|
Центр гражданско-правового образования «Восхождение»
| 420054, г.Казань, ул.Актайская, д.5 (школа №48). Тел.: 8-927-240-83-98; (843) 533-10-12; 278-60-41
Email: pravo48@list.ru Web: www.pravo48.narod.ru
|
Выступления участников Всероссийской педагогической конференции
«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности»
(октябрь – ноябрь 2011 г.) Всего участников конференции – 146 педагогов
Количество опубликованных выступлений – 86 Оглавление
(для того, чтобы перейти к тексту выступления,
кликните по теме выступления)
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (Анисимова Елена Алексеевна)
«Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста» (Фрисс Наталья Владиславовна)
«О роли старшего вожатого в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности» (Вохминцева Светлана Михайловна)
«Основа личности – это ее развитие» (Рейнгард Галина Дмитриевна)
«Педагогические методы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках английского языка» (Чоп Ольга Александровна)
«Перспективы развития духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в условиях модернизации образования» (Салтыкова Елена Николаевна)
«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности посредством вовлечения детей в реализацию коллективного проекта «Город рукоделия» (Акимова Ирина Павловна, Барсукова Татьяна Юрьевна)
«Влияние физических упражнений и игр на характер и поведение ребёнка» (Хорев Александр Николаевич)
«Содержание деятельности в рамках Комплексной программы «Традиция» - возможный вариант развития духовно-нравственных основ личности» (Селиверстикова Елена Алексеевна)
«Музейная педагогика как компонент образовательного пространства и средство приобщения ребёнка к духовно-нравственному наследию народа» (Подбельцева Татьяна Михайловна, Беспалова Галина Максимовна, Иванова Ольга Витальевна)
«Смотрю на жизнь по-новому» (О духовно-нравственных аспектах воспитания) (Шавина Нина Васильевна)
«Уроки литературы как система духовно-нравственного становления личности» (Красильникова Валентина Леонидовна)
«Формирование духовной культуры учащихся на уроке литературы» (Чупрынина Галина Васильевна)
«Пример учителя в формировании духовно-нравственных качеств личности» (Хорева Елена Валентиновна)
«Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни у младших школьников» (Сажина Наталья Сергеевна, Игнатова Светлана Николаевна)
«Этнопедагогика как фактор духовно-нравственного воспитания» (Мельникова Нина Сергеевна)
«Внеаудиторная работа, как средство развития творческой и духовной личности» (Козяр Анна Сергеевна)
«Нравственное воспитание учащихся начальной школы. Из опыта работы» (Климашова Светлана Николаевна)
«Формирование и развитие духовно нравственных основ личности» (Новикова Наталья Николаевна)
«Формирование способности слепых и слабовидящих детей к нравственному саморазвитию» (Антоновская Елизавета Юрьевна, Крахмелец Людмила Александровна)
«Пути и средства приобщения детей к духовно-нравственным ценностям» (Афонасова Ольга Владимировна, Кравец Татьяна Николаевна, Перышкина Татьяна Владимировна)
«Духовно-нравственное развитие студента-медика» (Банькова Альбина Николаевна)
«Воспитание культуры общения, у учащихся учреждений дополнительного образования детей, как условие формирования их коммуникативной компетенции» (Хакимова Ирина Александровна)
«Формирование духовно-нравственных качеств личности у дошкольников через художественную литературу» (Адушева Людмила Викторовна)
«Музейная деятельность, как средство формирования и развития духовно-нравственных основ личности детей дошкольного возраста» (Мишустина Светлана Юрьевна)
«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности посредством взаимодействия с родителями воспитанников» (Хаустова Елена Владимировна)
«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности» (Князева Ольга Павловна)
«Хоровое пение как средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения» (Саляхова Резеда Рифгатовна)
«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности» (Сираева Галина Борисовна)
«Нравственное воспитание школьников» (Григорьева Марина Александровна)
«Приоритетные направления воспитательной работы в группе автослесарей» (Грохотова Елена Айзиковна)
«Русская культура как средство духовно-нравственного воспитания учащихся» (Гончарук Оксана Георгиевна)
«Формирование нравственной культуры младших школьников в условиях поликультурного общества» (Балданова Жалма Барадиевна)
«Храни, Господь, очаг семейный (духовно-нравственное воспитание в семье)» (Пепеляева Ирина Александровна)
«Роль классного руководителя в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности» (Журавлева Марина Петровна)
«Формирование личности будущего гражданина России на уроках фортепиано в музыкальной школе» (Синенко Лилия Владиленовна)
«Русская литература как средство воспитания патриотизма у подростков» (Безрукова Евгения Викторовна)
«Благотворительная акция «Японский журавлик» (Воробьева Ирина Михайловна)
«К проблеме сущности и содержания духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях УДО» (Гарифуллина Зайтуна Муваритовна)
«Роль педагога дополнительного образования в гуманизации личности» (Хафизова Рамзия Магсумовна)
«Воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей у школьников через проектную деятельность на уроках технологии» (Назарук Нина Алексеевна)
«Современные проблемы духовно-нравственного воспитания личности» (Савосько Игорь Николаевич)
«Основы духовно-нравственного воспитания на уроках истории» (Трапицына Елена Алексеевна)
«Духовно-нравственнное воспитание учащихся» (Рахматуллина Рамзия Рафиковна)
«Взгляд на проблему духовно-нравственного развития личности» (Фирсова Елена Алексеевна)
«Воспитание гражданственности и патриотизма через школьное военно-патриотическое объединение» (Есаулов Геннадий Владимирович)
«Формирование духовно-нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы» (Юсупова Алефтина Алексеевна)
«Мониторинг качества профессионального воспитания» (Галимуллина Асия Кабировна)
«Патриотическое воспитание старших дошкольников на примере земляков-героев Великой Отечественной войны» (Леонова Анастасия Сергеевна)
«Воспитание Гражданина, Человека на уроках по изучению лирики А.С.Пушкина» (Бельцова Ольга Алексеевна)
«Формированием нравственных качеств личности школьника» (Макарова Наталья Анатольевна)
«Духовно-нравственное воспитание – основа гражданственности» (Ильясова Фидания Гатаевна)
«Формирование и развитие личности через организацию социально значимой творческой деятельности» (Шубелева Марина Евгеньевна)
«Интенсивное нравственное формирование личности в подростковом возрасте» (Запорожцева Галина Юрьевна)
«Развитие общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей школьников в условиях мультикультурной школы» (Терпугова Ирина Валерьевна)
«Формирование духовно-нравственных ценностей через взаимодействие и партнерство в условиях мультикультурной среды и пространства» (Петушкова Анастасия Германовна)
«Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников в условиях внеурочной деятельности» (Мишина Елена Николаевна)
«Организационно-педагогические условия формирования и развития духовно-нравственных основ личности младших школьников» (Баева Лидия Михайловна, Лысяк Светлана Ивановна)
«Мотивация учащегося на познавательную деятельность интерактивными методами преподавания» (Сарри Надежда Аркадьевна)
«Образование как основа духовно-нравственного воспитания личности» (Самохвалов Андрей Сергеевич)
«Исследовательская и поисковая деятельность школьного музея как фактор патриотического и духовно-нравственного воспитания: из опыта работы школьного историко-краеведческого музея им. Д.С.Дохтурова» (Талаева Наталия Евгеньевна)
«Тихая моя родина» (Шалагинова Татьяна Антоновна)
«Любовь к родному языку как основа духовно-нравственного воспитания» (Cегеда Галина Николаевна)
«Формирование духовно-нравственной личности на уроках литературы и русского языка» (Устинова Ирина Викторовна)
«Воспитание коммуникативной и духовной культуры как условие успешной социализации личности на уроках литературы и МХК» (Ситникова Светлана Сергеевна)
«Исследовательская деятельность как условие и средство развития детской одаренности» (Галялиева Винера Николаевна)
«Развитие одаренности в условиях начальной школы» (Нафикова Алсу Ясировна)
«Влияние психолого-педагогических условий на формирование духовно-нравственных основ личности ребенка дошкольного возраста» (Пушкарева Марина Сергеевна)
«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через познавательное развитие» (Короткова Инесса Анатольевна)
«Социализация подростков в детских общественных организациях» (Ластовка Лариса Васильевна)
«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности на урока литературы» (Чепурнова Ольга Ивановна)
«Нравственное воспитание на уроках английского языка» (Фатхуллина Файруза Наиловна)
«Развитие духовно-нравственных основ личности средствами народной хореографии» (Абдуллина Альбина Ильшатовна)
«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности у младших школьников с нарушением интеллекта» (Иванова Ольга Дмитриевна)
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках информатики в условиях кадетского корпуса» (Усенкова Валентина Владимировна)
«Воспитание патриотической личности будущего офицера Российской армии» (Постнова Наталья Александровна)
«Формирование духовно-нравственной личности на уроках истории в условиях кадетского корпуса» (Петрова Людмила Владимировна)
«Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы» (Пиникинштейн Ирина Андреевна)
«Права и обязанности малыша – первые ступеньки к истокам нравственности» (Кирбитова Анна Александровна)
«Социализация личности учащихся во внеурочной деятельности по истории» (Колотов Евгений Владимирович)
«Как сделать материал урока истории более одушевленным, а смысл – более одухотворённым?» (Булатов Салават Хызырович)
«Межпредметные связи на уроках русского языка» (Демьянова Светлана Евгеньевна)
«Организация дистанционного обучения детей-инвалидов в школе» (Новрузова Наталья Александровна)
«Музыкальное образование, как средство воспитания духовно-нравственной личности» (Зотова Лариса Анатольевна)
«Принципы системного подхода в рассмотрении вопроса о формировании духовно-нравственных основ личности ученика» (Усачева Галина Викторовна)
«Литература в духовно-нравственном воспитании старшеклассников» (Лаврик Ирина Сергеевна)
Выступления «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Анисимова Елена Алексеевна
МОУ СОШ №4 п.Чернянка
Белгородская обл.
