Скачать 47.51 Kb.
|
Урок 7 «Добродетель и порок» Цель: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди. Задачи: личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах метапредметные - развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; - формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную предметные - создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни; - уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок» Оборудование к уроку: Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.): 1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с. 2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с. Ход урока: 1. Проверка домашнего задания Обсуждение выполненных заданий ( с.15 учебника) 2. Введение в тему урока Учитель начинает урок с прочтения притчи: Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. После обсуждения учащиеся делают вывод, что человека оценивают по его характеристикам. – Как можно назвать положительную сторону человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске) – А как отрицательную? (варианты высказываний детей фиксируются на доске) – Теперь давайте откроем учебники на с.16 и посмотрим тему нашего урока: «Добродетель и порок» (учитель сравнивает с теми вариантами, которые предложили учащиеся). 3. Изучение нового материала Перед учениками ставятся познавательные задачи: Обсудите в группах: - Что такое «добродетель»? - Что такое «порок»? - Какого человека можно считать добродетельным? - А какого порочным? Выслушав высказывания учащихся, предлагаем их проверить, прочитав текст на с. 16-17. По итогам обсуждения заполняется таблица:
Учитель демонстрирует рисунки, на которых изображены сказочные персонажи и предлагает учащимся в группах обсудить какие их качества можно назвать добродетельными, а какие порочными. Примерный набор иллюстраций: На следующем этапе урока ученикам ставится следующая задача: - Как можно стать добродетельным? Учитель предлагает прочитать сказку В.А. Сухомлинского «Семь дочерей»: «Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери. - Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь. - Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая. - Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья. - Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая. - Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая. - Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги. Вопросы для обсуждения: - Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему? - Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно? - Что вы делаете для мамы, когда она устаёт? - Прочитайте раздел «Мудрые слова» на с.19 учебника. Как их можно прокомментировать? 4. Подведение итогов урока – Что вы сегодня узнали нового на уроке? О чем захотите рассказать дома? – Как можно коротко ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока «Что добродетель, а что такое порок?» – Оцените свою работу на уроке, используя карточки:
6. Домашнее задание Вопросы и задания с.19 Дополнительно (по выбору учащихся): Вопросы и задания с.17 |