Скачать 319.46 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ПРАВОСЛАВНАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ «РАДОНЕЖ» УТВЕРЖДЕНО ______________________________ Подпись, печать ОУ ______________________________ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Мировой художественной культуре Ступень обучения: среднее общее образование Количество часов: 35 Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И. Составитель: Тихонова Т.С. , учитель Средних и старших классов НОУ ЦО «Православная классическая гимназия «Радонеж»» Москва 2013-2014 уч.год Мировая художественная культура
Предмет: Мировая художественная культура Курс: «Вечные образы искусства» Класс: 7 класс Год обучения: 2013-2014 гг. Количество часов: в год: 35ч, в неделю: 1ч Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов. Программа: Авторская, разработанная в соответствии с христианским аспектом преподавания истории мировой художественной культуры в православной гимназии «Радонеж». Используемое учебное пособие - Вачьянц А.М. "Ренессанc"/ Айрис-пресс. 2012. Взятое за основу учебное пособие по мировой художественной культуре содержит тексты, вопросы, задания и творческие работы по культуре западноевропейского Средневековья, содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования. Программа по курсу «Вечные образы искусства» направлена на обращение к проблемам человеческой личности, её связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных и христианских представлениях становятся доминантной изучения. Цель изучения курса: Осознание роли и места Человека в мировой культуре и религии на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства. Актуальность, новизна, значимость: Мировая художественная культура (МХК) — предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Появление новых программ, учебников и пособий по МХК, повышенный интерес преподавателей и учащихся средней школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах массовой информации — неоспоримое свидетельство того, что он прочно и надолго завоевывает пространство в общей системе гуманитарного образования. Документы Министерства образования РФ, в которых рассматривается дальнейшая перспектива изучения МХК в средней школе, достаточно четко определяют его место в Базисном учебном плане. В них особо подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Задачи: - помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни; - способствовать воспитанию художественного вкуса; - развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; - развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; - создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства; - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства; - знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания. Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Принцип интеграции обусловлен следующим: курс МХК интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью. Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании МХК. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время способствуя развитию эстетического вкуса. Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе. Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются: Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами. Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение. Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных. Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект. Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий
Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы: 1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала; 2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков; 3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический; 4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств. В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах: - промежуточный контроль – индивидуальные карточки, фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку; творческие работы - итоговый контроль – контрольная работа, итоговый тест Перечень учебно-методического обеспечения предмета «Мировая художественная культура. 7 класс» Методические и учебные пособия: Презентации учителя, разработанные для каждого урока. Оборудование: Компьютер; мультимедийный проектор; звуковые колонки (2), средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта), принтер лазерный, экран на штативе. Дидактический материал: Наборы открыток по изобразительному искусству; карточки по всем изучаемым темам; тесты, задания и кроссворды по античной и древнерусской мифологии. Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности). Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения). Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока. Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая. Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический. Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт. Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания. Глубокое и прочное овладение знаниями - важнейшая предпосылка формирования мировоззрения. Основа, фундамент, на котором базируется мировоззрение, - это знания и умения. Инструментарий для оценивания результатов Все виды опроса неразрывно связаны с беседой. Беседа с целью проверки знаний способствует развитию памяти и мышления ученика, развивает его интерес к занятиям, вызывает желание применять полученные знания в практической деятельности. Предлагаются вопросы-сравнения «Парадоксы искусства», они направлены на более близкое знакомство с отвечающим, а с другой стороны - на разрушение его стереотипных представлений об искусстве, обыденного к нему отношения. Подчеркивая личное мнение учеников, на занятии применяется доверительный диалог - «Постигаю суть мастерства». Ученику предлагаются вопросы-тесты «Накапливаю знания». Выбор предполагает не только умение собеседника анализировать и различать понятия по их содержательному объему, но и классифицировать их, опираясь на свои знания выразительных средств языка искусства, его жанров, технологий, материалов. Смысл теста-контроля в том, что к вопросу предлагается несколько вариантов ответов. Тестовые задания как бы воспроизводят живой процесс восприятия, обращены к эстетическим чувствам собеседника, направлены на выявление его эмоциональной чуткости к искусству, способность выходить на обобщения. Именно в этом блоке проверяются способности ученика к образному мышлению, импровизации, развитость его интуиции, готовность к художественному процессу. Например: Какому из этих художников вы заказали бы свой портрет? Тесты - задания на создание художественного образа; поиск поэтических или живописных аналогий для выражения своего эстетического восприятия, перевод его с одного языка искусства на другой; проявление интуиции. Подведение итогов подводятся в игровой форме. Через различные игровые моменты педагог без труда определяет степень подготовленности ребенка. При этом учитывается индивидуальные особенности ученика. Игра проводится только с отчетливо-познавательной целью. Разгадай ребус, кроссворд. При оценке уровня знаний и умений учитываются следующие показатели:
Знания и умения оцениваются по 5-ти бальной системе.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов.
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в примерных учебных планах для образовательных учреждений для обязательного изучения учебного предмета «Мировая художественная культура» в классах с гуманитарного профиля отводится следующее количество часов в 7 классе: 35 часов (1 час в неделю).
По окончанию изучения курса «Вечные образы искусства» ученик должен знать: Предполагаемые результаты В результате изучения курса «Мировая художественная культура» в 7-м классе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мировая художественная культура»:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
35 часов Введение (2) Культура Древнего Рима . (8 часов) Обзор культуры Древнего Рима. Сравнительный анализ греческой и римской культур. Архитектурные достижения Древнего Рима. Архитектура периода Римской республики. Шедевры архитектуры эпохи Римской империи. Триумфальные арки и общественные сооружения. Изобразительное искусство Древнего Рима. Римский скульптурный портрет – одно из главных достижений римской художественной культуры. Фресковые и мозаические композиции Рима, Помпей и Геркуланума. Театр и музыка Античности. Рождение греческого театра. Трагики и комедиографы греческого театра. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Музыкальное искусство Античности. 2. Художественная культура Средних веков (27 часов) 1.Мир Византийской культуры. Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Достижение архитектуры. Мерцающий свет мозаик. Искусство иконописи. Музыкальная культура. 2. Архитектура западноевропейского Средневековья. Жизнь средневекового города. Возрождение античных архитектурных традиций, создание романского и готического стилей зодчества. Романский стиль архитектуры. Архитектура готики. 3. Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура романского стиля. Скульптура готики. Искусство витража. 4. Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма. Средневековый фарс. Достижения музыкальной культуры. Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров. 5.Художественная культура Киевской Руси. Архитектура Киевской Руси. Изобразительное искусство. Мозаика и фрески Киевской Софии. Искусство иконописи XI – XII веков. |