Скачать 0.56 Mb.
|
Раздел 5 Педагогическая технология и техника организации контрольно-оценочной деятельности в шестилетней начальной школе Введение В течение последних пятнадцати лет развития российского начального образования особое внимание уделяется проблеме оценивания. Одной из основных задач, которые стоят перед системой отечественного образования, безусловно, является переориентация на подготовку человека, способного самостоятельно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Такими способностями может обладать только человек, лично состоявшийся. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами – это основной вектор взросления.1 Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей перед начальной школой. Этой проблеме в начальной школе уже были посвящены ряд методических писем Министерства образования Российской Федерации.2 В этих документах рассматривались вопросы критики существующей пятибалльной системы оценивания (отметки); необходимости введения новой системы оценивания; подходы к оцениванию при безотметочном обучении; условия введения безотметочной системы оценивания в начальной школе и этапы перехода на эту систему оценивания. За несколько лет эксперимента в этом направлении российская Школа накопила определенный опыт организации образовательного процесса в начальной школе в условиях безотметочной системы оценивания. В рамках программы «Совершенствование и развитие системы государственных образовательных стандартов и тестирования» Инновационного проекта развития образования Национального фонда подготовки кадров (НФПК) в проекте «Модернизация содержания образования – перспективные разработки»3 на базе 42 школ Российской Федерации изучался и оформлялся опыт использования разных форм контроля и оценки младших школьников в условиях безотметочного обучения. Анализ полученных материалов дает основания для положительной оценки хода экспериментальной работы в данном направлении. Однако до сих пор в школьной практике остается ряд проблем, которые искажают истинные намерения ученых-специалистов, педагогов, управленцев, ратующих за отмену отметок в обучении современной школы. Первая проблема – смешение таких понятий как «оценка» и «отметка». По данным опроса учителей ряда школ РФ, большинство педагогов считают термины "оценка" и "отметка" синонимами (76 % из опрошенных учителей)4. По мнению Г.А. Цукерман, склейка этих понятий произошла, потому, что долгие годы школьная практика имела единую общегосударственную систему оценивания: пятибалльную отметочную систему. На ней выросли несколько поколений учителей, родителей нынешних школьников, и ей пока что нет серьезных альтернатив ни в педагогическом сознании, ни в школьной практике.5 В педагогической литературе отметка трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах (5, 50, 12, 100-балльная), цветом, каким-либо символом и т.п. В толковых словарях (см. С.И. Ожегов, Д.Н. Ушаков) отметка – это установленное (государством) обозначение степени знаний учащихся. Поэтому, говоря о безотометочной системе оценивая, как правило, имеется ввиду отказ от количественной характеристики оценки. Необходимо ясно понимать, что этот отказ не отменяет автоматически контроля и оценки, как со стороны учителя, администрации школы, так и со стороны, самого ребенка и его родителей. Наоборот, безотметочная система оценивания усиливает роль самоконтроля и самооценки школьников, поворачивает педагогическую работу учителя на обучение детей этим действиям. Вторая проблема связана с тем, что большая часть инноваций и экспериментов в этом направлении затрагивает в основном внешнюю сторону контрольно-оценочной деятельности начальной школы (поиск новых форм прежде всего замены отметки другими шкалами оценки со стороны взрослого (учителя, администрации школы и родителя). Проведенный в конце 2002-2003 учебного года мониторинг качества обучения во вторых классах школ, участвующих в широкомасштабном эксперименте по модернизации структуры и содержания общего образования, выявил прежде всего ряд проблем, связанных с недостаточным уровнем формирования контрольно-оценочной самостоятельности6, которая является ядром и основной формой развития всей учебной самостоятельности ребенка. Для ее воспитания совершенно необходим радикальный пересмотр системы оценивания и не только в начальной, но и на других ступенях образования. Необходимо договариваться на уровне школы о том, как будут строиться переходы с одной образовательной ступени на другую (от дошкольного образования к начальному, от начальной к основной школе и т.д.). Без единой оценочной политики школы переходить на безотметочную систему оценивания опасно прежде всего для ребенка, который оказывается заложником взрослых «игр» по поводу оценивания. Третья проблема связана с разным наполнением самого назначения (функции), роли контрольно-оценочной деятельности прежде всего в начальной школе. С нашей точки зрения переход на безотметочную систему оценивания прежде всего связан с двумя вещами: переходом на другую «философию» всего оценивания в школе – на оценку достижений школьников и переходом на задачный принцип построения содержания образования. Надо понимать, что отмена отметок в обучении есть не самоцель и не дань моде. Например, самооценка нужна не сама по себе, она должна являться средством принятия решения самого ребенка о дальнейших своих действиях в процессе учения, а организация обучения самоконтролю есть средство в этом процессе видеть (предвидеть) возможные ошибкоопасные места по ходу решения задачи. Роль учителя в контрольно-оценочной деятельности школы при таком подходе также принципиально меняется: от централизованного, многоуровневого контроля за деятельностью школьников к передаче, с одной стороны, контрольно-оценочных «инструментов» в руки учащихся, а также помощи им в детской контрольно-оценочной деятельности по их запросу, с другой стороны, организации внешней экспертной оценки отчуждаемых продуктов учебной деятельности (различные формы накопительной системы оценивания) как инструмента для представления учениками себя и своих достижений вне школы. Следовательно, при таких акцентах контроль и оценку целесообразно рассматривать как «запускной» механизм всей учебной деятельности школьников (с оценки своих возможностей начинается учебный процесс, контролем и оценкой сопровождается, и оценкой заканчивается тот или другой фрагмент учения школьника). Кроме этого надо отдавать себе отчет и в том, что каждый принцип, метод и прием контроля и оценивания имеет свои ограничения и может оказаться небезопасным, если его применять как абсолютный, универсальный, а не как верный лишь относительно. И, четвертая проблема, связана с организацией контрольно-оценочной деятельности на уроках эстетической (ИЗО, музыка) и физической культуры. До сих пор подходы в оценивании на этих учебных предметах не чем не отличаются от оценивания на уроках русского языка или математики. Даже замена отметок на слова «зачет» или «незачет» не снимает проблемы оценивания с этих предметов. Ясно, что количественная оценка применительно к творческим или спортивным достижениям неадекватна, вредна и не должна применяться. Творческие и физические достижения всегда уникальны и в принципе не подаются количественной мерке, какой бы то ни было стандартизации (нормативы на уроках физической культуры к физической культуре не имеют никакого отношения). Рекомендации об отмене отметок на таких уроках как музыка, изобразительное искусство и физическая культура7 вызвали неоднозначную реакцию у учителей этих предметов. Ряд учителей, принимая в душе, аргументы в пользу отмены отметок, считают, однако, что в реальных условиях этот верный, по сути, шаг может обернуться негативными последствиями в целом для школы: отметка не ставится, на аттестат не влияет – все это может способствовать «выдавливанию» прежде всего искусства из учебного плана. Такие опасения могут тормозить переход школ на другие способы оценивания на уроках эстетического цикла и физической культуры. Для снятия подобных опасений есть только один ход – поставить все учебные предметы в одинаковые условия, перейти школе в режим безотметочной системы оценивания с возможностью «перевода» по необходимости в любую балльную систему оценивания, в том числе и пятибалльную. А все педагогические силы учителей эстетического блока и физической культуры направить на поиск и расширение адекватных форм оценивания в этих учебных дисциплинах. Школьной практикой накоплен достаточный опыт разных форм качественной оценки творчества наших детей. Итак, указанные выше проблемы, в условиях проектирования шестилетней начальной школы следующие организационно-педагогические задачи по дальнейшей работе изменения системы контрольно-оценочной деятельности в практике начального образования:
|