За последнее десятилетие мы живём в резко изменившихся условиях. Современная социальная ситуация в стране носит драматический характер, который обусловлен глубоким нравственным, социо-культурным кризисом семьи. Поэтому решение проблемы духовно-нравственного воспитания с первых лет жизни, а также просвещение и педагогическое сопровождение семьи имеет чрезвычайную значимость.
Стремительные перемены в жизни общества кого-то пугают, кого-то восхищают, кого-то оставляют безразличным. Но не замечать их невозможно. Многое, естественное для традиционного общества, просто исчезает из жизни, иное трансформируется до неузнаваемости. Как в условиях столь разительных перемен сохранить главные духовные ценности. Найти им место в той реальности, с которой не считаться невозможно? А перемены эти, при всей их разнонаправленности, с тоски зрения именно традиционных ценностей, носит характер деструктивный. Разрушаются традиционные уклады быта, семьи, отвергаются пересмотру нравственной и моральной категории. И естественно, особому давлению подвергаются именно ценности духовные.
Ещё в середине 70-х годов известный духовник, подменно благодатный старец, пророчески сказал своему чаду, священнику: «На наше время гонений не будет, вы будите жить в мире и благополучно. Однако вам будет тяжелей, чем нашему поколению, ибо Дух Божий отходит от мира». К сожалению, плоды этого мы сегодня видим и в мире, и в церкви.
В этих условиях как некогда болезненной становится всегда бывшая острой проблема «отцов и детей», проблема воспитания подрастающего поколения.
Как оградить ребёнка от довлеющего из вне вала низменных страстей? И возможно ли это?
Поэтому решение проблемы духовно-нравственного воспитания с первых лет жизни имеет чрезвычайную значимость.
Выдающиеся советские педагоги Надежда Константиновна и Антон Семёнович Макаренко неоднократно подчёркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайным ответственным становлением нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Психология установила, что ребенок восприимчив ко многому с самого рождения. По определению одного учёного, душа ребёнка подобна чувствительной кинематографической, которая непрерывно фиксирует все ощущения. Ребенок ещё лежит в колыбели, а душа его уже накапливает впечатления, улавливает звуки, взгляды, интонации голосов и даже душевные настроения родителей. Из всех этих впечатлений, помимо его разума, непрерывно формируется подсознание ребёнка. И всё что он воспринимает день за днём, становится частью его личности, и тогда уже никакими способами эти впечатления не изгладить.
Кроме того, современная психология пришла к выводу, что такое подсознательное впечатление в раннем детстве имеет большое значение для последующего развития человека. Вот почему родители должны помнить, что к первым впечатлениям младенца надо подходить с величайшей
бережностью, потому что с момента рождения в нём начинает формироваться не только тело, но и душа.
Итак, самое важное время для воспитания души - раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребёнка в возрасте до 6-7 лет, подобно мягкой глине, из которой можно лепить его будущую личность. После этого возраста главные черты человека уже сформировались, и переделать их почти невозможно.
Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества в них ещё слабы и нуждаются в постоянном развитии. По мере этого, как ребёнок растёт, надо укреплять в ребёнке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть заложенная Богом способность оценивать свои поступки - это совесть, нужно развивать в ребёнке чуткую совесть и приучать его прислушиваться к его голосу.
В современной России во всех слоях общества растёт интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части.
Духовно-нравственное воспитание - на сегодняшний день актуальная тема. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Когда задумываешься о том, что ИСТИНА, НАСЛЕДИЕ - это ДУХОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, когда начинаешь понимать, что можешь подарить воспитаннику радость жизни, когда способен оставить сыну или дочери своё имя, свою честь, своё дело, когда ты твёрдо можешь сказать: «Я дал своему отроку понимание Истины существования и Мудрой жизни». По сути, нам ничего не надо выдумывать, ничего не надо искать. Нужно только обратиться к традиционной русской культуре, к нашему тысячелетнему историческому прошлому, к духовному наследию русских мыслителей, святых отцов, национальных героев.
Наша задача - задача педагогов - донести это до детей в доступной для них форме, приобщая их к духовному наследию России.
Дети - это наше будущее, они нуждаются в постоянной заботе и духовном воспитании. Да поможет нам всем Бог в этом благом деле! |