Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 130.26 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.04.2014
Размер130.26 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины

«КЛАСС СОЛЬНОГО ПЕНИЯ»

050100.62 Педагогическое образование

профиль «Музыка»

(заочная форма обучения)
Цель курса – формирование вокально - исполнительских умений и навыков бакалавров музыки в общеобразовательной школе; сформировать готовность к исполнительской деятельности и вокально-педагогической работе в сфере музыкального образования.
Задачи курса:

  1. Ознакомление с теоретическими основами постановки голоса;

  2. Формирование способностей эстетического отношения к вокальному искусству;

  3. Развитие голосовых и художественно-исполнительских навыков студентов;

  4. Усвоение студентами практических приемов воздействия на голосовой аппарат и организация его правильного функционирования.


Место дисциплины в структуре ОПП:

Дисциплина «Класс сольного пения» относится к вариативной части профессионального цикла.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения,

навыки, сформированные в предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения музыкальных дисциплин.
Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

ОПК-1: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ПК-1: разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК-9: способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы;

ПК-10: выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
- способен исполнять на профессиональном уровне различные музыкальные произведения перед аудиторией учащихся разного возраста (СК-3);

- владеет конкретными методиками в области вокальной подготовки учащихся (СК-4);

- владеет навыками пения под собственный аккомпанемент произведений различной трудности, предусмотренных школьной программой (СК-5);

- способен вести просветительскую работу по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся (СК-8).
В результате изучения студент должен:

знать:

- вокальный репертуар, необходимый для осуществления профессиональной деятельности;

- методы и приемы работы с детскими голосами;

- стили и жанры мировой музыкальной культуры;

уметь:

- реализовывать музыкально-творческие способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, художественно-образное мышление и др.), двигательно-моторные исполнительские умения и навыки в вокальной деятельности;

- применять в музыкально-инструментальной исполнительской деятельности знания об основных стилях и жанрах мировой музыкальной культуры;

- организовать самообразование, направленное на совершенствование вокальной исполнительской деятельности;

владеть:

- методиками в области вокальной подготовки учащихся;

- навыками пения под собственный аккомпанемент;

- навыками вокального исполнительства.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная

  1. Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. — М., 1982.

  2. Вербов А. М. Техника постановки голоса. — М., 1961.

  3. Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом факультете. — М., 1981.

  4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1996.

  5. Луканин В. Мой метод работы с певцами. — Л., 1972.

  6. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. — М., 1987.

  7. Менабени А.Г. Некоторые краткие сведения о голосовом аппарате и певческом звуке // Морозов В.Д. Биофизические основы вокальной речи. — Л., 1977.

  8. Назаренко И.К. Искусство пения. — М., 1968.

  9. Пашкина Л.Я. Вокально-педагогическая практика как средство совершенствования профессиональной подготовки студентов // Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. МГПИ им. В.И.Ленина. — М., 1982.

  10. Ровнер В. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. — Л., 1988.

  11. Стулова ГН. К вопросу об особенностях работы голосового аппарата у детей в пении Стулова СП. Методологические основы развития вокального слуха у детей // Научные труды МПГУ. — М., 1998.

Дополнительная

  1. Вокальный словарь / Сост. И.Кочнев, А.Яковлева. — Л., 1986.

  2. Вопросы вокальной педагогики. — Вып. 1—7. — М., 1962—1984.

  3. Емельянов ВВ. Развитие голоса: координация и тренинг. — СП6., 1997.

  4. Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. — М., 1995.

  5. IIашкина Л.Я. Детская вокальная музыка и профессиональная подготовка студентов // Вопросы вокально-хорового воспитания школьников. — М., 1988.

  6. Ровнер В. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. — Л., 1988.

Примерный перечень музыкальных произведений:

Учебные вокализы: Абт Ф. Школа пения. — М., 1965.

Ваккаи Н. Практическая школа итальянского пения. — Прага — Братислава, 1970.
Вилинская И. Вокализы для высокого и среднего голоса. — М.,
1970.
Вокализы зарубежных композиторов для высокого голоса / Сост. А.Мишутин. — М., 1989.
Вокализы итальянских композиторов и учителей пения 17—18 веков для среднего голоса / Сост. Г.Аден. — М., 1965.
Зейдлер Г. Искусство пения. — Ч. 2. — М., 1964.
Избранные вокализы для баритона и баса / Сост. Г.Тиц. — М., 1974.
Мирзоева М. Вокализы для высокого голоса. — М., 1975.

