Скачать 259.38 Kb.
|
МКДОУ «Малиновский детский сад» Тематическая программа по приоритетному направлению «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей» Разработала воспитатель МКДОУ «Малиновский детский сад» Абрахимова Роза Минзакиевна. Ачинский район П. Малиновка 2012г Введение «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский Актуальность Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые. Социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Пояснительная записка Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы. Поэтому необходимо привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье. Реализация программы поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Но так ли легко наладить это взаимодействие с современной семьей, привлечь к участию в мероприятиях? Взаимодействие воспитателей и родителей главным образом должно быть направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребёнка. Педагоги, со своей стороны, должны планомерно и активно распространять педагогические знания среди родителей, оказывать практическую помощь в воспитании детей и способствовать вовлечению родителей в педагогическую деятельность… Основная цель программы– помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология программы осуществляется поэтапно: - сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников и его семьи; - перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию; - систематическая работа с детьми и родителями по социально-личностному развитию; - коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем. Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания. В целях социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями, необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др. Основные направления и задачи сотрудничества. Цель программы: объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.
Задачи:
Основным исполнителем реализации программы является воспитатель группы МКДОУ «Малиновский детский сад» Абрахимова Р.М. Так же её участниками являются администрация ДОУ и специалисты ДОУ. Так как ребёнок посещает детский сад 5 лет, то программа рассчитана на пять лет – пять возрастных групп. Условно в течение пяти лет взаимодействие проходит 3 ступени: 1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться»; 2 ступень - « Давайте дружить и помогать друг другу»; 3 ступень - «Детский сад и семья – единое пространство детства». Содержание программы представлено двумя блоками: 1. «Педагогическое просвещение родителей». Воспитатель группы, педагог-психолог изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей, составляют социально-демографический паспорт семей, анализируют полученные данные, а затем организуют групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке, мастер-классы. 2. «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ». Воспитатель группы совместно с музыкальным работником и спорт инструктором организуют и проводят: проекты, практические занятия, работу творческих групп по интересам, конкурсы, совместные развлечения, творческие домашние задания и др. Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка
Этапы (ступени) и способы реализации концептуальных положений 1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться». Задача данной ступени: сформировать такие стереотипы поведения ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Когда ребёнок начал посещать детский сад, воспитатели создают благоприятную атмосферу для жизнедеятельности детей, постоянно поддерживают личный контакт с родителями, обмениваются информацией. Результатом 1 ступени является доверительное отношение родителей к воспитателям группы: родители не скрывают своих волнений по поводу адаптации ребёнка к новым условиям, адекватно реагируют на рекомендации воспитателей группы, прилагают усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка. Продолжается работа по формированию навыков самостоятельности ребенка в самообслуживании. Для реализации 1 ступени отводится до 3 месяцев. 2 ступень взаимодействия « Давайте дружить и помогать друг другу» Задача этой ступени: объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье. В установлении контактов важно исследовать психолого-педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают. Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование. Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальные варианты сотрудничества. На первый план содержательной части второй ступени взаимодействия выступает консультационная помощь семье: «Добрые советы воспитателя», «Советы психолога и логопеда», «Школа Айболита» и родительские собрания, которые носят просветительскую направленность. Письменные консультации размещаются в приёмной группы в привлекательно оформленном «Родительском уголке». Их рекомендуется оформлять крупным шрифтом (18), для удобного прочтения родителями и сменять их не реже 1 раза в месяц. Для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии предпочтительнее индивидуальные консультации. Для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям. Положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться решать самостоятельно проблемные ситуации, возникающие в общении с ребенком, поделиться опытом, научиться практическим умениям и навыкам лепки, конструирования, организации игр, интересных сюрпризов. А это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком, примером тому служит семинар – практикум «День рождения – праздник детства!» Родительские собрания нужно организовывать в форме «Круглого стола», на котором, во время диалога будет происходить передача опыта от родителя родителям, например, в родительское собрание - «Здоровье дошкольника» включить слайд- презентацию с фотографиями из семейного архива ребёнка, чья семья уделяют значительное внимание занятию ребёнка спортом и ребёнок редко болеет, предоставив возможность рассказать о семейном опыте маму и ответить ей на возникшие вопросы собравшихся родителей группы. В развитии детско-родительских отношений играет роль и совместное участие детей и взрослых в создании мини-музея в групповой комнате, экспозициями которого являются семейные коллекции; трудовой десант, например «Постройка снежного городка», в котором принимают участие и дети, и взрослые. В детском саду организуются фотовыставки, конкурсы совместного родителей с ребёнком творчества. Родители всегда желанные гости на детских утренниках. Воспитатели мастерят с детьми подарки для родных и близких к праздникам: «День пожилых людей», «День матери», «23 февраля», «8 марта» и проводят беседы с детьми о ценностном отношении к семейной жизни, о роли матери и отца в семье, об уважительных, тёплых отношениях всех членов семьи друг к другу, о мудрости и опыте старшего поколения, о том, что когда дети вырастут, то создадут свою семью. Совместные спортивные праздники детей и взрослых вызывают азарт, соперничество, радость победы, горечь поражений; пережитые совместно с детьми, вызывают у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать. 3 ступень «Детский сад и семья – единое пространство детства» Эта ступень заключительная, она определяет, сложилось ли родительско - педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребенка. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они «введены» во внутрь этого процесса. Для проведения занятий в кружках, привлекаются бабушки воспитанников детского сада (художественное творчество), мамы и папы воспитанников детского сада рассказывают о своих профессиях, а именно, работу по ознакомлению с профессиями ведёт воспитатель, помогают и продолжают - родители. НОД или досуг для группы детей, на котором заранее приглашённый, родитель вступает во взаимодействие с детьми, например: «Как служили в армии наши папы», «Как родители учились в школе» или «Культура и традиции народов разных национальностей» и т.п. В данном случае воспитатели продумывают план занятия, вопросы от лица всей группы детей к приглашённому гостю; консультируют детей о правилах культуры встречи и общения с гостем, консультируют приглашённого родителя о том, как интереснее рассказывать дошкольникам о своей работе или национальных обычаях. Основным транслятором новой для детей информации выступает родитель. Такая, непривычная для группы детей, обстановка поможет детям быть более сосредоточенными и лучше усвоить новые знания. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Именно чувство общности порождает новые формы общения взрослых и детей: по предложению родителей могут родиться новые интересные формы взаимодействия: «Именинная гостиная», в которой день рождения ребенка приходит отмечать вся семья, «Клуб любителей воскресных лыжных прогулок», «Театральная мастерская», где родители готовят детские спектакли и изготавливают костюмы с декорациями и др. Поле взаимодействия семьи и детского сада постоянно увеличивается за счет вовлечения в это поле окружения музеев, выставочных залов, театра, детской библиотеки, и др. Содержание программы
Ожидаемые результаты: Положительные итоги реализации данной программы носили комплексный характер. Семьи имели возможность получать квалифицированную консультативную помощь педагогов в области дошкольного воспитания и образования. Родители проявляли себя сторонниками создания и поддержания единых требований с дошкольным учреждением к воспитанию и образованию дошкольников. Положительно эмоционально окрашенное общение воспитателей и родителей в присутствии детей, обеспечивало лёгкое расставание с мамой утром в период адаптации и комфортное пребывание каждого воспитанника в детском саду. Наблюдалось укрепление родственных отношения внутри семей. Это проявлялось в том, что уже на втором году посещения ребёнком детского сада, в организуемых воспитателями группы мероприятиях участвовали бабушки и дедушки и старшие сёстры с братьями, а в своих творческих рассказах о семье дети упоминали всех её членов. По итогам анкетирования, бесед и наблюдений, было выявлено постепенное повышение педагогической компетентности родителей и ответственное отношение к воспитанию ребёнку. По итогам педагогического обследования, у воспитанников сформировались чёткие представления о социальной роли матери, отца; сформировалось стойкое трепетное любящее отношение к своим родителям, братьям и сёстрам к семье в целом. Уровень готовности к школьному обучению воспитанников и успешная адаптация детей в начальной школе свидетельствует о высоких результатах совместной работы педагогов и родителей в течение всего периода пребывания детей в ДОУ. Дети: - развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; - создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; - формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время); - воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам; - приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий; - развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; - создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний; -формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. Воспитатели: Воспитание заинтересованного и уважительного отношения к взрослому. Придерживаются психологически-корректного стиля общения, добиваются уважения и доверия детей, стараются быть партнёром по ситуативно-деловому и вне ситуативно-личностному общению. Являются источником интересной информации, заботливыми помощниками и защитниками. Выступают для ребёнка примером для подражания Освоение взаимосвязей в социальном мире. Знакомят детей с нормами поведения в общественных местах, обучают правилам обращения к старшим. Формируют основы соблюдения этикета Формирование представлений о жизни взрослых. Рассказывают о различных профессиях, обсуждают особенности жизни человека в семье, семейные роли мужчины и женщины. Закладывание основ доброжелательного отношения к сверстникам. Обеспечивают потребность ребёнка в общении со сверстниками. Побуждают детей проявлять сочувствие, оказывать помощь друг другу. Формируют положительный образ проявлять сочувствие, оказывать помощь друг другу. Формируют положительный образ группы как носителя моральных норм. Рассказывают родителям о поведении ребёнка в группе. Побуждают старших детей заботиться о младших. Воспитывают терпимость и уважение к детям, независимо от их физических особенностей. Выработка навыков общения со сверстниками Учат детей вести конструктивный диалог – договариваться, планировать действия, распределять роли и т.д. Приучают использовать нормативные способы разрешения конфликтов. Формируют психологическую устойчивость в случае неуспеха. Воспитание бережного отношения к природе. Формируют детскую любознательность к природным проявлениям. Учат понимать причинно-следственные связи и взаимозависимости в природе. Закладывают основы экологической культуры. Формирование положительного самоощущения. Развивают чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (наличие собственного мнения, право выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Воспитание чувства ответственности у детей. Способствуют развитию у детей чувство ответственности за другого человека, общее дело, данное слово. Родители: Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей. Стараются всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении, дают ребёнку возможность встречаться и общаться с широким миром взрослых, которые окружают семью. Поддерживают в семье основы этикета. Учат ребёнка этикету общения с взрослым в непосредственной беседе и по телефону. Рассказывают о своей работе, об отношениях людей, берут ребёнка с собой в магазин, на почту и т.д. Разговаривают с ребёнком о его друзьях, жизни в коллективе сверстников в детском саду. Обсуждают с педагогами статус ребёнка в группе, его поведение в коллективе. Порицают любые проявления негативного отношения к человеку с физическими недостатками Продолжают воспитывать умение подчиняться общему правилу, контролируют проявления эмоций и поведения Демонстрируют ребёнку образцы экологически ориентированного поведения Литература 1.Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» 2.Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Методический аспект. 3.Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ» 4.Давыдова, О.И., Богословец, Л.Г., Майер, А.А. «Работа с родителями в детском саду» 5.Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. 6.Е.К.Ривина. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» 7.Л.Ф.Островская. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников» 8.Н.Ф.Виноградова «Воспитателю о работе с семьей» |