Скачать 157.61 Kb.
|
«Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 класс Базовый уровень ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Цели задачи изучения учебного предмета: • эстетическое воспитание школьников, формирование духовной культуры и потребности постоянного общения с искусством; • изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России; • развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства; • формирование художественной культуры учащихся. Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами: 1.Федеральным законом от 29.12.2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Приказом Министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для 2-11 классов). 3. Письмом Минобрнауки России от 07.07.2005г. « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 4. Приказами Министерства образования Российской федерации от 19.12.2012 №1067«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014учебный год». 5. Локальным актом школы «Положение о структуре, порядке разработки и МБОУ СОШ №7, реализующего образовательные программы общего образования». 6. Учебным планом МБОУ СОШ №7 г. Липецка на 2013-2014 учебный год. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа. Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство» для 5 - 9 классов; под редакцией Б.М. Неменского – М. «Просвещение» 2011г. Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы. Содержание программы направлено на реализации приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. При организации учебного процесса обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал, обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей практической реализацией. Информация о внесенных изменениях. Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений. Количество учебных часов. В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала в 5 классе отводится 35 часов. Рабочая программа содержит разделы: « Древние корни народного искусства», « Связь времен в народном искусстве», «Декор - человек, общество, время», «Декоративное искусство в современном мире». Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок-творчество, урок - беседа, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок. Данная рабочая программа также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой. Виды и формы текущего контроля знаний, умений, навыков: устная, изовикторина, а также художественно-практические задания. В качестве методов диагностики результатов обучения используются конкурсы, выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ. Информация об используемом учебнике. Учебник: Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Под. ред. Б.М. Неменского. – М. Просвещение, 2013. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Декоративно – прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен Знать: Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Русская народная вышивка. Народный костюм. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Уметь: Создавать сюжетно-декоративную композицию в рисунке, передавать основные элементы декора избы, изображать орнамент в круге, полоске, розетки, сохраняя ритм, использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента. Выполнять эскизы предметов крестьянского быта, народной вышивки, праздничного народного костюма.
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека. В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен Знать: Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Их традиции, своеобразие художественного языка. Уметь: в рисунке передавать отличительные особенности глиняной игрушки, традиционную роспись изделий ДПИ, применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства в творческой работе.
Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен Знать: декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, символику цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Уметь: исполнять эскиз, определять колорит и основной характер костюма, создавать условное, символическое изображение в геральдике. 4.Декоративное искусство в современном мире. (10 часов) Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер ДПИ (тряпичная кукла, ваза, витраж). Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен Знать: многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции. Уметь: выполнять эскизы панно, витражей по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ЗА КУРС 5 КЛАССА НА БАЗОВОМ УРОВНЕ. Учащиеся должны знать: - истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; - особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов); - семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); - несколько народных художественных промыслов России; Учащиеся должны уметь: - пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.); - различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века); - различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.); - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора; - передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); - выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; - создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи); - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций. ЛИТЕРАТУРА 1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2009. 2. Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство», 5-9 классы, - М. Просвещение, 2010. 3. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009. 4. Горяева Н. А. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. 5. Горяева Н. А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009. 6. Горяева Н. А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2010. 7. Гуров Г. Е., Питерских А. С. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 класс». Москва, «Просвещение», 2010. 8. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса / Под. ред. Б.М. Неменского. – М. Просвещение, 2013. Интернет – ресурсы:
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству Класс 5А Количество часов: Всего 35 часов; в неделю 1 час. Планирование составлено на основе авторской программы основного общего образования «Изобразительное искусство» для 5 – 9 классов под редакцией Б.М. Неменского – М. «Просвещение» 2011г. Учебник: Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса / Под. ред. Б.М. Неменского. – М. Просвещение, 2013.
|