Народные песни
Песенник для малышей. Народные песни. Вып. 2/ Сост. Л.М.Кершнер. — М, 1964.
Хрестоматия русской народной песни (для учащихся 1—7 классов) / Сост. Л.Меканина. — Ищi. З-е. — М., 1991.
Произведения для детей
Гусельки. — Вып. 85/ Сост. А.В.Конотоп. — М., 1988.
Коза-дереза. Народные сказки с музыкой / Сост. Н. Метлов. — М., 1969.
Колокольчики. Песни для детей младшего и среднего школьного возраста. — М., 1990.
Методические рекомендации по освоению детской вокальной музыки (хрестоматия) / Сост. Л.Пашкина. — М., 1986.
Музыка в школе. 1 класс. Пособие для учителя / Авторы-сост. Т.Бейдер, Е.Критская, Л.Левандовская. — М., 1975.
Музыка в школе. 2 класс. Пособие для учителя / Авторы-сост. Т.Бейдер, Е.Критская, Л.Левандовская. — М., 1976.
Пение в школе. 1—4 классы. Пособие для учителя / Сост. Л.Левандовская. — Вып. 1. — М., 1968.
Пение в школе. 1—8 классы. Пособие для учителя. Вып. 1 / Сост. Т.Бейдер и Л.Левандовская. — М., 1972.
Песни для октябрят. — Вып. 8 /Сост. Т.Б.Назарова. — М., 1978.
Хрестоматии к программе по музыке для общеобразовательной школы. 1 класс. 2 класс / Под рук. Д.Кабалевского. — М., 1982, 1978, 1987.
Народные песни зарубежных стран / Сост. и перев. Н.Баратовой. — М., 1972.
Сто песен народов СССР / Сост. Л.Кугтриянова. — М., 1990. Хрестоматия русской народной песни (для учащихся 1—7 классов) / Сост. Л.Меканина. — Изд. 3-е. — М., 1991.

Произведения отечественных и зарубежных композиторов
Итальянская вокальная музыка / Сост. И.Банковский. — 1993. Начинающим певцам: Учебный репертуар для музыкально-педагогических факультетов пединститутов. — Киев, 1985.

Репертуар начинающего певца для меццо-сопрано / Сост. О.Далецкий. — М., 1976.
Репертуар начинающего певца для низких мужских голосов / Сост. О.Далецкий. — М., 1971.

Произведения для детей
Брамс И. детские народные песни. — М., 1976.
Методические рекомендации по освоению детской вокальной
музыки (хрестоматия) / Сост. Л.Пашкина. — М., 1986.
Музыка в школе. 8 класс. Пособие для учителя / Авт.-сост. Т.Бейдер
и Л.Левандовская. — М., 1977.
Музыка в школе. 4 класс. Пособие для учителя / Авт.-сост. Л.М.Безобразов и З.М.Малишевская. — М., 1978.
• Пение в школе. 4—5 классы. Пособие для учителя. Вып. 2 / Сост.
Т.Бейдер и Л.Левандовская. — М., 1978.
Хрестоматии к программе по музыке для общеобразовательной
школы. З класс. 4 класс / Под рук. Д.Кабалевского. — М., 1983,
1989.
Чайковский П. детские песни. — М., 1981.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):


Интернет-ресурсы:

Информационные ресурсы по музыке:


Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля):

  • слайды, аудио- и видеомагнитофон;

  • мультимедийный проектор;

  • электронные учебно-методические комплексы;

  • учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи;

  • компьютерные мультимедийные презентации.

Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы


1.

Сущность вокального исполнительства.


Взаимодействие музыкального и литературного текстов в вокальных произведениях

24

Разбор музыкальных и литературных текстов

Проверка на индивидуальных занятиях

2.

Правильная певческая установка, певческий звукоидеал.


Выразительные средства в образном раскрытии вокальных произведений.

24

Работа по нахождению выразительных средств исполнения (непринужденность жестов, мимики и т.п.)

Проверка на индивидуальных занятиях

3.

Строение голосового аппарата, механизм голосообразования.


Способы голосоведения

24

Отработка способов вокального голосоведения


Проверка на индивидуальных занятиях




Закрепление вокально-технических навыков и музыкально-художественных умений

Жанры вокальной музыки (арии, романсы, произведения для детей, народные песни и др.)

26

Слушание и анализ осваиваемого репертуара

Проверка на индивидуальных занятиях


Содержание разделов дисциплины.

1. Сущность вокального исполнительства.

На начальном этапе важно выявить знания, представления студентов о вокальном искусстве, их певческие данные, недостатки в голосообразовании, особенности психического склада личности, направленность профессиональных интересов и т.п. На этой основе составляется индивидуальный репертуарный план. Его выполнение учитывается при оценке выступлений студентов на академических концертах, контрольных уроках, зачете.

Курс включает вокальные занятия под руководством преподавателя и самостоятельную практическую работу студентов по совершенствованию вокальных навыков. Студенты осваивают следующие разделы вокальной работы.
1. Распевание (вокальное).
2. Интонационно слуховые упражнения.
З. Разучивание произведений.
4. Повторение выученных сочинений.
5. Чтение с листа.
6. Проверка выученных вокальных произведений..
7. Работа в ансамбле. . 8. Концертное исполнение произведений. В течение всего времени обучения студенты овладевают певческими навыками, осваивают вокальный репертуар различных стилей и эпох, учатся самостоятельно работать. Неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса — домашние задания. Студенты выучивают вокальные произведения, готовятся к индивидуальным занятиям.

2. Правильная певческая установка, певческий звукоидеал.

Осваиваются следующие вокально-теоретические знания и практические навыки: правильная певческая установка; певческий звукоидеал;

- высокая певческая позиция;

- певческое (смешанное) дыхание и опора звука; - виды атак звука в пении;
- певческая артикуляция и дикция;
- способы звуковедения (легато и стаккато).

Осваивается учебный репертуар из программы курса: вокализы, песни без сопровождения, произведения с сопровождением, в том числе для детей, а также школьные детские песни под собственный аккомпанемент. Изучаются особенности их исполнения.

3. Строение голосового аппарата, механизм голосообразования.

На данном этапе углубляются и расширяются полученные ранее знания, закрепляются и развиваются певческие умения и навыки, приобретенные на первом году обучения. Изучаются новые теоретические понятия и осваиваются практические навыки:

  • строение голосового аппарата и механизм голосообразования;

  • регистры голоса и сглаживание регистровых переходов;

  • динамические оттенки в пении (пиано-форте);

  • плавное звуковедение как основа кантиленного пения;

  • способы звуковедения (легато, нон легато, маркато, стаккато);

  • навыки пения в ансамбле.

Углубляются знания и растут навыки исполнения вокальной музыки для детей — наглядность ее образов воплощается с помощью жестов, мимики, поз. Закрепляется навык исполнения детских песен под собственный аккомпанемент.
При работе с песнями без сопровождения улучшается скоординированность слуха и голоса, происходит постепенное закрепление устойчивого механизма правильного голосообразования певца.

Студенты овладевают искусством ансамблирования (сначала в унисон, затем в дуэте). Состав участников ансамбля подбирается с учетом индивидуальных голосовых данных и технических возможностей певцов, типа их голосов, которые должны быть равнозначными по силе и сливаться по тембровой окраске.
При исполнении в унисон студенты проявляют умение сливаться голосами по высоте звука, по тембру и динамике звучания.


4. Закрепление вокально-технических навыков и музыкально художественных умений.

На этом году обучения закрепляются вокально-технические навыки и художественные умения, приобретенные в предыдущие годы. Одновременно студенты получают знания в области вокальной методики, изучают специальную и научно-методическую литературу (хрестоматии, пособия для учителей и пр.). Продолжается работа над чистым (звуковысотным) и выразительным интонированием, над пластичностью и подвижностью голоса, расширением его диапазона, укреплением середины, овладением широкой палитрой динамических, агогических, тембровых оттенков, над артистизмом исполнения произведений из программы курса.

В ходе индивидуальных практических занятий студентов с преподавателем достигаются умения вокально-методического и художественно-исполнительского анализа детских песен. На базе развитого (к этому времени) вокального слуха студенты учатся оценивать качество вокального исполнения, выявлять положительные стороны и недостатки, определять пути их исправления, находить в процессе исполнения нужную атаку звука, Характер дикции, артикуляции, динамики, эмоционального тонуса, соответствующие художественному замыслу произведения.

В ходе обучения приобретаются устойчивые навыки исполнения под собственный аккомпанемент достигается динамический баланс звука между голосом и инструментом при условии сохранения вокально-технических и художественных навыков как в вокальной, так и в фортепианной партиях.

На групповых занятиях углубляются основные знания и навыки пения в ансамбле. Закрепляется навык исполнения в двухголосном ансамбле.
На заключительном этапе освоения курса “Класс сольного пения” студенты должны выявить достаточно высокий уровень развития вокального слуха, вокально-технических навыков и художественных умений, профессиональный уровень владения формами вокального исполнения как с инструментальным сопровождением, так и без сопровождения, а также под собственный аккомпанемент и пением в ансамбле.
К четвертому году обучения студенты должны быть ознакомлены с основной методической и репертуарной вокальной литературой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск