мозга, в верхней височной извилине. Магнитно-резонансные эксперименты показывают, что именно эта часть активируется у испытуемых, когда им предлагается решить некую задачу не логически, а креативно. Примечательно, что участники эксперимента описывали появление таких решений как моменты озарения, инсайта.
Для возникновения таких моментов инсайта, важна не концентрация, как считалось раньше, а некоторая рассеянность. Эта расслабленность связана с тем, что подавляются функции левого полушария. Впрочем, стоит отметить, что ни одно исследование не является однозначным.
Одна из лабораторий в нью-йоркском центре центре имиджинга мозга показывает, что люди, чей мозг подвергается слабой электрической стимуляции, подавляющей левое полушарие, обладают более высоким художественным и творческим потенциалом. Они способны решать вопросы новыми, креативными способами и способны демонстрировать некоторые виды художественного творчества, которые им не были присущи до этой стимуляции.
Известно, что подобные процессы характерны и для некоторых видов патологий, например, аутизма. Притормаживание процессов левого полушария у детей-аутистов, в частности, приводит к развитию у них необычайных художественных способностей, что не раз было описано.

Так выглядит отмирание нейронов мозга. Между визуализацией научного исследования и произведением художника грань очень тонка
Марина Абрамович, художник
— Ответ на этот вопрос — да и нет. Начинающему художнику важно знать, что было до него, на какое наследие он может опираться, ему нужно учиться и запоминать, чтобы не повторять, то, что уже было сделано до него. Но в определенный момент память становится препятствием. И нужно освободиться от всего накопленного знания.
Юрий Бужаки, нейробиолог
— Моя гипотеза — без памяти нет творчества. Способность к ментальному путешествию во времени — в прошлое (эпизодическая память) и будущее (планирование)— связаны с теми же механизмами, что и воображение.

Участок нейронной сети в зубчатой извилине гиппокампа мыши, который отвечает за различение и последующее сохранение в памяти новых образов.
Александр Каплан, нейрофизиолог
—Определенная студия в работе ученого — причем отнюдь не высшая — быть художником. Процесс формирования гипотезы — это всегда художественное творчество. По простой причине — мы не можем логически прочертить все звенья наших рассуждений. Между ними всегда остаются зазоры — чтобы их заполнить, выстроить цельную гипотезу, нужен художественный взгляд на вещи. То же самое происходит при интерпретации своих научных данных. У вас никогда не бывает полной картины, и чтобы собрать общую картинку из разрозненных частей, нужно иметь в голове некий образ.
Марина Абрамович
— Одна из самых известных и последовательных художников-перформансистов. Она родилась в 1946 году в Белграде, начало ее карьеры приходится на 1970-е годы. В своих работах она исследует физические и психологические пределы человека. Главным инструментом и объектом художественного исследования для нее всегда было собственное тело. Эксперименты собственной телесностью, боль и истощение для нее — способы достичь духовной и эмоциональной трансформации. С 1976 по 1988 годы работала вместе со своим партнером немецким художником Улаем. Затем она вернулась к индивидуальным перформансам. В 1997 году перформанс «Балканское барокко», во время которого Марина Абрамович перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии, получил «Золотого льва» Венецианской биеннале. В 2010 году в нью-йоркском МОМА состоялась первая ретроспективная выставка Абрамович.
Источник: http://mn.ru/culture_finearts/20121120/331085034.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconЖизнь и творчество Леонардо да Винчи
Более 500 лет назад для молодого Леонардо да Винчи Флоренция выглядела точно также, как она выглядит для молодого честолюбивого художника...
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconСтволовая часть головного мозга План
Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания;...
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество icon«Поляна исследований»
Может ли творчество художника повлиять на события, проходящие во времени, в котором он живет?
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconКонспект урока внеклассного чтения в 3 классе Тема : Творчество Г....
Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconПротокол № от 2011г общеобразовательная школа»
Может ли творчество художника повлиять на события, проходящие во времени, в котором он живет?
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconИ. Г. Купрюшина Государственное федеральное образовательное учреждение
Может ли творчество художника повлиять на события, проходящие во времени, в котором он живет?
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconЛ. М. Чайлахян искусственный интеллект и мозг (Можно ли моделировать...
Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя,...
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество icon*Урок-сюрприз «Вселенная Нади Рушевой» (творчество художника-графика), 5-9 кл
...
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconУм «цор в разработке интегрированного урока литературы (творчество...
...
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество icon«Портрет», является развитие творческого потенциала личности посредством...
Активное освоение учащимися традиций искусства, его главных видов дает возможность освоить духовное наследие предыдущих поколений,...
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconПлан мероприятий предметной недели с 22 апреля по 26 апреля 2013 года Тема: «Художник и время»
Может ли творчество художника повлиять на события, проходящие во времени, в котором он живет?
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconТ. 38-16-67 Научный учитель русского языка и литературы Крейнович Зоя Юрьевна Владимир
В этом году исполняется 150 лет со дня его рождения, но значение его как художника нового типа не раскрыто полностью и по сей день....
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconФизиология двигательных функций на уровне ствола мозга Анатомические характеристики ствола
Физиологи анатомически объединяет три отдела головного мозга: продолговатый мозг, мост и средний мозг, совместная деятельность которых...
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconТемы вашего учебного проекта
Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные...
Изучить мозг художника Ученые и художники рассказали, как устроено творчество iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
К 100- летию В. Г. Перова- русского художника и беседа «Тема детства в произведениях художника»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск