Муниципальное образовательное учреждение
Скалинская основная общеобразовательная школа Утверждена
приказом по школе
№_____от «___» _______ 2013г.
Директор ______(Н.Д.Беренёва) Рабочая программа
модуля «Основы православной культуры»
комплексного учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 класса начального общего образования Учитель Грачева И.В.
Изменения в рабочей программе
утверждены приказом
руководителя образовательного учреждения
приказ№_________от___________2014 года
Директор: ______________ /Н. Д. Беренева/ 2013 год.
Пояснительная записка МОУ Скалинская ООШ на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей учащихся и их родителей определила для изучения модуль комплексного учебного предмета «Основы православной культуры».
В основе рабочей программы лежат следующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы Минобрнауки РФ, Департамента образования Ярославской области.
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 г. № ПР-2009. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 г. № 1578 по введению в субъектах РФ учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;
Приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» (Приложение 1);
Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
Письмо Минобрнауки России от 9 февраля 2012 г. № МД-102/03
«О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
Письмо Департамента образования Ярославской области «О преподавании учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» от 30.03.2012 г. № 726/01-10.
Место модуля «Основы православной культуры»
в программе обучения ОУ
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания: дополняет мировоззренческие аспекты, которые формируются у учащихся в процессе изучения материала учебного предмета «Окружающий мир», и предваряет изучение гуманитарных предметов, изучаемых в 5 классе (например, истории).Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Содержание его модулей согласуется между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, а также в контексте содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей согласуются с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный модуль «Основы православной культуры» направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах, и традициях российского общества, воспитанного на духовных ценностях Православия. На понимание их значения в современной общественной жизни.
Учебный модуль «Основы православной культуры» направлен на формирование духовно-нравственного потенциала обучающихся, на воспитание и развитие личности гражданина России, на расширение его кругозора.
Предмет изучается в 4-х классах в объеме 34 учебных часов в учебном году, 1 раз в неделю. Преподавание осуществляется по учебнику: Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.: ил.
Учет индивидуальных особенностей обучаемых (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) осуществляется через дифференциацию практических заданий, организацию работы с ЭОР, участие в коллективно-творческой и проектной деятельности, ролевых играх, через формирование портфолио учебных достижений.
Содержание рабочей программы обеспечивает реализацию стандарта начального общего образования по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы православной культуры» и общие для всех модулей ОРКСЭ требования стандарта к целям и уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Цель обучения: формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании, понимании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, к способности жить и действовать в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества.
Задачи обучения:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Учитывая, что при изучении предмета используется качественная оценка знаний, выставление отметок в школьном журнале не предусмотрено.В процессе обучения необходимо формировать портфолио учебных достижений каждого учащегося для реализации следующих функций:
- диагностической: фиксирует динамику продвижения в обучении;
- мотивационной: формирует мотивацию учебной деятельности в результате стремления обучающихся к лучшему результату;
- содержательной: основанной на охвате спектра выполняемых требований к уровню подготовки;
- рейтинговой: показывающей диапазон навыков и умений, освоенных обучаемым.
Портфолио состоит из обязательной и дополнительной частей. В обязательную часть включены:
- терминологический диктант и результаты его выполнения (не менее одного за четверть);
- практическое задание, выполненное на уроке (не менее одного в четверть);
- выполненное и оформленное домашнее задание (не менее одного за четверть);
- подготовленное, оформленное и представленное сообщение по заданной или выбранной самостоятельно теме (не менее одного раза в полугодие);
- выполненная и оформленная индивидуально или в группе творческая работа, проект (не менее одного раза в год).
В дополнительную часть портфолио включаются другие работы по выбору обучаемых и их родителей, свидетельствующие об успешном освоении программы учебного предмета.
Задания, входящие в обязательную часть портфолио отражены в поурочном планировании рабочей программы.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
| Наименование разделов и тем, часы по программе
| Информационные единицы и понятия стандарта
| Всего час. по плану
| Из них
| Лабор. и практич. (темы)
| Контр. и
диагност. (темы)
| Экскурсии
| Дата
| 1
| Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
| Введение в православную духовную традицию
| 1
| Работа с основными понятиями вводного урока
|
|
| I четв.
| 2
| Основы православной культуры
| Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане
Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственностиЛюбовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности
| 28
| Работа с понятиями изучаемых тем, проектная и исследовательская деятельность, итоговое повторение
| Терминологические диктанты, практические задания, подготовка сообщений по заданной теме
| Экскурсия по городу с целью ознакомления с уникальными образцами духовной культуры и традиции
| I, II, III, IV четв.
| 3
| Духовные традиции многонационального народа России
| Праздники. Христианская семья и её ценности
| 5
| Разработка и защита проектов
| Защита творческих работ учащихся. Защита проектов учащихся
|
| IV
четв.
| Итого:
| 34
|
|
Поурочное планирование
№ ур.
| Тема урока, вопросы,
изучаемые на уроке
| Парагр. учеб-ника
| Цель урока
| Задачи урока
| Ключевые понятия
| Домашнее задание
| Портфолио
| образовательные
| воспитательные
| развивающие
| 1
| Россия – наша Родина (общий для всего класса)
| 1
| Воспитание чувства уважения и любви к своей семье, родному краю, к историческому и культурному наследию своей Родины, к людям, считающим Россию своей Родиной;
| Познакомить учащихся с понятиями «Родина», материальные и духовные ценности, религиозные культуры, традиции.
| - подвести учащихся к тому, что в России живут люди разных взглядов, разного вероисповедания, имеющие свои традиции и обычаи, но для всех она – Родина, а значит: мы должны с уважением и любовью относиться друг к другу, к своей малой родине и Отечеству.
| -обогащение и усложнение словарного запаса;
- формирование способов взаимодействия с учителем, с коллективом.
|
| Стр. 5 задание 1, 2
| Выполненное и оформленное домашнее задание
Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий
Терминологический диктант
| 2
| Культура и религия
| 2
| Воспитание духовно – нравственной личности через знакомство с культурой, религией. Формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций.
| Знакомство с понятиями «культура», «религия», «христианство».
| Воспитание чувства уважения и любви к родному краю, православной культуре, историческому и культурному наследию своей Родины.
| Развитие коммуникативных способностей;
Формирование способов взаимодействия ученика с учителем, учеником, ученика с классом.
| Культура, религия, христианство, православие.
| Работа с терминами
| 3
| Человек и Бог в православии
| 3
| Воспитание любви к окружающим через приобщение ребенка к основам православной культуры.
| Раскрыть понятия Бог в православии, православный человек и
значение православия в жизни человека.
| Воспитание благодарного отношения к окружающим и своему ближнему.
| Усвоить, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.
Обогащение словарного запаса.
| Бог,
доброта,
разум,
совесть. Свобода
| Стр. 11 задание 1,2
| 4
| Православная молитва
| 4
| Сила и значимость молитвы в жизни православного человека.
| Узнать значение и связь слов «православие » и «молитва», познакомить с видами молитв.
Дать понятие Священное Предание.
| Воспитывать у детей чувство ответственности за свои поступки.
| Пополнить словарный запас учащихся.
Развивать коммуникативные способности.
| Православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.
| Стр. 15 задание 5,6
| 5
| Библия и Евангелие
| 5
| Воспитание нравственной личности через знакомство с Библией и Евангелием.
| Познакомить учащихся с главными священными книгами православной культуры Библией и Евангелием.
Осуществлять межпредметные связи по чтению, истории, изобразительному искусству.
Расширять представление детей о богатстве русского языка
| Формировать у детей духовно – нравственных представлений о нормах поведения.
| Развивать мышление и речь учащихся.
| Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, священное писание, пророк, апостол, христианин, откровение.
| Стр. 19 задание 1, 2, 6.
Выбор темы сообщения и творческой работы
| 6
| Проповедь Христа
| 6
| Осмысление значения слова Божьего для православных христиан.
| Познакомить с высказыванием Христа о мести и богатстве. Воспитание учащихся с евангельским повествованием Нагорной проповеди.
| Подвести к пониманию, что счастье не зависит от наличия богатства у человека.
Воспитание толерантного отношения к окружающим.
| Развитие бережного отношения к слову, стройности, логичности речи учащихся
|
| Стр. 23, задания 1, 2, 3
| 7
| Христос и Его Крест
| 7
| Воспитание любви и сострадания к ближнему, воплощение ее в поступках.
| Познакомить учащихся с евангельским повествованием о распятии Иисуса Христа;
раскрыть суть и значимость искупительной жертвы Спасителя.
| Воспитывать любовь и сострадание к ближнему
| Обогащать и усложнять словарный запас, формировать способы взаимодействия обучающихся друг с другом, с учителем;
развивать творческие детей, их самостоятельность.
|
| Стр. 24-27 читать
| 8
| Пасха
| 8
| Воспитание любви и сострадания к ближнему, воплощение ее в поступках.
| Познакомить учащихся с евангельским повествованием о Воскресении Христа.
Раскрыть значение Воскресения для всего человеческого рода;
Рассказать о русских обычаях празднования пасхи;
Познакомить учащихся со знаменитыми храмами, построенными в честь Воскресения Христа.
| Воспитывать у учащихся уважения к традициям и обычаям православной культуры.
| Развивать у учащихся интерес к православным праздникам;
Развитие творческих способностей учащихся;
Развивать коммуникативные способности учащихся;
Обогащение словарного запаса учащихся.
|
| Стр. 31, задания 1, 4, 5
| 9
| Православное учение о человеке
| 9
| Осознание каждым учеником значимости высокой духовности человека.
| Христианское представление взаимоотношения души и тела человека. Расширение понятия «внутренний мир человека».
| Подвести к пониманию того, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.
| Формирование навыков анализа, умения вычислить главное; обогащение и усложнение словарного запаса.
| Тело.
Душа, внутренний мир человека.
| Стр. 35, задания 1, 2
| 10
| Совесть и раскаяние
| 10
| Воспитание стремления к добру и противостояния к злу в отношениях с людьми, критического отношения к себе и своим поступкам.
| Расширить представление о понятиях «добро», «зло», «совесть».
Познакомить учащихся со значением слов в православии «грех», «совесть».
| Воспитывать желание жить по совести, доброту и чуткость к людям.
| Формировать умение давать самооценку совершаемых поступков, нести ответственность за свои действия.
Развивать навык работы с текстом
| Зло,
грех,
раскаяние, совесть.
| Стр. 39, задания 3, 4
| Выполненное и оформленное домашнее задание
Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий
Терминологический диктант
Выполненное и оформленное домашнее задание
Выполненная и оформленная творческая работа
| 11
| Заповеди
| 11
| Воспитание в детях доброты, любви, милосердия по отношению к окружающим.
| Познакомить с Библейскими заповедями и их нравственным смыслом.
| Воспитывать потребность совершать добрые поступки и быть милосердным; воспитывать
внимательное отношение к близким людям
| Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
развивать речь ребенка.
| Заповеди, сострадание,
сочувствие,
правда,
ложь,
зависть.
| Стр. 41, задания 1, 3
| 12
| Милосердие и сострадание
| 12
| Воспитание в школьниках доброты, милосердия и сострадания по отношению к окружающим.
| Познакомить детей с библейской притчей «О добром самарянине».
Способствовать развитию нравственных принципов милосердия и сострадания по отношению к людям через художественные произведения.
| Воспитывать внимательное отношение к родителям, старшим, к знакомым и незнакомым людям.
Воспитывать потребность совершать благо для людей. Которые рядом.
| Развивать чувства милосердия, сострадания и добра.
Развивать умения анализировать собственные поступки.
| Милосердие,
сострадание, сестра милосердия, притча, милостыня.
| Стр. 45 задание 3, 4
| 13
| Золотое правило этики
| 13
| Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
| Познакомить с золотым правилом этики;
Дать понятием неосуждение.
| Воспитание толерантного отношения к окружающим;
Подвести к пониманию и осознанию необходимости избавиться от негативных черт характера.
| Подвести к пониманию и осознанию необходимости избавления от негативных черт характера.
| «золотое правило этики»,
неосуждение.
| Стр. 47 задание 1 Работа по подготовке сообщения, творческих работ
| 14
| Храм
| 14
| Значение храма в жизни православного христианина.
| Познакомить с устройством и назначением православного храма;
Правилами поведения в православном храме.
| Воспитывать у учащихся чувства уважения к православной культуре, духовным и материальным ценностям русского народа.
| Развитие интереса к храму, как к исторической ценности русской православной культуры.
| Храм,
царские врата. иконостас, алтарь.
| Стр. 51 задание 1, 4
| 15
| Икона
| 15
| Представление учащихся о православной традиции отношения к иконам.
| Познакомить с особенностями иконописного изображения;
Понять различие в написании иконы и картины.
| Усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов
| Уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.
|
| Стр. 55, задание 1, повторение изученных понятий, терминов
| 16
| Урок повторения. Значение православной культуры в жизни людей, общества.
Знакомство с основами проектной деятельности Обсуждение тематики проектов. Подготовка к защите творческих работ
| 16
|
|
|
|
|
| Обсуждение тематики проектов. Подготовка к защите творческих работ
| 17
| Защита творческих работ
| 17
|
|
|
|
|
|
| 18
| Как христианство пришло на Русь
| 18
| Понимание значимости принятия православного христианства на Руси
| Познакомить с условиями и предпосылками Крещения Руси, обеспечить усвоение понятий «Крещение», «Святая Русь».
| Формировать чувство гордости за «Святую Русь», ценностное отношение к знаниям, духовной ответственности христианина.
| Развивать интерес к русской православной культуре, обогатить словарный запас.
| Крещение, Святая Русь, церковь, святцы
| Стр. 61, задания 1, 2
| Выполненное и оформленное домашнее задание
Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий
Терминологический диктант
Выполненное и оформленное домашнее задание
Выполненная и оформленная творческая работа
| 19
| Подвиг
| 19
| Подвиг – путь для воспитания души. Знакомство с православным пониманием подвига и жертвы
| Понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник
| Уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру, понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического)
| Развивать умения анализировать собственные поступки и поступки других людей.
| Подвиг, жертва, жертвенность, подвижник, подвижничество
| Стр.63, задания 2, 5
| 20
| Заповеди блаженств
| 20
| Приобщение к традиционным ценностям православной культуры.
| Познакомить детей со знаменитой Нагорной проповедью, заповедями блаженств;
| Раскрыть гуманную составляющую основ христианского сознания и этики;
| Содействовать духовному развитию детей, развивать навык изучающего чтения, обогащать и усложнять словарный запас.
| Духовная нищета, Царство Небесное, миротворец, кротость, милость, зависть, чистота сердца, блаженный.
| Стр.67, задания 2,4,5
| 21
| Зачем творить добро?
| 21
| воспитание духовно-нравственной личности ребенка, стремления бескорыстно творить добро другим людям.
| -обобщить понятия добро, доброта, добродетель,
- показать обучающимся на литературных примерах, что человек может быть счастливым от того, что делает добро другим,
-познакомить учащихся с понятиями «самоотверженность», «бескорыстность»
| --воспитывать умение ценить и создавать добрые поступки в душе и в жизни человека,
-воспитывать бережного отношения к духовным ценностям нашего народа;
-формировать умение определять нравственные ценности жизни;
| развиватьумение слушать и слышать,
читательские и речевые способностей,
-способствовать формированию навыка построения умозаключений.
| эгоист, дикарь, апостол, святой, император,
добро, доброта, добродетель, самоотверженность, бескорыстно.
| Стр. 69, задания 3, 4
| 22
| Чудо в жизни христианина
| 22
| Формирование представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан.
| Познакомить учащихся с христианскими понятиями «Святая Троица», «Добродетель», с христианским пониманием чуда, как изменения Богом установленных законов природы;
| Формировать понимание внутренней связи трех христианских добродетелей – веры, надежды и любви.
| Развивать умения рассуждать, высказывать свое мнение по поставленной проблеме.
| Святая Троица, добродетель, вера, надежда, любовь
| Стр.71, задания 1,3
| 23
| Православие о Божием суде
| 23
| Осмысление меры ответственности
человека за свои поступки в отношении других и себя
| Познакомить с евангельской притчей о Страшном суде. Подвести к пониманию христианского призыва к безусловной помощи любому человеку.
| Воспитывать в детях доброту, любовь, милосердие по отношению к окружающим.
| Развивать чувства милосердия, сострадания, добра и умения анализировать собственные поступки.
| Божий суд, бессмертие, пост, душа, вечность.
| Стр. 75, задание 2
| 24
| Таинство Причастия
| 24
| Воспитание уважительного отношения к русской православной культуре через знакомство с православными таинствами.
| Познакомить с понятиями «православные таинства», «Причастие», «Литургия», раскрыть главное назначение церкви, активизировать познавательную активность учащихся.
| Воспитывать уважительное отношение к православным людям, общую культуру детей.
| Развивать личностные качества учащихся, содействовать духовному развитию детей, развивать навыки работы с письменными источниками, умения делать выводы. Развивать коммуникативные способности учащихся.
| Тайная вечеря.
Православные таинства. Причастие, Литургия.
| Стр.79, задание 3
| 25
| Монастырь
| 25
| Воспитание уважительного отношения к русской православной культуре через знакомство с христианским православным монастырём как центром христианской православной культуры, социального служения, духовного обогащения.
| Познакомить с появлением христианских монахов и их главным жизненным правилом
| Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине и к своему народу на примере жизни русских святых монахов, воспитание толерантности к верующим
| Расширять и обогащать словарный запас детей.
| монах (монахиня), монастырь, послушание, монашеские обеты, постриг
| Стр. 83, задание 1
| 26
| Отношение христианина
к природе
| 26
| Воспитание бережного отношения к природе, к природным богатствам, чувства ответственности за всё живое на Земле
| познакомить детей с библейским сюжетом о Ное.
на примере художественных произведений способствовать усвоению нравственных принципов общения с природой;
| способствовать воспитанию потребности совершать добрые поступки и быть милосердным по отношению к природе
| Способствовать развитию умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями
| Творец ,милосердие, доброта, бережное отношение, забота
| Подобрать рассказы о примерах милосердного отношения к животным
| 27
| Христианская семья
| 27
| Воспитание уважительного отношения к семье
| Познакомить с семейными устоями в православной культуре, определить роль семьи в жизни человека.
| Воспитывать качества, являющиеся важными для создания полноценной семьи
на примере истории о Петре и Февронии Муромских
| Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
развивать интерес к семейному чтению
| семья, сватовство, помолвка, бремя, обручение, венчание, семейные традиции, таинство, тактичность, хамство, благоверный, Агриков меч, самодержец, лукавый, вельможи, мощи, рака, жертвенность.
| Работа с родителями по вопросам и заданиям на стр. 87
| 28
| Защита Отечества
| 28
|
|
|
|
|
| Составление устного или письменного рассказа, книжки-малютки о родных, воевавших за свободу Отечества в 1941-1945 г.г.
| 29
| Христианин в труде
| 29
|
|
|
|
|
| Стр.93, задания 4, 5
| Выполненное и оформленное домашнее задание
Одно из выполненных на уроке и оформленных практических заданий
Терминологический диктант
Выполненная и оформленная творческая работа, проект
| 30
| Любовь и уважение к Отечеству (общий для всего класса)
| 30
|
|
|
|
|
| Повторение терминов и понятий
| 31
| Подготовка к защите творческих работ, проектов (общий для всего класса)
|
|
|
|
|
|
| Работа над проектом
| 32
| Защита творческих работ, проектов (общий для всего класса)
|
|
|
|
|
|
| Работа по оформлению проекта
| 33
| Защита творческих работ, проектов (общий для всего класса)
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к защите проекта, творческой работы
| 34
| Защита творческих работ, проектов (общий для всего класса)
|
|
|
|
|
|
|
|
|